Цели, задачи и структура учебной практики
Директор Юридического института
___________ И.В. Шишко
подпись инициалы, фамилия
«____» ______________2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для прохождения учебной практики
Направление 40.03.01 Юриспруденция
Институт Юридический
Красноярск 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для прохождения учебной практики
составлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016 г.), Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464), Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. N 1383), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 N 1367).
Составили: Г.Л. Москалев, А.А. Габов, С.И. Гутник, А.В. Пушкина
Методические рекомендации обсуждены на заседании НМСИ ЮИ СФУ
«______» __________ 2016 г. протокол № ____.
Председатель НМСИ __________
Цели, задачи и структура учебной практики
Учебная практика является обязательным и необходимым этапом подготовки бакалавра по направлению «Юриспруденция», и предусматривается учебным планом. Согласно п. 7 Положения «О практике обучающихся, осваивающих основные Профессиональные образовательные программы Высшего образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. N 1383), «учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков».
В современном мире обилия правовой информации каждый специалист, практикующий в области юриспруденции, сталкивается с проблемой поиска необходимых ему сведений. Ежедневно прокурорам, следователям, судьям, корпоративным и иным юристам, в том числе ученым, требуется осуществить подбор нормативных актов, регулирующих какой-либо вопрос, найти практику применения той или иной нормы, обнаружить в доктрине позиции относительно решения правовой проблемы. Действительно, умение оперативно находить достоверную информацию является базовым навыком, без которого не может обойтись в своей работе ни один юрист. При этом начинающий специалист, столкнувшись с необходимостью поиска, может испытать серьёзные затруднения, связанные с незнанием источников достоверной правовой информации, а равно неумением с ними работать. В целях предотвращения обозначенных ситуацийучебная практика призвана сформировать у студента:
- знание основных баз данных правовых и научных материалов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- умение работать с современными и историческими источниками правовой, а также научной информации;
- навык владения алгоритмами поиска в основных базах данных правовых и научных материалов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Однако обнаружение источника информации – это лишь этап на пути к решению практической проблемы. Получив в свое распоряжение текст нормативного правового или правоприменительного акта, а равно научной работы, необходимо выяснить, относится ли он к искомой теме, чтобы далее уделить ему больше времени. Для этого потребуется оперативно провести первичный анализ источника. Поэтому в задачи учебной практики также входит формирование у студента:
- знания структуры правоприменительного акта и научной статьи;
- навыка владения первичными навыками анализа источников правовой информации;
- навыка уяснения содержания правоприменительных и научных материалов;
- умения формулировать собственное аргументированное мнение о содержании источника правовой и научной информации.
Помимо будущей практической деятельности, указанные навыки будут полезны студенту и в дальнейшем обучении. Умение найти достоверную информацию по определенной теме и понять ее необходимо при подготовке к семинарским занятиям каждой правовой дисциплины, предусмотренной образовательной программой. Учебная практика также призвана познакомить студента с правилами библиографического описания источников информации. Навык правильного оформления библиографии, наряду с названными выше умениями, поможет обучающемуся в подготовке курсовых работ, а также выпускной квалификационной работы. В связи с тем, что полученные навыки способствуют эффективному освоению большей части образовательной программы, учебным планом предусмотрено прохождение учебной практики на 1 курсе.
Для прохождения учебной практики отводится две недели. В течение этого срока необходимо пройти все этапы практики, а именно: посетить консультацию с руководителем практики; последовательно выполнить три контрольных задания; оформить отчет о прохождении учебной практики. Настоящее пособие призвано помочь студенту в полном объеме освоить программу учебной практики, успешно справившись с каждым ее этапом.
2. Консультация с руководителем практики
Для прохождения учебной практики студент прикрепляется к руководителю практики. Руководителем практики выступает член профессорско-преподавательского состава ЮИ СФУ, как правило, в должности старшего преподавателя, доцента или профессора. Распределение студентам руководителей практики осуществляется в соответствии с учебной нагрузкой сотрудников ЮИ СФУ. В связи с тем, что как задания практики, так и критерии их оценки, стандартизированы, не стоит беспокоиться, если руководителем практики оказался назначен сотрудник кафедры, в предметную область которой входят дисциплины, изучаемые на последующих курсах.
Руководитель практики назначает дату и время проведения консультации. В ходе консультации с руководителем практиканту необходимо выяснить:
- тематику нормативно-правовых и/или правоприменительных актов, а также доктринальных источников, поиск которых предусмотрен заданиями учебной практики. При этом тематика правовых и доктринальных актов по решению руководителя может, как отличаться, так и совпадать;
- количество правоприменительных актов и научных статей, которые следует поместить в приложение к отчету в результате выполнения контрольного задания № 1 и № 2 соответственно. Обратите внимание, что количество источников в приложении не может быть меньше одного и больше двух по каждому заданию. В случае отсутствия указания руководителя практики по этому поводу, количество прилагаемых к отчету работ по каждому заданию определяется практикантом самостоятельно с учетом положений установленных Программой учебной практики и настоящими Методическими рекомендациями;
- правоприменительный или доктринальный источник следует проанализировать в рамках контрольного задания № 3. В случае отсутствия указания руководителя практики по этому поводу, выбор источника для анализа осуществляется самостоятельно;
- вопросы для осуществления анализа правоприменительного или доктринального источника в рамках контрольного задания № 3. В случае отсутствия специальных указаний руководителя практики по этому поводу, анализ источника следует проводить исходя, из перечня рекомендуемых вопросов, указанных в Программе учебной практики и настоящих Методических рекомендациях;
- дату защиты практики и предполагаемый круг вопросов, подлежащих обсуждению в рамках защиты. Также необходимо выяснить, следует ли направить отчет о прохождении практики руководителю предварительно до непосредственной защиты или представить окончательный вариант документа в согласованный день.