Тема 2. Органы расследования.

Задания для семинара

Тема 1. Прокурорский надзор и органы прокуратуры в Российской Федерации.

2 часа

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Прокуратура в системе правоохранительных органов. Общая характеристика направлений деятельности прокуратуры.

2. Правовые основы и принципы организации и деятельности прокуратуры.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются следующие основные принципы организации и деятельности прокуратуры.

Принцип единства означает, что:

все органы прокуратуры составляют единую систему;

создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается;

перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель – обеспечение верховенства закона, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства;

организация и деятельность прокуратуры по выполнению поставленных задач регулируется общим для всех прокуратур страны законодательным актом – Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;

каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации. Вышестоящий прокурор правомочен принять на себя обязанности нижестоящего, возбудить или прекратить дело, если в силу каких-либо причин эти и другие вопросы не решаются или неправильно решаются подчиненным ему прокурором.

Принцип централизации проявляется в том, что:

1) все прокуроры, кроме Генерального, назначаются Генеральным прокурором РФ сроком на 5 лет и освобождаются им же от должности. Генерального прокурора назначает Совет Федерации рФ по представлению Президента РФ;

2) в органах прокуратуры закреплена иерархия, основанная на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров – Генеральному;

3) вышестоящие прокуроры правомочны давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения.

Централизм как принцип организации и деятельности прокуратуры распространяется как на внутреннюю организацию и деятельность каждой из прокуратур, так и на взаимоотношения прокуроров.

Принцип независимости предусматривает:

осуществление прокуратурами своих полномочий независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений;

исключение вмешательства в деятельность прокуратуры отдельных должностных лиц, представителей СМИ с требованиями о предоставлении информации, составляющей государственную или служебную тайну;

обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий;

осуществление органами прокуратуры своих функций в строгом соответствии с действующим законодательством.

Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры при осуществлении всех ее функций. Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должны быть основаны на законе и выполняться в формах, предусматриваемых законом.

Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне. Общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а прокурор и следователь в порядке обратной связи – поддержку населения.

3. Система и структура органов прокуратуры Российской Федерации.

- система органов прокуратуры;

- структура аппарата Генеральной прокуратуры РФ;

- структура прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- состав прокуратуры города, района.

4. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности в органы прокуратуры. Порядок назначения Генерального прокурора РФ и прокуроров нижестоящих органов прокуратуры.

5. Прокурорский надзор в РФ:

- понятие отрасли прокурорского надзора;

- общая характеристика отдельных отраслей прокурорского надзора.

6. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.

1. Являясь равноправной стороной судебного процесса, прокурор вместе с тем имеет обязанности, связанные с обеспечением законности судебной процедуры. Он обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.

В уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет уголовное преследование, выступает в качестве государственного обвинителя, опротестовывает приговоры, определения, постановления судов, в том числе и в тех случаях, когда он не участвовал в их вынесении. Прокурор участвует в рассмотрении дел в контрольных стадиях судопроизводства (кассационной и надзорной) и при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

В гражданском судопроизводстве правовой статус прокурора определяется исходя из двух предпосылок: обязанности участвовать в рассмотрении судом гражданских дел и обязанности инициировать судебный процесс, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан.

В первом случае участие прокурора установлено требованиями закона, предусматривающего необходимость его участия в деле (о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим; об ограничении дееспособности или признании гражданина недееспособным; о лишении родительских прав и в некоторых других делах), а также во всех делах, если суд признает участие прокурора обязательным.

Прокурор обязан обратиться в гражданский суд по собственной инициативе в тех случаях, когда требуется обеспечить законные права социально не защищенных слоев населения.

В гражданском процессе прокурор выступает с заключением после состязания сторон и в необходимых случаях использует свое право на принесение протеста на принятое судом решение. В отличие от гражданского законодательства, вступление прокурора в процесс арбитражного судопроизводства возможно только посредством заявления им иска, подачи апелляционной или кассационной жалобы по делу, возбужденному по иску прокурора, а также путем инициирования производства в суде надзорной инстанции.

Генеральный прокурор РФ в соответствии с законодательством РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ.

2. Расследование преступлений следователями органов прокуратуры – еще одно направление деятельности прокуратуры. Следствие производится по делам, отнесенным УПК к их компетенции.

Особенность полномочий прокурора в этой сфере состоит и в том, что он может поручить следователю прокуратуры расследовать любое преступление исходя из общественной значимости дела, уровня квалификации соответствующих работников.

3. Координация деятельности по борьбе с преступностью осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами в следующих формах:

на основе обмена текущей информацией разрабатываются и утверждаются планы совместных мероприятий;

проводятся совместные выезды для согласования деятельности и оказания необходимой помощи;

создаются совместные оперативно-следственные группы;

издаются совместные приказы и указания;

организуется взаимный обмен опытом работы.

Нормативный материал:

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : по состоянию на 21 янв. 2009 г. // Парламент. газ. – 2009. – 23-29 янв.; Рос. газ. – 2009. – 21 янв.; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. - № 4, ст. 445.

О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон : утв. Постановлением Верхов. Совета Рос. Федерации от 17 янв. 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Тема 2. Органы расследования.

2 часа

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Выявление и расследование преступлений как одна из важных правоохранительных функций. Органы предварительного расследования: понятие и виды.

2. Органы предварительного следствия:

- задачи, виды, полномочия;

- Следственный комитет РФ.

3. Органы дознания: задачи, виды, компетенция.

4. Полиция в Российской Федерации.

Нормативный материал:

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : по состоянию на 21 янв. 2009 г. // Парламент. газ. – 2009. – 23-29 янв.; Рос. газ. – 2009. – 21 янв.; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. - № 4, ст. 445.

О Федеральной службе безопасности: федер. закон от 3.04.95 № 40-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

О полиции : федер. закон от 7.02.2011 № 3-ФЗ

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: с последующими изменениями и дополнениями.

Наши рекомендации