Тема 1. Предмет, задачи и система дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГКОУ ВПО

УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Планы

Семинарских и практических занятий

по дисциплине

«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЯ, ПРОКУРОРА, СУДА И АДВОКАТА»

для студентов, обучающихся

по специальности 030501.65 «Юриспруденция»

Уфа 2012

Планы семинарских и практических занятий по дисцинлине «Правовое регулирование деятельности органа дознания, следователя, прокурора, суда и адвоката» для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция. – Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД России, 2012. – 21 с.

Планы семинарских и практических занятий подготовлены Р.З. Ишмухаметовым (начальник кафедры уголовного процесса Уфимского юридического института МВД России), кандидатом юридических наукГ.Ю. Каримовой (преподавателькафедры уголовного процесса Уфимского юридического института МВД России).

Одобрены на заседании

кафедры уголовного процесса

«08» июня 2012 г. Протокол № 20

Обсуждены на заседании

предметно-методической секции № кафедры уголовного процесса

«06» июня 2012 г. Протокол № 19

© Ишмухаметов Р.З., 2012

© Каримова Г.Ю., 2012

© УЮИ МВД России, 2012

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Правовое регулирование деятельности органа дознания, следователя, прокурора, суда и адвоката» относится к числу самостоятельных юридических дисциплин в системе подготовки специалистов-юристов высшей квалификации в вузах МВД Российской Федерации.

Значение указанной учебной дисциплины определяется тем, что она имеет характер специального учебного курса, предваряющего изучение других юридических дисциплин: административного права, финансового права, уголовно-исполнительного права, гражданского права, гражданского процесса, уголовного права, уголовного процесса и других дисциплин.

Цели данного учебного предмета способствовать профессиональному становлению специалиста-юриста во всех сферах правоприменения, обеспечить усвоение исходных сведений о правоохранительных органах Российской Федерации, которые потребуются для познания других юридических дисциплин.

Основные задачи учебной дисциплины: познакомить студентов с правовыми основами данных органов Российской Федерации, задачами и целями их деятельности, дать исходные сведения о внутреннем построении конкретных органов, принципах их организации и деятельности, основных полномочиях, показать роль и значение каждого органа в решении задач, связанных с охраной права в стране.

Подготовка студентов к любому занятию предполагает:

изучение рекомендованной учебной и иной юридической литературы, законодательных нормативных актов по теме занятия, а также конспекты соответствующих лекций;

самостоятельную подготовку к ответам на основные вопросы темы или решению задачи.

При подготовке к семинару студент обязан:

- составить логическую схему ответа по каждому вопросу темы, используя данные в настоящих планах рекомендации;

- выделить проблемные вопросы темы и определить свое отношение к той или иной точке зрения, высказанной учеными юристами;

- в целях аргументации своей точки зрения по рассматриваемому вопросу сослаться на соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие задачи, полномочия правоохранительных органов.

При подготовке к практическому занятию необходимо письменно дать ответ на задачу, обосновав при этом свой ответ ссылками на соответствующие нормы права, продумать свой ответ и определить проблемные вопросы, требующие разрешения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Форма обучения: очная

Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов по видам занятий  
Лекции Семинарские занятия Практические занятия Самостоятельная работа
Предмет, задачи и система дисциплины    
Правовые основы деятельности органов предварительного следствия и дознания в РФ  
Правовые основы деятельности органов прокуратуры РФ  
Судебная власть и система органов ее осуществляющих. Правовой статус судей.  
Конституционный суд РФ. Суды субъектов.
Федеральные суды общей юрисдикции.  
Адвокатская деятельность в РФ
  ЗАЧЕТ      
  ИТОГО

Тема 1. Предмет, задачи и система дисциплины

План семинарского занятия

Время: 2 часа

Учебные вопросы, подлежащие обсуждению:

1. Предмет учебной дисциплины «Правовое регулирование деятельности органа дознания, следователя, прокурора, суда и адвоката».

2. Понятие правоохранительной деятельности и её отличительные признаки.

3. Правоохранительные органы: понятие, основные черты, задачи.

Примерные темы докладов и рефератов:

1. Система правоохранительных органов, её единство и классификация.

2. Принципы построения и деятельности правоохранительных органов.

3. Основные направления деятельности правоохранительных органов.

Литература

Основная:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26 января 2009. № 4. ст. 445.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011) / СЗ РФ. - 1997. - №1. - Ст.1; - 2001. - № 51. - Ст. 4825; - 2003. - № 27. - Ст. 2698 (ч.1) - ст.ст.1-31.

3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 09.02.2011) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (СЗ РФ. - 1994. -№ 13. - Ст. 1447; - 2001. - № 7. - Ст. 607; - 2001. - № 51. - Ст. 4824; Российская газета. №- 120. - 09.06.2004) - ст.ст. - 1-6, 8, 9, 11-24, 27, 28.

4. Федеральный Конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ред. от 01.01.2012) (СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3170) - ст.ст. 7-25.

5. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188 -ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О мировых судьях в Российской Федерации» (СЗ РФ. - 1998. - № 51. - Ст. 6270; Российская газета. - № 131. 23.06.2004)- ст.ст.1, 3-8.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 13.03.2012) (СЗ РФ. - 2001. - № 52 (ч.1). Ст. 4921; - 2002. - №22.- Ст. 2027; - № 30. - Ст. 3020; - 2003. - № 27. - Ст. 2706 (ч. 1); - № 28. - Ст. 2880; - №50. - Ст.4847; - 2004. - №17. - Ст. 1585) - ст. ст. 29-34.

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002. № 138 -ФЗ (ред. от 23.04.2012) (СЗ РФ - 2002 - №46. - Ст. 4532;-2003. - № 27. - Ст. 2700 (ч. 1); Российская газета. - №120. 09.06.2004) - ст.ст.14, 22-23.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.05.2012) (СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1; - № 18. - Ст. 1721; - № 44. - Ст. 4295; - 2003. - № 27 (ч.2). - Ст. 2708; - № 46 (ч. 1). - Ст. 4434; - № 50. - Ст. 4847; - 2004. -№ 19 (часть 1). - Ст. 1838) - ст. 23.1.

9. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 01.01.2012) «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 30. - Ст. 1792; СЗ РФ. - 1995. - № 26. - Ст. 2399; - 1999. - №29. - Ст. 3690; - 2000. - № 26. - Ст. 2736; - 2001. -№ 51. - Ст.4834) - ст.ст. 1-6.1,8,9,11-16,19.

10. Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (СЗ РФ. -1998. - №2. - Ст.223.; - 2003.- № 44.- Ст. 4261) - ст.ст. 1-4,6-8, 17-19.

11. Федеральный закон от 14.03.2002 №30-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (СЗ РФ.- 2002. - № 11. - Ст. 1022; - 2003. - № 27 (ч. 2) - Ст. 2710) - ст.ст. 1-4, 6-13, 17, 19.

12. Миронов А.Н., Павинский Н.М. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: Курс лекций. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2009.

13. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. Б. Б. Булатова, А. М. Баранова. – М.: Высшее образование, 2011.

14. Уголовно-процессуальное право РФ: учебник/ отв. ред. И. Л. Петрухин. – М.: Проспект, 2011.

Дополнительная:

1. Белкин А. Р. Еще раз о доказательствах, об источниках доказательств и о том, как отличить одно от другого // Мировой судья. – 2012 . – № 1 . – С. 10-14.

2. Демидов, И. Ф. Реструктуризация уголовного судопроизводства (концепция как гипотеза) // Государство и право . – 2012 . – № 1 . – С. 33 - 44 .

3. Курченко, В. Н. Ошибки при рассмотрении уголовных дел в случае наличия досудебного соглашения о сотрудничестве // Уголовный процесс. – 2012 . – № 3 . – С. 10-19 .

4. Скобликов П. А. Обжалование в суд решений и действий (бездействия) правоохранительных органов и их должностных лиц. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2011 . – 160 с.

5. Срукова А. Х. К вопросу об уголовно-процессуальных функциях ОВД как органов дознаний // Российский следователь : науч.-практ. и информац. изд. – 2012 . – № 7 . – С. 13-17.

Наши рекомендации