Примерный перечень вопросов. Для студентов, обучающихся по направлению подготовки

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(АНО ВПО МГЭИ)

Тверской филиал

Утверждаю

Директор

Тверского филиала МГЭИ

______________ А.А. Бутузов

«_15__» ___июня___ 2016 г.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Правоведение»

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки

МЕНЕДЖМЕНТ

Квалификация (степень) Бакалавр

Тверь 2016

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Менеджмент» Тверского филиала, протокол № 1 от 7 июня2016.

Срок действия ФОС до 31.08.2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы…………………    
2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания……………………………………………………………..      
3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций …………………………………………………………….

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины «Правоведение» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Менеджмент» следующих общекультурных и общепрофессиональных (ОПК) компетенций (согласно ФГОС ВО):

Способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
Владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

При изучении курса организуется текущий и промежуточный контроль успеваемости.

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Компетенции Уровни Показатели и Критерии Этапы
ОК-6 пороговый знает основы отраслей права
продвинутый осознает социальную значимость права в своей будущей профессии
высокий способен уважительно относиться к правовым нормам
ОПК-1 пороговый знает особенности отраслей публичного и частного права
подвинутый способен на основе анализа юридической ситуации предлагать пути разрешения спора
высокий способен совершать юридические действия в области права в рамках своей деятельности

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Текущая аттестация по дисциплине проводится в устной и письменной формах:

1. Устный опрос

2. Тестирование

3. Решение задач (письменно)

4. Написание реферата

Типовое задание для оценивания результатов сформированности компетенции на 1 этапе формирования

(ОК-6; ОПК-1;)

Примерный перечень вопросов

1. Понятие государства и его основные признаки.

2. Сущность государства и его социальное предназначение.

3. Понятие права, его признаки, место и роль права в системе регуляторов общественных отношений.

4. Источники российского права.

5. Нормы права и нормативные правовые акты, действие нормативных правовых актов.

6. Понятие системы права и ее основные отрасли.

7. Конституционное право Российской Федерации – ведущая отрасль системы права России.

8. Сущность и значение Конституции Российской Федерации.

9. Определение Конституции Российской Федерации, ее содержание, прямое действие и охрана.

10. Федеративное устройство России.

11. Конституционные основы государственной власти Российской Федерации.

12. Конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина и гарантии их осуществления.

13. Правовое государство: понятие и признаки.

14. Проблемы формирования правового государства в России.

15. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

16. Понятие административного права и метод его регулирования.

17. Субъекты административного права.

18. Основные черты административно-правовых отношений.

19. Виды административно-правовых отношений.

20. Административное принуждение.

21. Административное правонарушение и административная ответственность.

22. Понятие гражданского права, его методы, принципы и система.

23. Гражданские правоотношения.

24. Общие положения права собственности.

25. Содержание права собственности.

26. Понятие семейного права и метод регулирования брачно-семейных отношений.

27. Принципы и источники семейного права.

28. Понятие брака, условия и порядок вступления в брак.

29. Прекращение брака и признание брака недействительным.

30. Личные и имущественные отношения между супругами.

31. Договорный режим супружеского имущества.

32. Права и обязанности родителей и детей.

33. Алиментные отношения членов семьи.

34. Понятие трудового права и его источники.

35. Субъекты трудового права.

36. Понятие трудового договора и его содержание.

37. Заключение трудового договора, его изменение и основания прекращения.

38. Понятие уголовного права.

39. Принципы уголовного права.

40. Понятие преступления и его признаки.

41. Классификация преступлений.

42. Понятие уголовной ответственности.

43. Понятие уголовного наказания и его содержание.

44.Цели уголовного наказания и виды уголовных наказаний.

Примеры тестов для текущего контроля оценивания результатов сформированности компетенции:

(ОК-6; ОПК-1)

Тест 1

1. Какая из перечисленных норм является нормой права?
  ч. 1 ст. 20 Конституции РФ: «Каждый имеет право на жизнь»;
  религиозная заповедь: «не убий»;
  политическая норма: «жизнь есть борьба».
  2. К какому виду правовых норм относится норма, согласно которой «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей»?
  дефинитивных;
л регулятивных;
  охранительных.
  3. Какие слова выражают санкцию следующей нормы уголовного права: «убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, – наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет»?
  умышленное причинение смерти наказывается лишением свободы;
  наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет;
  на срок от шести до пятнадцати лет.
  4. Какой нормативный правовой акт обладает в России высшей юридической силой и прямым действием?
  постановление Конституционного Суда Российской Федерации;
  федеральный конституционный закон;
  Конституция Российской Федерации.
  5. Что понимается под «прецедентом» как источником (формой) права?
  международная конвенция;
  судебное или административное решение;
  нормативный правовой акт.
  6. По истечении какого срока вступают в силу федеральные законы на территории Российской Федерации?
  по истечении 7 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу;
  по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу;
  по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
  7. Какой закон имеет обратную силу?
  Семейный кодекс;
  Гражданский кодекс;
  уголовный закон, устраняющий преступность деяния.
  8. В пределах какой территории действуют законы Московской области?
  в пределах всей территории Российской Федерации;
  в пределах Москвы и Московской области;
  в пределах Московской области.
  9. Что составляет предмет правового регулирования?
  совокупность приемов, средств и способов воздействия на общественные отношения;
  нормативные правовые акты;
  общественные отношения.
  10. Совокупность приемов, способов и средств воздействия норм права на регулируемые ими отношения – это?
  предмет правового регулирования;
  метод правового регулирования;
  система законодательства.
  11. Какие из названных перечней отраслей права входят в состав публичного права?
  конституционное, уголовное, финансовое;
  финансовое, трудовое, административное;
  уголовное, гражданское, конституционное.
  12. Презумпция – это:
  признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное;
  основополагающая идея, в соответствии с которой организована отрасль права;
  сложившееся и широко применяемое в какой-либо области человеческой деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
  13. Основополагающая идея, в соответствии с которой организована отрасль права– это:
  презумпция;
  принцип;
  правовой обычай.
  14. Применение к отношениям, прямо не урегулированным законом, соглашением сторон или правовым обычаем, норм законодательства, регулирующих сходные отношения – это:
  презумпция;
  аналогия закона;
  аналогия права.
  15. Аналогия права – это:
  применение к отношениям, прямо не урегулированным законом, соглашением сторон или правовым обычаем, норм законодательства, регулирующих сходные отношения;
  применение общих принципов и смысла права к отношениям, которые не урегулированы законом;
  система федеральных законов, регулирующих отношения.
  16. Структура правоотношения включает:
  субъектов, содержание и объект;
  субъектов и содержание;
  субъектов и объект.
  17. Что образует содержание правоотношения?
  субъективные права и субъективные обязанности;
  субъективные права;
  субъективные обязанности.

Тест 2

  1. Кто (что) являются субъектами правоотношений?
  физические и юридические лица;
  физические и юридические лица, а также государство;
  физические и юридические лиц, Россия, субъекты РФ, муниципальные образования.
  2. Что такое правоспособность?
  потенциальная (абстрактная) способность лица иметь права и нести обязанности;
  способность лица самостоятельно совершать юридические действия;
  способность лица самостоятельно совершать юридические действия;
  3. С какого момента возникает правоспособность у юридического лица?
  со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица;
  со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица и получения лицензии на занятие предпринимательской деятельностью;
  со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица либо с момента получения лицензии на занятие определенным видом деятельности.
  4. Способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и осуществлять их, в том числе нести самостоятельную юридическую ответственность, - это:
  правоспособность;
  дееспособность;
  деликтоспособность.
  5. С какого возраста, по общему правилу, граждане приобретают дееспособность в полном объеме?
  с 14 лет;
  с 16 лет;
  с 18 лет.
  6. Являются ли вещи объектами правоотношений?
  являются;
  не являются;
  не являются;
  7. Что признаётся интеллектуальной собственностью гражданина или юридического лица?
  произведения науки, литературы, искусства, изобретения и товарные знаки;
  исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;
  результаты интеллектуальной деятельности.
  8. Что такое ценная бумага?
  документ, удостоверяющий приоритет, авторство объекта промышленной собственности и исключительное право на него;
  документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении;
  сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
  9. Что является основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений?
  юридический факт, прошедший государственную регистрацию;
  только совокупность юридических фактов;
  юридический факт или совокупность юридических фактов.
  10. Какие из перечисленных фактов являются неправомерными действиями?
  заключение кредитного договора;
  незаконное получение кредита;
  погашение кредиторской задолженности.
  11. Какие из перечисленных фактов являются событиями?
  договор купли-продажи жилого дома;
  достижение возраста совершеннолетия;
  решение суда о лишении родительских прав.
  12. Какая из перечисленных форм ответственности не является юридической?
  общественное порицание;
  денежная компенсация морального вреда;
  административный штраф.
  13. Какая из отраслей права устанавливает презумпцию виновности правонарушителя?
  уголовное право;
  гражданское право;
  финансовое право.

Тест 3

  1. В течение какого срока правонарушитель считается подвергнутым административному наказанию?
  1 года со дня совершения административного правонарушения;
  1 года со дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении
  1 год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
  2. На какие категории подразделяются уголовные преступления в зависимости от характера и степени их общественной опасности?
  убийства, преступления против личности и преступления в сфере экономической деятельности;
  преступления небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;
  преступления против общественной безопасности, против государственной власти и экологические преступления.
  3. Каким законом предусмотрена юридическая ответственность за преступления?
  Уголовным кодексом РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ и законами субъектов РФ об уголовных преступлениях;
  только Уголовным кодексом РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ;
  только законами субъектов РФ об уголовных преступлениях.
  4. В состав преступления входят:
  субъект, объективная сторона, субъективная сторона;
  субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона;
  объект, объективная сторона, субъективная сторона.
  5. Объективная сторона преступления - это:
  общественное отношение, охраняемое нормами уголовного права и на которые посягает преступник;
  общественно опасное активное (действие) или пассивное (бездействие) поведение субъекта, повлекшее причинение ущерба общественным отношениям;
  психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям.
  6. Кто может быть субъектом преступления?
  международная организация;
  иностранное юридическое лицо;
  физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.
  7. С какого возраста лицо может быть привлечено к уголовной ответственности?
  если оно достигло возраста 16 лет к моменту совершения преступления;
  если оно достигло возраста 16 лет к моменту возбуждения уголовного дела;
  если оно достигло возраста 16 лет к моменту вступления приговора суда в законную силу.
  8. Какое деяние признается преступлением, совершенным умышленно?
  совершенное с прямым или косвенным умыслом;
  совершенное по легкомыслию;
  совершенное с прямым умыслом, по легкомыслию или небрежности.
  9. Брачный возраст в России составляет:
  18 лет для мужчины и женщины;
  16 лет для мужчины и женщины;
  18 лет - для мужчины и 16 лет – для женщины.
  10. Чем могут быть установлены порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет?
  законами субъектов Российской Федерации;
  в органе загса;
  в церкви или другом религиозном объединении;
  в органе загса или религиозном объединении – по выбору лиц, вступающих в брак.
  11. Какой орган осуществляет признание брака недействительным?
  орган загса;
  церковь или другое религиозное объединение;
  суд.
  12. Что такое «фиктивный брак»?
  брак, заключенный на определенный срок;
  брак, заключенный супругами или одним из них без цели создания семьи;
  брак, в котором один из супругов является недееспособным.
  13. С какого момента брак считается недействительным?
  со дня его заключения;
  со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительны;
  со дня государственной регистрации недействительности брака.
  14. Производится ли расторжение брака в органах загса по заявлению одного из супругов, имеющих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом недееспособным?
  не производится;
  производится;
  производится, если супруги имеют одного общего ребенка.
  15. Какой максимальный срок для примирения супругов при расторжении брака в суде установлен законодательством:
  1 месяц
  3 месяца
  максимальных сроков нет.
  16. С какого момента брак считается прекращенным?
  со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении;
  со дня государственной регистрации смерти одного из супругов;
  со дня государственной регистрации прекращения брака в книге регистрации актов гражданского состояния.
  17. С какого момента брак считается действительным?
  со дня подачи лицами, вступающими в брак, заявления в органы загса;
  по истечении месяца со дня подачи лицами, вступающими в брак заявления в органы загса;
  со дня государственной регистрации брака в органах загса.
  18. Сверхурочная работа не может превышать:
  4 часа в течение 2 дней подряд;
  120 часов в год;
  4 часа в течение 2 дней подряд и 120 часов в год.
  19. Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет:
  24 календарных дня;
  28 календарных дней;
  1 календарный месяц.
  20. По истечении какого периода времени после поступления на новую работу у работника возникает право на отпуск?
  3 месяцев;
  6 месяцев;
  11 месяцев.
  21. Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня может составлять:
  до 30 минут;
  более 2 часов;
  от 30 минут до 2 часов.
  22. В каком размере оплачивается сверхурочная работа за первые два часа работы?
  не менее чем в двойном размере;
  не менее чем в тройном размере;
  не менее чем в полуторном размере.
  23. Какой общий размер удержаний допускается при выплате заработной платы работнику?
  20%;
  50%;
  70%.
  24. В какой форме производится выплата заработной платы?
  в денежной форме (в рублях);
  в денежной форме (в рублях или иностранной валюте);
  в натуральной форме.
  25. В течение какого периода времени должна не выплачиваться заработная плата, чтобы у работника возникло право на приостановление работы?
  15 дней;
  1 месяца;
  6 месяцев.
  26. В каком органе рассматривается индивидуальный трудовой спор об отказе в приеме на работу?
  непосредственно в суде;
  в суде, после рассмотрения спора в комиссии по трудовым спорам;
  в соответствующем профсоюзном органе.

Типовое задание для оценивания результатов сформированности компетенции на уровне 2 этапа

Наши рекомендации