Б) Ответ на вторую часть вопроса

Здравствуйте! Меня остановил сотрудник ГИБДД, указав на грязный номер, выписал мне штраф 500 р., невзирая на мои попытки его протереть. Это правомерно?

ОТВЕТ.

А) На первый взгляд штраф правомерен. Но за что выписывать штраф, по какой статье?

Давайте разберемся что такое «Грязный номер»?

Среди ГИБДД распространено привлечение за вид правонарушений, предусмотренный ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ, предусматривающий наказание за управление например мотоцикломс нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков, а именно с нечитаемыми, как говорит КоАП регистрационными знаками. Речь идет о нарушении требований государственного стандарта. Государственный стандарт, о котором идет речь, - это ГОСТ Р 50577-93 (Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования).

Популярные в ГИБДД крупных российских городов, в т.ч. в Москве операции под названиями "Чистый город", "Чистый автомобиль/мотоцикл", когда ведется охота за грязными мотоциклами, в подавляющем большинстве случаев являются грубейшим нарушением закона. Так, действующий КоАП РФ не содержит ни слова о внешнем виде и о грязных мотоциклах или автомобилях, поэтому сотрудники ГИБДД обычно применяют ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ, которая влечет предупреждение или штраф 500 рублей именно за нечитаемый номерной знак. При этом понятие "нечитаемый" четко определено только вышеуказанным ГОСТом.

Согласно приложению "И" ГОСТа, в ч. п. И.4.7:

регистрационный знак должен устанавливаться таким образом, чтобы в темное время суток обеспечивалось его прочтение с расстояния не менее 20 м при освещении штатным фонарем (фонарями) освещения знака транспортного средства.

Однако. Во-первых глаза сотрудника ГИБДД не являются сертифицированным измерительным прибором, способным производить замеры так, как это указано в ГОСТе, поэтому субъективное мнение инспектора не может быть принято судом во внимание и, соответственно, не является доказательством его правоты.

Во-вторых, КОАП гласит:

Примечание к ст. 12.2. Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.

На всякий случай упомяну о ГОСте

И.4.4. Высота нижнего края заднего регистрационного знака от опорной плоскости транспортного средства должна быть не менее 300 мм, для мотоциклов, мотороллеров, мопедов и снегоходов - не менее 200 мм, высота верхнего края знака - не более 1200 мм.

Примечания. 1. В случае, если конструкция транспортного средства не позволяет обеспечить высоту расположения верхнего края регистрационного знака на высоте не более 1200 мм, допускается увеличение размера до 2000 мм.

2. Измерение высоты размещения регистрационного знака от опорной плоскости транспортного средства должно проводиться на транспортном средстве снаряженной массы.

И.4.7. Регистрационный знак должен устанавливаться таким образом, чтобы в темное время суток обеспечивалось его прочтение с расстояния не менее 20 м при освещении штатным фонарем (фонарями) освещения знака транспортного средства.

Примечание. Требование не распространяется на надписи "RUS" и "ТРАНЗИТ", а также на изображение Государственного флага Российской Федерации.

И.5. Для крепления регистрационных знаков должны применяться болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые гальванические покрытия.

Допускается крепление знаков с помощью рамок. Болты, винты, рамки не должны загораживать или искажать имеющиеся на регистрационном знаке надпись "RUS", изображение Государственного флага Российской Федерации, Буквы или цифры.

(в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.05.2009 N 164-ст)

Не допускается закрывать знак органическим стеклом или другими материалами.

Запрещается сверление на регистрационном знаке дополнительных отверстий для крепления знака на транспортном средстве или в иных целях.

Конечно, не вызывает сомнения, что и машины, и их номерные знаки должны быть чистыми, но при этом необходимо учитывать реальную обстановку на дорогах. Так, при сухой погоде и чистом дорожном покрытии за появление автомобиля в грязном виде, несомненно, справедливо назначать административное наказание, но в том-то все и дело, что все эти операции проводятся сотрудниками ГИБДД обычно весной или осенью, когда и погода наиболее сырая, и о чистоте дорог говорить не приходится. Выгнав из гаража абсолютно чистый мотоцикл и проехав по ней 5 километров, можно быть по уши в грязи. Вот и получается, что мотоциклисты должны расплачиваться за погоду и за дорожные службы, которые не успевают убирать грязь с проезжей части, а сотрудники ГИБДД всего-навсего занимаются сбором штрафов, хотя могли бы ограничиться и предупреждением, благо Кодекс это им позволяет. Оспаривание в суд подобных незаконных решений превращается в доказывание водителями своей невиновности, вместо того чтобы ГИБДД документально подтверждало вину водителей.

Суд должен объективно оценить имеющиеся в деле доказательства вины и исследовать иные материалы дела таким образом, чтобы не оставалось сомнений в виновности, и только в этом случае выносить решение. В ситуации, когда сотрудники ГИБДД лишены обязательного требования использовать технические средства аудио- и визуальной фиксации совершаемых правонарушений, признавать достаточными только лишь их показания (и основанные на них протоколы) противоправно. Сотрудник, как живой человек, может умышленно или добровольно заблуждаться или ошибаться. Все зависит от конкретной ситуации, от места, с которого он визуально зафиксировал правонарушение, от времени суток, даже от его настроения и самочувствия. Что касается его личной заинтересованности, то она также может присутствовать в виде выполнения некоего плана, который ему необходим для того, чтобы не быть подвергнутым дисциплинарным мерам со стороны руководства.

РЕКОМЕНДУЮ.

1. Записать в протоколе (графа ОБЪЯСНЕНИЕ НАРУШИТЕЛЯ»: Дорога грязная, неухоженная. Погода сырая. Заметил немного грязный номер, сразу устранил недостаток. Номер читаемый, соответствует ГОСТУ.

2. + записать СТАНДАРТ ЗАПИСЕЙ В ПРОТОКОЛЕ.

С правами не ознакомлен, статья 51 Конституции не разъяснена. Требую адвоката при составлении протокола. С обвинением не согласен.

Примечание. Можно сделать оригинальные ходы.

А) записать «Русским языком не владею». Инспектор обязан вызвать переводчика при составлении протокола.

Б) записать «Требую оказания скорой медицинской помощи!» Этот ход можно применить в отдельных сложных случаях при обвинении, влекущим, например, лишение прав и т.д.

3. Привлечь свидетеля и записать его в протокол (можно своего знакомого): свидетель Иванов является свидетелем моей невиновности. Потом реального Иванова можно пригласить в суд. Он скажет, да проезжал мимо и наблюдал беспредел.

Мотоциклисты могут и должны воспользоваться услугами квалифицированных юристов и оспорить в судебном порядке вынесенное постановление. Но, во-первых, такая возможность есть не у всех в силу того, что услуги юриста явно будут стоить дороже административного штрафа, а во-вторых, не всегда у водителя есть желание тратить силы и средства на оспаривание незаконных постановлений органов внутренних дел, в связи с чем большинство предпочитает договариваться на месте или просто смириться и оплатить штраф.

Все это с успехом используют сами представители власти, однако мое глубокое убеждение состоит в том, что, мирясь с нарушением наших прав, мы тем самым еще больше поощряем произвол и коррупцию в правоохранительных органах.

Поэтому всем, кому небезразлична судьба российской правоохранительной системы, в целом рекомендуем не жалеть времени и не позволять попирать гарантированные Конституцией РФ всем гражданам права и свободы, изучать и осваивать на практике механизмы и возможности их законной защиты.

Для этого рекомендуем посещать разные форумы, читать разъяснения практикующих автоюристов, смотреть наш канал, где страничку МОТОПРАВО планируется сделать постоянной

Лучше заплатить за создание и функционирование мотоправового юридического сообщества, чем положить в карман взяточнику. Кроме того, иногда службы безопасности ГИБДД проводят показушные операции «Взяточник» и выполняют план по выявлению т.н. «взяткодателей» - автомобилистов или мотоциклистов. простых стрелочников, которые по традиции предлагают за решение вопроса 500-1000 рублей, и после видеофиксации на них заводится уголовное дело по статье «дача взятки».

Б) Ответ на вторую часть вопроса.

1. Попытка протереть номер официально должна приветствоваться. Так согласно ст. 4.2. КоАП, часть 1: Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: пп. 2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение… Эту статью редко применяют в судах. Но использовать ее как аргумент для протирки сразу номера, если что я бы посоветовал!

2. Важный аргумент. Протерев номер вы лишаете сотрудника ГИБДД доказательной базы. Это не возбраняется КОАП. Статья 46 Конституции РФ прямо гласит: каждый вправе защищать всеми способами, не запрещенные законом.

Согласно Статьи 1.5. КОАП (Презумпция невиновности) п. 3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. П. 4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Я бы посоветовал, как делают это казанские водители, возить наготове тряпочку, и при любой останове инспектором, проезжать вперед метров 50, и пока служивый до вас дойдет, нагло как ни в чем не бывало протереть номер сначала сзади, а потом спереди (для мотоцикла только сзади). Докажите, что мой номер не читался!

Некоторые юморные (или продуманные!) водители мотоциклов кроме протирочной тряпочки возят с собой емкость с грязью, как вы думаете зачем?

ТАКИМ ОБРАЗОМ, обложившись положениями ГОСТа, КоАП, Конституции РФ, вы докажете свою невиновность, поставите в тупик инспектора, лишите его мысли составлять на вас протокол и сэкономите деньги.

ВАЖНОЕ примечание!!!

За каждое правонарушение, в котором вас обвиняют надо бороться! Даже предусматривающее малозначительный штраф. И доказывать либо невиновность, либо уходить вообще о занесении данных в базу ГИБДД. Это необходимо для того, чтобы добиться минимального наказания в случае привлечения вас к более серьезной ответственности по статьям КоАП, где есть альтернатива наказания (штраф или лишение прав), например, по ст. 12.2 (управление без рег.знаков: 5000 или лишение на 1-3 месяца); 4, 5 части статьи 12.9 - превышение скорости на 60-80 км/ч, там тоже есть альтернатива, или нарушение правил ж/д переезда – там срок лишения до 6 месяцев или 1000 рублей. Выезд на встречку, движение навстречу по односторонней дороге, не предоставление преимущества машине со спецсигналом, ДТП с пострадавшими легкой и средней тяжести, и так далее!. Не говоря о более тяжких случаях, правоприменители всегда смотрят на наличие у вас фактов привлечения к административной ответственности. В случае, если в течении года до этого вас привлекали к административной ответственности за однородные правонарушение (таким считается любое из главы 12 КоАП), то наказание судья обязана вынести более суровое, т.е лишить вас прав и на максимальный срок.

ЦИТАТА ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

16. Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ срок.

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 40)

При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение правил дорожного движения по части 2 статьи 12.9 КоАП РФ, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ).(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 40)

Наши рекомендации