Сформулируйте понятия государственного управления и исполнительной власти, соотнесите их.
Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти, по осуществлению возложенных на них полномочий.
Исполнительная власть - это самостоятельная ветвь единой государственной власти, осуществляющая исполнительно-распорядительную и управленческую деятельность через систему государственных органов исполнительной власти путем реализации специальных функций, государственно-властных полномочий методами и средствами, предусмотренными законодательством.
Исполнительная власть - категория политико-правовая, в то время как государственное управление - организационно-правовая. Государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
7. Дайте определение понятия «акт государственного управления» и перечислите его признаки.
Акт государственного управления - это подзаконное официальное решение, принятое органом управления (должностным лицом) в односторонне-властном порядке с соблюдением установленной процедуры, в рамках его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.
Основные признаки правового акта управления:
1. является разновидностью юридического акта;
2. носит подзаконный характер, основывается на Конституции и законах РБ;
3. исходит от компетентного субъекта государственного управления;
4. является результатом одностороннего юридического волеизъявления;
5. определяет правила поведения в сфере государственного управления или индивидуально определяет поведение адресата;
6. применяется в определенном процессуальном порядке;
7. издается, как правило, в форме документа;
8. имеет определенную структуру;
9. обеспечивается системой правовых средств;
10. влечет наступление негативных юридических последствий.
8. Дайте определение понятия «административная процедура», опишите задачи, виды и сроки осуществления административных процедур.
Административная процедура представляет собой действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица по установлению, изменению или прекращению прав и (или) обязанностей.
Задачи административных процедур (которые они решают):
1. обеспечивается эффективность деятельности публичной власти;
2. создание благоприятных условий для участия граждан и организаций в публичных правоотношениях.
Виды процедур:
- админстративные процедуры реализации права посредством обращения в орган власти. Возможность закрепления следующих прав: предоставления дополнительных документов, заявление ходатайств, право быть проинформированным о ходе процедуры, право отозвать заявление и т.д. Обязанности: предоставить доп.документы, получить согласование, явиться в орган и тд.;
- контрольно-надзорная административная процедура. Права: знать о проведении проверки и присутствовать при её проведении, право давать пояснения с занесением их в акт проверки, знакомиться с документами, оформляющими наиболее важные этапы проверки и её результат. Обязанности: не препятствовать проведению проверки, в том числе в предоставлении доступа к объекту проверки;
- процедура разрешения споров. Права: присутствовать при разрешении споров, заявлять ходатайства, представлять доказательства, получить итоговое решение. Как таковой обязанности нет;
- конкурсные или аукционные процедуры. Права: право быть проинформированным о проведении конкурса, знакомиться с результатами основных этапов конкурсной или аукционной процедуры, присутствовать при вынесении решения, право знать о мотивах принятия решения. Общая обязанность – соблюдение требований, предъявляемых к участникам процедур;
- регистрационные процедуры: регистрация нормативного правового акта, регистрация прав на недвижимое имущество, регистрация юридических лиц.
Срок осуществления административной процедуры не может превышать пятнадцати дней, а в случае направления уполномоченным органом запроса в другие государственные органы, иные организации – одного месяца, если иной срок не предусмотрен законодательными актами.
9. Дайте определения понятиям «субъекты административного права» и «субъекты административного правоотношения», назовите условия, при которых субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений и назовите виды субъектов административного права.
Под субъектом административного права понимается обладатель прав и обязанностей, установленных административно-правовыми нормами.
Субъект правоотношения всегда определен – это конкретный участник, сторона правоотношения, наделенная правами и обязанностями.
Субъект правоотношения – лицо или организация, т.е. участники управленческих отношений, которые административным правом наделены правами и обязанностями и способны их практически реализовать.
Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений при наличии трех условий:
1) имеется административно-правовая норма, регулирующая права и обязанности сторон;
2) юридический факт, т.е. имеются все основания для возникновения, изменения и прекращения правоотношения;
3) административная правосубъектность (правоспособность и дееспособность) субъектов этих правоотношений.
Всех субъектов административного права можно разделить на два вида: индивидуальные и коллективные.
Индивидуальныесубъекты: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, а также государственные служащие.
Коллективные субъекты:
- государственные (органы исполнительной власти, структурные подразделения органов исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения);
- негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, коммерческие объединения и т.д.).
10. Сформулируйте определение понятия «система исполнительной власти», опишите её звенья.
Система органов государственного управления (исполнительной власти) представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.
Выделяют следующие звенья в системе органов государственного управления (исполнительной власти):
- Совет Министров Республики Беларусь (Правительство).
- Республиканские органы государственного управления: министерства, государственные комитеты, концерны;
- Местные органы государственного управления: исполкомы всех уровней и местные администрации;
- Местные органы внутреннего управления - администрация предприятий, учреждений государственной формы собственности.