АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(АНО ВПО МГЭИ)
Тверской филиал
Утверждаю
Директор
Тверского филиала МГЭИ
______________ А.А. Бутузов
«_15__» ___июня___ 2016 г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Правоведение»
Для студентов, обучающихся по направлению подготовки
МЕНЕДЖМЕНТ
Квалификация (степень) Бакалавр
Тверь 2016
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Менеджмент» Тверского филиала, протокол № 1 от 7 июня2016.
Срок действия ФОС до 31.08.2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы………………… | |
2. | Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания…………………………………………………………….. | |
3. | Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы | |
4. | Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций ……………………………………………………………. | |
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины «Правоведение» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Менеджмент» следующих общекультурных и общепрофессиональных (ОПК) компетенций (согласно ФГОС ВО):
Способностью к самоорганизации и самообразованию | (ОК-6); |
Владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | (ОПК-1); |
При изучении курса организуется текущий и промежуточный контроль успеваемости.
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Компетенции | Уровни | Показатели и Критерии | Этапы |
ОК-6 | пороговый | знает основы отраслей права | |
продвинутый | осознает социальную значимость права в своей будущей профессии | |
высокий | способен уважительно относиться к правовым нормам | |
ОПК-1 | пороговый | знает особенности отраслей публичного и частного права | |
подвинутый | способен на основе анализа юридической ситуации предлагать пути разрешения спора | |
высокий | способен совершать юридические действия в области права в рамках своей деятельности | |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Текущая аттестация по дисциплине проводится в устной и письменной формах:
1. Устный опрос
2. Тестирование
3. Решение задач (письменно)
4. Написание реферата
Типовое задание для оценивания результатов сформированности компетенции на 1 этапе формирования
(ОК-6; ОПК-1;)
Примерный перечень вопросов
1. Понятие государства и его основные признаки.
2. Сущность государства и его социальное предназначение.
3. Понятие права, его признаки, место и роль права в системе регуляторов общественных отношений.
4. Источники российского права.
5. Нормы права и нормативные правовые акты, действие нормативных правовых актов.
6. Понятие системы права и ее основные отрасли.
7. Конституционное право Российской Федерации – ведущая отрасль системы права России.
8. Сущность и значение Конституции Российской Федерации.
9. Определение Конституции Российской Федерации, ее содержание, прямое действие и охрана.
10. Федеративное устройство России.
11. Конституционные основы государственной власти Российской Федерации.
12. Конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина и гарантии их осуществления.
13. Правовое государство: понятие и признаки.
14. Проблемы формирования правового государства в России.
15. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
16. Понятие административного права и метод его регулирования.
17. Субъекты административного права.
18. Основные черты административно-правовых отношений.
19. Виды административно-правовых отношений.
20. Административное принуждение.
21. Административное правонарушение и административная ответственность.
22. Понятие гражданского права, его методы, принципы и система.
23. Гражданские правоотношения.
24. Общие положения права собственности.
25. Содержание права собственности.
26. Понятие семейного права и метод регулирования брачно-семейных отношений.
27. Принципы и источники семейного права.
28. Понятие брака, условия и порядок вступления в брак.
29. Прекращение брака и признание брака недействительным.
30. Личные и имущественные отношения между супругами.
31. Договорный режим супружеского имущества.
32. Права и обязанности родителей и детей.
33. Алиментные отношения членов семьи.
34. Понятие трудового права и его источники.
35. Субъекты трудового права.
36. Понятие трудового договора и его содержание.
37. Заключение трудового договора, его изменение и основания прекращения.
38. Понятие уголовного права.
39. Принципы уголовного права.
40. Понятие преступления и его признаки.
41. Классификация преступлений.
42. Понятие уголовной ответственности.
43. Понятие уголовного наказания и его содержание.
44.Цели уголовного наказания и виды уголовных наказаний.
Примеры тестов для текущего контроля оценивания результатов сформированности компетенции:
(ОК-6; ОПК-1)
Тест 1
1. Какая из перечисленных норм является нормой права? | ч. 1 ст. 20 Конституции РФ: «Каждый имеет право на жизнь»; | | религиозная заповедь: «не убий»; | | политическая норма: «жизнь есть борьба». | |
| 2. К какому виду правовых норм относится норма, согласно которой «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей»? | дефинитивных; | л | регулятивных; | | охранительных. | |
| 3. Какие слова выражают санкцию следующей нормы уголовного права: «убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, – наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет»? | умышленное причинение смерти наказывается лишением свободы; | | наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет; | | на срок от шести до пятнадцати лет. | |
| 4. Какой нормативный правовой акт обладает в России высшей юридической силой и прямым действием? | постановление Конституционного Суда Российской Федерации; | | федеральный конституционный закон; | | Конституция Российской Федерации. | |
| 5. Что понимается под «прецедентом» как источником (формой) права? | международная конвенция; | | судебное или административное решение; | | нормативный правовой акт. | |
| 6. По истечении какого срока вступают в силу федеральные законы на территории Российской Федерации? | по истечении 7 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу; | | по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу; | | по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. | |
| 7. Какой закон имеет обратную силу? | Семейный кодекс; | | Гражданский кодекс; | | уголовный закон, устраняющий преступность деяния. | |
| 8. В пределах какой территории действуют законы Московской области? | в пределах всей территории Российской Федерации; | | в пределах Москвы и Московской области; | | в пределах Московской области. | |
| 9. Что составляет предмет правового регулирования? | совокупность приемов, средств и способов воздействия на общественные отношения; | | нормативные правовые акты; | | общественные отношения. | |
| 10. Совокупность приемов, способов и средств воздействия норм права на регулируемые ими отношения – это? | предмет правового регулирования; | | метод правового регулирования; | | система законодательства. | |
| 11. Какие из названных перечней отраслей права входят в состав публичного права? | конституционное, уголовное, финансовое; | | финансовое, трудовое, административное; | | уголовное, гражданское, конституционное. | |
| 12. Презумпция – это: | признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное; | | основополагающая идея, в соответствии с которой организована отрасль права; | | сложившееся и широко применяемое в какой-либо области человеческой деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. | |
| 13. Основополагающая идея, в соответствии с которой организована отрасль права– это: | презумпция; | | принцип; | | правовой обычай. | |
| 14. Применение к отношениям, прямо не урегулированным законом, соглашением сторон или правовым обычаем, норм законодательства, регулирующих сходные отношения – это: | презумпция; | | аналогия закона; | | аналогия права. | |
| 15. Аналогия права – это: | применение к отношениям, прямо не урегулированным законом, соглашением сторон или правовым обычаем, норм законодательства, регулирующих сходные отношения; | | применение общих принципов и смысла права к отношениям, которые не урегулированы законом; | | система федеральных законов, регулирующих отношения. | |
| 16. Структура правоотношения включает: | субъектов, содержание и объект; | | субъектов и содержание; | | субъектов и объект. | |
| 17. Что образует содержание правоотношения? | субъективные права и субъективные обязанности; | | субъективные права; | | субъективные обязанности. | |
Тест 2
| 1. Кто (что) являются субъектами правоотношений? | физические и юридические лица; | | физические и юридические лица, а также государство; | | физические и юридические лиц, Россия, субъекты РФ, муниципальные образования. | |
| 2. Что такое правоспособность? | потенциальная (абстрактная) способность лица иметь права и нести обязанности; | | способность лица самостоятельно совершать юридические действия; | | способность лица самостоятельно совершать юридические действия; | |
| 3. С какого момента возникает правоспособность у юридического лица? | со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица; | | со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица и получения лицензии на занятие предпринимательской деятельностью; | | со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица либо с момента получения лицензии на занятие определенным видом деятельности. | |
| 4. Способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и осуществлять их, в том числе нести самостоятельную юридическую ответственность, - это: | правоспособность; | | дееспособность; | | деликтоспособность. | |
| 5. С какого возраста, по общему правилу, граждане приобретают дееспособность в полном объеме? | с 14 лет; | | с 16 лет; | | с 18 лет. | |
| 6. Являются ли вещи объектами правоотношений? | являются; | | не являются; | | не являются; | |
| 7. Что признаётся интеллектуальной собственностью гражданина или юридического лица? | произведения науки, литературы, искусства, изобретения и товарные знаки; | | исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг; | | результаты интеллектуальной деятельности. | |
| 8. Что такое ценная бумага? | документ, удостоверяющий приоритет, авторство объекта промышленной собственности и исключительное право на него; | | документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении; | | сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. | |
| 9. Что является основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений? | юридический факт, прошедший государственную регистрацию; | | только совокупность юридических фактов; | | юридический факт или совокупность юридических фактов. | |
| 10. Какие из перечисленных фактов являются неправомерными действиями? | заключение кредитного договора; | | незаконное получение кредита; | | погашение кредиторской задолженности. | |
| 11. Какие из перечисленных фактов являются событиями? | договор купли-продажи жилого дома; | | достижение возраста совершеннолетия; | | решение суда о лишении родительских прав. | |
| 12. Какая из перечисленных форм ответственности не является юридической? | общественное порицание; | | денежная компенсация морального вреда; | | административный штраф. | |
| 13. Какая из отраслей права устанавливает презумпцию виновности правонарушителя? | уголовное право; | | гражданское право; | | финансовое право. | |
Тест 3
| 1. В течение какого срока правонарушитель считается подвергнутым административному наказанию? | 1 года со дня совершения административного правонарушения; | | 1 года со дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении | | 1 год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. | |
| 2. На какие категории подразделяются уголовные преступления в зависимости от характера и степени их общественной опасности? | убийства, преступления против личности и преступления в сфере экономической деятельности; | | преступления небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие; | | преступления против общественной безопасности, против государственной власти и экологические преступления. | |
| 3. Каким законом предусмотрена юридическая ответственность за преступления? | Уголовным кодексом РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ и законами субъектов РФ об уголовных преступлениях; | | только Уголовным кодексом РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ; | | только законами субъектов РФ об уголовных преступлениях. | |
| 4. В состав преступления входят: | субъект, объективная сторона, субъективная сторона; | | субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона; | | объект, объективная сторона, субъективная сторона. | |
| 5. Объективная сторона преступления - это: | общественное отношение, охраняемое нормами уголовного права и на которые посягает преступник; | | общественно опасное активное (действие) или пассивное (бездействие) поведение субъекта, повлекшее причинение ущерба общественным отношениям; | | психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям. | |
| 6. Кто может быть субъектом преступления? | международная организация; | | иностранное юридическое лицо; | | физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. | |
| 7. С какого возраста лицо может быть привлечено к уголовной ответственности? | если оно достигло возраста 16 лет к моменту совершения преступления; | | если оно достигло возраста 16 лет к моменту возбуждения уголовного дела; | | если оно достигло возраста 16 лет к моменту вступления приговора суда в законную силу. | |
| 8. Какое деяние признается преступлением, совершенным умышленно? | совершенное с прямым или косвенным умыслом; | | совершенное по легкомыслию; | | совершенное с прямым умыслом, по легкомыслию или небрежности. | |
| 9. Брачный возраст в России составляет: | 18 лет для мужчины и женщины; | | 16 лет для мужчины и женщины; | | 18 лет - для мужчины и 16 лет – для женщины. | |
| 10. Чем могут быть установлены порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет? | законами субъектов Российской Федерации; | | в органе загса; | | в церкви или другом религиозном объединении; | | в органе загса или религиозном объединении – по выбору лиц, вступающих в брак. | |
| 11. Какой орган осуществляет признание брака недействительным? | орган загса; | | церковь или другое религиозное объединение; | | суд. | |
| 12. Что такое «фиктивный брак»? | брак, заключенный на определенный срок; | | брак, заключенный супругами или одним из них без цели создания семьи; | | брак, в котором один из супругов является недееспособным. | |
| 13. С какого момента брак считается недействительным? | со дня его заключения; | | со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительны; | | со дня государственной регистрации недействительности брака. | |
| 14. Производится ли расторжение брака в органах загса по заявлению одного из супругов, имеющих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом недееспособным? | не производится; | | производится; | | производится, если супруги имеют одного общего ребенка. | |
| 15. Какой максимальный срок для примирения супругов при расторжении брака в суде установлен законодательством: | 1 месяц | | 3 месяца | | максимальных сроков нет. | |
| 16. С какого момента брак считается прекращенным? | со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении; | | со дня государственной регистрации смерти одного из супругов; | | со дня государственной регистрации прекращения брака в книге регистрации актов гражданского состояния. | |
| 17. С какого момента брак считается действительным? | со дня подачи лицами, вступающими в брак, заявления в органы загса; | | по истечении месяца со дня подачи лицами, вступающими в брак заявления в органы загса; | | со дня государственной регистрации брака в органах загса. | |
| 18. Сверхурочная работа не может превышать: | 4 часа в течение 2 дней подряд; | | 120 часов в год; | | 4 часа в течение 2 дней подряд и 120 часов в год. | |
| 19. Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет: | 24 календарных дня; | | 28 календарных дней; | | 1 календарный месяц. | |
| 20. По истечении какого периода времени после поступления на новую работу у работника возникает право на отпуск? | 3 месяцев; | | 6 месяцев; | | 11 месяцев. | |
| 21. Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня может составлять: | до 30 минут; | | более 2 часов; | | от 30 минут до 2 часов. | |
| 22. В каком размере оплачивается сверхурочная работа за первые два часа работы? | не менее чем в двойном размере; | | не менее чем в тройном размере; | | не менее чем в полуторном размере. | |
| 23. Какой общий размер удержаний допускается при выплате заработной платы работнику? |
| 24. В какой форме производится выплата заработной платы? | в денежной форме (в рублях); | | в денежной форме (в рублях или иностранной валюте); | | в натуральной форме. | |
| 25. В течение какого периода времени должна не выплачиваться заработная плата, чтобы у работника возникло право на приостановление работы? | 15 дней; | | 1 месяца; | | 6 месяцев. | |
| 26. В каком органе рассматривается индивидуальный трудовой спор об отказе в приеме на работу? | непосредственно в суде; | | в суде, после рассмотрения спора в комиссии по трудовым спорам; | | в соответствующем профсоюзном органе. | |
Типовое задание для оценивания результатов сформированности компетенции на уровне 2 этапа