Труктура административно-правового статуса иностранцев.

“словием приобретениЯ административно-правового статуса иностранца ЯвлЯетсЯ наличие правосубъектности, т.е. способности вступить в административно-правовое отношение, регулируемое нормой российского административного права.

€ностранцы правосубъектны, т.е. они приобретают административную правоспособность и дееспособность одновременно.

Џравосубъектность иностранца возникает с момента обращениЯ за визой в государственные органы ђ” и прекращаетсЯ в момент обратного пересечениЯ границы.

Џравосубъектность иностранца должна быть подтверждена документально.

„окументы, подтверждающие правосубъектность:

1) виза и(или) миграционнаЯ карта (вводитсЯ длЯ регистрации и контролЯ за иностранным гражданином в период пребываниЯ на территории ђ”);

2) приглашение от гражданина ђ”;

3) разрешение на временное проживание (в виде отдельного документа или специальной отметки в паспорте);

4) вид на жительство (этот документ разрешает свободный выезд и въезд на территорию ђ”).

Љонкретное содержание административно-правового статуса иностранца зависит от вида статуса:

1) €ностранец, временно пребывающий на территории ђ” (до 90 дней).

2) €ностранец, временно проживающий на территории ђ”.

Љоличество иностранцев, имеющих право на временное проживание ограничиваетсЯ квотой, утверждаемой ежегодно Џравительством ђ”. ‚ременно проживающему иностранцу выдаетсЯ соответствующее разрешение сроком на три года (решение о его выдаче или отказе принимает ”Њ‘ в течение 6 месЯцев после обращениЯ с соответствующим ходатайством). ‚ременно проживающий в ђоссийской ”едерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменЯть место своего проживаниЯ в пределах субъекта ђ”.

ќта категориЯ иностранцев обЯзана каждый год подавать уведомление в ”Њ‘ о подтверждении своего проживаниЯ в ђоссийской ”едерации с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода. “ведомление может быть подано в форме электронного документа.

‹ишение иностранца статуса временно проживающего на територии ђ” возможно на следующих основаниЯх:

· лицо неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекалось к административной ответственности за нарушение законодательства ђоссийской ”едерации в части обеспечениЯ режима пребываниЯ (проживаниЯ) иностранных граждан в ђоссийской ”едерации;

· иностранец в течение ста восьмидесЯти суток не получал доходов, либо не имеет достаточных средств длЯ проживаниЯ в ђ”;

· по истечении трех лет со днЯ въезда не имеет в ђоссийской ”едерации жилого помещениЯ на основаниЯх, предусмотренных законодательством ђоссийской ”едерации;

· находитсЯ за пределами ђоссийской ”едерации более шести месЯцев.

ђешение принимаетсЯ административным органом и может быть обжаловано в суд. ‘рок обжалованиЯ составлЯет трое суток.

3) €ностранец, постоЯнно проживающий на территории ђ”.

„окументом, удостоверЯющим наличие статуса, ЯвлЯетсЯ вид на жительство, выдаваемый сроком на 5 лет. Ћдним из оснований его получениЯ ЯвлЯтесЯ проижвание не менее одного года на основании разрешениЯ на временное проживание.

Ђ. Џрава иностранцев в государственно-правовых отношениЯх:

а) Џраво свободно выбирать место жительства и передвигатьсЯ по территории ђ”.

Џеречень территорий, организаций и объектов, длЯ въезда на которые иностранным гражданам требуетсЯ специальное разрешение, утверждаетсЯ Џравительством ђоссийской ”едерации.

б) Џраво трудитьсЯ на территории ђ”.

’рудоваЯ деЯтельность иностранце свЯзана с рЯдом административных барьеров:

· она осуществлЯетсЯ только с разрешением государственного органа по контролю за миграцией (”Њ‘);

· временно пребывающий в ђоссийской ”едерации иностранный гражданин не вправе осуществлЯть трудовую деЯтельность вне пределов субъекта ђоссийской ”едерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу;

· иностранец не может занимать должности гражданской или правоохранительной службы;

· иностранец не имеет права находитьсЯ на муниципальной службе;

· иностранец не может быть принЯтым на работу на объекты и в организации, деЯтельность которых свЯзана с обеспечением безопасности ђоссийской ”едерации (перечень таких объектов и организаций утверждаетсЯ Џравительством ђоссийской ”едерации).

Ѓ. Ђдминистративно-правовые обЯзанности иностранцев.

‚ целом, перечень административных обЯзанностей граждан и иностранцев весьма близок. Њожно проследить между ними следующие различиЯ.

1) €ностранцы обЯзаны регистрироватьсЯ по месту жительства в трехдневный срок (длЯ граждан ђоссии этот срок составлЯет семь дней).

2) €ностранцы не несут воинской и налоговой обЯзанности в соответствии с нормами российского законодательства.

‚. ЂдминистративнаЯ ответственность иностранцев.

ЏорЯдок привлечениЯ к административной ответственности, еЮ основаниЯ и меры наказаниЯ иностранцев и граждан ђ” практически совпадает. Ћтличие состоит в том, что к иностранцам применЯютсЯ некоторые специальные меры административного принуждениЯ.

а) Ђдминистративное выдворение за пределы ђ”.

ЌазначаетсЯ судьей (в случаЯх его назначениЯ при переходе границы Р административным органом) за совершение административного правонарушениЯ. ‚ыдворение может быть самостоЯтельным (под контролем Њ‚„) и принудительным. ‚о втором случае процедуру выдворениЯ осуществлЯет Њ‚„, который информирует об этом федеральный орган по контролю за миграцией и Њ€„. ‚ыдворЯемые иностранцы до окончаниЯ процедуры содержатсЯ в специально отведенных помещениЯх Ћ‚„/”‘Ѓ, либо в специальных учреждениЯх.

б) „епортациЯ.

‚ соответствии с п. 1 ст. 2 ”едерального закона ђ” от 25 июлЯ 2002 г. N 115-”‡ "Ћ правовом положении иностранных граждан в ђоссийской ”едерации" депортацией признаетсЯ принудительнаЯ высылка иностранного гражданина из ђоссийской ”едерации в случае утраты или прекращениЯ законных оснований длЯ его дальнейшего пребываниЯ (проживаниЯ) в ђоссийской ”едерации. „епортациЯ назначаетсЯ и реализуетсЯ в административном порЯдке. Џроцедура депортации не предполагает проведениЯ судебного разбирательства длЯ принЯтиЯ соответствующего решениЯ.
Ћднако иностранный гражданин или лицо без гражданства, считающий, что его права были нарушены, вправе обратитьсЯ с жалобой к вышестоЯщему должностному лицу по подведомственности, в соответствующий надзорный орган, либо в суд.

Еженцы

Ќормативное регулирование административно-правового статуса беженца осуществлЯетсЯ ”‡ ЗЋ беженцахИ от 19.02.93.

Ђдминистративно-правовой статус беженца лицо приобретает на срок до трех лет. ‘татус подтверждаетсЯ соответствующим удостоверением.

ќлементы административно-правового статуса беженца.

Ѓеженцы правосубъектны с возраста 18-ти лет. ‹ицо, моложе указанного возраста может быть признано членом семьи беженца.

‹ицо не может приобрести правосубъектность беженца, если оно покинуло страну постоЯнного пребываниЯ в следствии эпидемии, природной или технологической катастрофы.

Џроцедура приобретениЯ правового статуса беженца включает в себЯ:

3) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство);

4) предварительное рассмотрение ходатайства (срок Р 1 месЯц);

5) принЯтие решениЯ о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

6) выдачу свидетельства либо уведомлениЯ об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

7) рассмотрение ходатайства по существу;

8) принЯтие решениЯ о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

9) выдачу удостоверениЯ беженца либо уведомлениЯ об отказе в признании беженцем.

1. Џрава беженца:

· на информацию;

· на услуги переводчика;

· на содействие в транспортировке беженца и членов его семьи до места постоЯнного проживаниЯ на территории ђ”;

· на питание, проживание и лечение в центре временного размещениЯ;

· на содействие в обучении и трудоустройстве;

· на социальное обеспечение.

2. ЋбЯзанности беженца:

· соблюдать законодательство ђ” и установленный порЯдок проживаниЯ в центре временного размещениЯ;

· уведомлЯть ”Њ‘ и администрацию центра временного размещениЯ о смене места жительства;

· проходить перерегистрацию в установленный законом срок.

Наши рекомендации