Труктура административно-правового статуса иностранцев.
“словием приобретениЯ административно-правового статуса иностранца ЯвлЯетсЯ наличие правосубъектности, т.е. способности вступить в административно-правовое отношение, регулируемое нормой российского административного права.
€ностранцы правосубъектны, т.е. они приобретают административную правоспособность и дееспособность одновременно.
Џравосубъектность иностранца возникает с момента обращениЯ за визой в государственные органы ђ” и прекращаетсЯ в момент обратного пересечениЯ границы.
Џравосубъектность иностранца должна быть подтверждена документально.
„окументы, подтверждающие правосубъектность:
1) виза и(или) миграционнаЯ карта (вводитсЯ длЯ регистрации и контролЯ за иностранным гражданином в период пребываниЯ на территории ђ”);
2) приглашение от гражданина ђ”;
3) разрешение на временное проживание (в виде отдельного документа или специальной отметки в паспорте);
4) вид на жительство (этот документ разрешает свободный выезд и въезд на территорию ђ”).
Љонкретное содержание административно-правового статуса иностранца зависит от вида статуса:
1) €ностранец, временно пребывающий на территории ђ” (до 90 дней).
2) €ностранец, временно проживающий на территории ђ”.
Љоличество иностранцев, имеющих право на временное проживание ограничиваетсЯ квотой, утверждаемой ежегодно Џравительством ђ”. ‚ременно проживающему иностранцу выдаетсЯ соответствующее разрешение сроком на три года (решение о его выдаче или отказе принимает ”Њ‘ в течение 6 месЯцев после обращениЯ с соответствующим ходатайством). ‚ременно проживающий в ђоссийской ”едерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменЯть место своего проживаниЯ в пределах субъекта ђ”.
ќта категориЯ иностранцев обЯзана каждый год подавать уведомление в ”Њ‘ о подтверждении своего проживаниЯ в ђоссийской ”едерации с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода. “ведомление может быть подано в форме электронного документа.
‹ишение иностранца статуса временно проживающего на територии ђ” возможно на следующих основаниЯх:
· лицо неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекалось к административной ответственности за нарушение законодательства ђоссийской ”едерации в части обеспечениЯ режима пребываниЯ (проживаниЯ) иностранных граждан в ђоссийской ”едерации;
· иностранец в течение ста восьмидесЯти суток не получал доходов, либо не имеет достаточных средств длЯ проживаниЯ в ђ”;
· по истечении трех лет со днЯ въезда не имеет в ђоссийской ”едерации жилого помещениЯ на основаниЯх, предусмотренных законодательством ђоссийской ”едерации;
· находитсЯ за пределами ђоссийской ”едерации более шести месЯцев.
ђешение принимаетсЯ административным органом и может быть обжаловано в суд. ‘рок обжалованиЯ составлЯет трое суток.
3) €ностранец, постоЯнно проживающий на территории ђ”.
„окументом, удостоверЯющим наличие статуса, ЯвлЯетсЯ вид на жительство, выдаваемый сроком на 5 лет. Ћдним из оснований его получениЯ ЯвлЯтесЯ проижвание не менее одного года на основании разрешениЯ на временное проживание.
Ђ. Џрава иностранцев в государственно-правовых отношениЯх:
а) Џраво свободно выбирать место жительства и передвигатьсЯ по территории ђ”.
Џеречень территорий, организаций и объектов, длЯ въезда на которые иностранным гражданам требуетсЯ специальное разрешение, утверждаетсЯ Џравительством ђоссийской ”едерации.
б) Џраво трудитьсЯ на территории ђ”.
’рудоваЯ деЯтельность иностранце свЯзана с рЯдом административных барьеров:
· она осуществлЯетсЯ только с разрешением государственного органа по контролю за миграцией (”Њ‘);
· временно пребывающий в ђоссийской ”едерации иностранный гражданин не вправе осуществлЯть трудовую деЯтельность вне пределов субъекта ђоссийской ”едерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу;
· иностранец не может занимать должности гражданской или правоохранительной службы;
· иностранец не имеет права находитьсЯ на муниципальной службе;
· иностранец не может быть принЯтым на работу на объекты и в организации, деЯтельность которых свЯзана с обеспечением безопасности ђоссийской ”едерации (перечень таких объектов и организаций утверждаетсЯ Џравительством ђоссийской ”едерации).
Ѓ. Ђдминистративно-правовые обЯзанности иностранцев.
‚ целом, перечень административных обЯзанностей граждан и иностранцев весьма близок. Њожно проследить между ними следующие различиЯ.
1) €ностранцы обЯзаны регистрироватьсЯ по месту жительства в трехдневный срок (длЯ граждан ђоссии этот срок составлЯет семь дней).
2) €ностранцы не несут воинской и налоговой обЯзанности в соответствии с нормами российского законодательства.
‚. ЂдминистративнаЯ ответственность иностранцев.
ЏорЯдок привлечениЯ к административной ответственности, еЮ основаниЯ и меры наказаниЯ иностранцев и граждан ђ” практически совпадает. Ћтличие состоит в том, что к иностранцам применЯютсЯ некоторые специальные меры административного принуждениЯ.
а) Ђдминистративное выдворение за пределы ђ”.
ЌазначаетсЯ судьей (в случаЯх его назначениЯ при переходе границы Р административным органом) за совершение административного правонарушениЯ. ‚ыдворение может быть самостоЯтельным (под контролем Њ‚„) и принудительным. ‚о втором случае процедуру выдворениЯ осуществлЯет Њ‚„, который информирует об этом федеральный орган по контролю за миграцией и Њ€„. ‚ыдворЯемые иностранцы до окончаниЯ процедуры содержатсЯ в специально отведенных помещениЯх Ћ‚„/”‘Ѓ, либо в специальных учреждениЯх.
б) „епортациЯ.
‚ соответствии с п. 1 ст. 2 ”едерального закона ђ” от 25 июлЯ 2002 г. N 115-”‡ "Ћ правовом положении иностранных граждан в ђоссийской ”едерации" депортацией признаетсЯ принудительнаЯ высылка иностранного гражданина из ђоссийской ”едерации в случае утраты или прекращениЯ законных оснований длЯ его дальнейшего пребываниЯ (проживаниЯ) в ђоссийской ”едерации. „епортациЯ назначаетсЯ и реализуетсЯ в административном порЯдке. Џроцедура депортации не предполагает проведениЯ судебного разбирательства длЯ принЯтиЯ соответствующего решениЯ. Ћднако иностранный гражданин или лицо без гражданства, считающий, что его права были нарушены, вправе обратитьсЯ с жалобой к вышестоЯщему должностному лицу по подведомственности, в соответствующий надзорный орган, либо в суд.
Еженцы
Ќормативное регулирование административно-правового статуса беженца осуществлЯетсЯ ”‡ ЗЋ беженцахИ от 19.02.93.
Ђдминистративно-правовой статус беженца лицо приобретает на срок до трех лет. ‘татус подтверждаетсЯ соответствующим удостоверением.
ќлементы административно-правового статуса беженца.
Ѓеженцы правосубъектны с возраста 18-ти лет. ‹ицо, моложе указанного возраста может быть признано членом семьи беженца.
‹ицо не может приобрести правосубъектность беженца, если оно покинуло страну постоЯнного пребываниЯ в следствии эпидемии, природной или технологической катастрофы.
Џроцедура приобретениЯ правового статуса беженца включает в себЯ:
3) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство);
4) предварительное рассмотрение ходатайства (срок Р 1 месЯц);
5) принЯтие решениЯ о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
6) выдачу свидетельства либо уведомлениЯ об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
7) рассмотрение ходатайства по существу;
8) принЯтие решениЯ о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
9) выдачу удостоверениЯ беженца либо уведомлениЯ об отказе в признании беженцем.
1. Џрава беженца:
· на информацию;
· на услуги переводчика;
· на содействие в транспортировке беженца и членов его семьи до места постоЯнного проживаниЯ на территории ђ”;
· на питание, проживание и лечение в центре временного размещениЯ;
· на содействие в обучении и трудоустройстве;
· на социальное обеспечение.
2. ЋбЯзанности беженца:
· соблюдать законодательство ђ” и установленный порЯдок проживаниЯ в центре временного размещениЯ;
· уведомлЯть ”Њ‘ и администрацию центра временного размещениЯ о смене места жительства;
· проходить перерегистрацию в установленный законом срок.