Тема 2. Органы расследования.
Задания для семинара
Тема 1. Прокурорский надзор и органы прокуратуры в Российской Федерации.
2 часа
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Прокуратура в системе правоохранительных органов. Общая характеристика направлений деятельности прокуратуры.
2. Правовые основы и принципы организации и деятельности прокуратуры.
В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются следующие основные принципы организации и деятельности прокуратуры.
Принцип единства означает, что:
все органы прокуратуры составляют единую систему;
создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается;
перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель – обеспечение верховенства закона, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства;
организация и деятельность прокуратуры по выполнению поставленных задач регулируется общим для всех прокуратур страны законодательным актом – Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;
каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации. Вышестоящий прокурор правомочен принять на себя обязанности нижестоящего, возбудить или прекратить дело, если в силу каких-либо причин эти и другие вопросы не решаются или неправильно решаются подчиненным ему прокурором.
Принцип централизации проявляется в том, что:
1) все прокуроры, кроме Генерального, назначаются Генеральным прокурором РФ сроком на 5 лет и освобождаются им же от должности. Генерального прокурора назначает Совет Федерации рФ по представлению Президента РФ;
2) в органах прокуратуры закреплена иерархия, основанная на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров – Генеральному;
3) вышестоящие прокуроры правомочны давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения.
Централизм как принцип организации и деятельности прокуратуры распространяется как на внутреннюю организацию и деятельность каждой из прокуратур, так и на взаимоотношения прокуроров.
Принцип независимости предусматривает:
осуществление прокуратурами своих полномочий независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений;
исключение вмешательства в деятельность прокуратуры отдельных должностных лиц, представителей СМИ с требованиями о предоставлении информации, составляющей государственную или служебную тайну;
обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий;
осуществление органами прокуратуры своих функций в строгом соответствии с действующим законодательством.
Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры при осуществлении всех ее функций. Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должны быть основаны на законе и выполняться в формах, предусматриваемых законом.
Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне. Общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а прокурор и следователь в порядке обратной связи – поддержку населения.
3. Система и структура органов прокуратуры Российской Федерации.
- система органов прокуратуры;
- структура аппарата Генеральной прокуратуры РФ;
- структура прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
- состав прокуратуры города, района.
4. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности в органы прокуратуры. Порядок назначения Генерального прокурора РФ и прокуроров нижестоящих органов прокуратуры.
5. Прокурорский надзор в РФ:
- понятие отрасли прокурорского надзора;
- общая характеристика отдельных отраслей прокурорского надзора.
6. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.
1. Являясь равноправной стороной судебного процесса, прокурор вместе с тем имеет обязанности, связанные с обеспечением законности судебной процедуры. Он обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.
В уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет уголовное преследование, выступает в качестве государственного обвинителя, опротестовывает приговоры, определения, постановления судов, в том числе и в тех случаях, когда он не участвовал в их вынесении. Прокурор участвует в рассмотрении дел в контрольных стадиях судопроизводства (кассационной и надзорной) и при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.
В гражданском судопроизводстве правовой статус прокурора определяется исходя из двух предпосылок: обязанности участвовать в рассмотрении судом гражданских дел и обязанности инициировать судебный процесс, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан.
В первом случае участие прокурора установлено требованиями закона, предусматривающего необходимость его участия в деле (о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим; об ограничении дееспособности или признании гражданина недееспособным; о лишении родительских прав и в некоторых других делах), а также во всех делах, если суд признает участие прокурора обязательным.
Прокурор обязан обратиться в гражданский суд по собственной инициативе в тех случаях, когда требуется обеспечить законные права социально не защищенных слоев населения.
В гражданском процессе прокурор выступает с заключением после состязания сторон и в необходимых случаях использует свое право на принесение протеста на принятое судом решение. В отличие от гражданского законодательства, вступление прокурора в процесс арбитражного судопроизводства возможно только посредством заявления им иска, подачи апелляционной или кассационной жалобы по делу, возбужденному по иску прокурора, а также путем инициирования производства в суде надзорной инстанции.
Генеральный прокурор РФ в соответствии с законодательством РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ.
2. Расследование преступлений следователями органов прокуратуры – еще одно направление деятельности прокуратуры. Следствие производится по делам, отнесенным УПК к их компетенции.
Особенность полномочий прокурора в этой сфере состоит и в том, что он может поручить следователю прокуратуры расследовать любое преступление исходя из общественной значимости дела, уровня квалификации соответствующих работников.
3. Координация деятельности по борьбе с преступностью осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами в следующих формах:
на основе обмена текущей информацией разрабатываются и утверждаются планы совместных мероприятий;
проводятся совместные выезды для согласования деятельности и оказания необходимой помощи;
создаются совместные оперативно-следственные группы;
издаются совместные приказы и указания;
организуется взаимный обмен опытом работы.
Нормативный материал:
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : по состоянию на 21 янв. 2009 г. // Парламент. газ. – 2009. – 23-29 янв.; Рос. газ. – 2009. – 21 янв.; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. - № 4, ст. 445.
О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон : утв. Постановлением Верхов. Совета Рос. Федерации от 17 янв. 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Тема 2. Органы расследования.
2 часа
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Выявление и расследование преступлений как одна из важных правоохранительных функций. Органы предварительного расследования: понятие и виды.
2. Органы предварительного следствия:
- задачи, виды, полномочия;
- Следственный комитет РФ.
3. Органы дознания: задачи, виды, компетенция.
4. Полиция в Российской Федерации.
Нормативный материал:
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : по состоянию на 21 янв. 2009 г. // Парламент. газ. – 2009. – 23-29 янв.; Рос. газ. – 2009. – 21 янв.; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. - № 4, ст. 445.
О Федеральной службе безопасности: федер. закон от 3.04.95 № 40-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.
О полиции : федер. закон от 7.02.2011 № 3-ФЗ
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: с последующими изменениями и дополнениями.