Система отрасли уголовно-процессуального права
Уголовно-процессуальное право регулирует обширную сферу общественных отношений, которые возникают в связи с производством по уголовному делу. Любая отрасль права имеет свою систему, т.е. свое внутреннее строение.
Особенность системы уголовно-процессуального права состоит в том, что УПК РФ, который содержит соответствующие нормы, четко не разделен на Общую и Особенную части. Несмотря на этот факт, между нормами Общей и Особенной частей прослеживается достаточно четкая граница.
Общую часть составляют: общие положения уголовного судопроизводства; нормы, которые регламентируют права и обязанности участников уголовного судопроизводства, устанавливают виды мер процессуального принуждения и порядок их применения; нормы, устанавливающие возможность заявления ходатайств и жалоб; иные положения, регламентирующие уголовное судопроизводство.
Особенная часть включает в себя нормы, которые регламентируют деятельность органов и должностных лиц на отдельных стадиях производства по уголовному делу; нормы, закрепляющие особенности досудебного и судебного производства в отношении некоторых категорий лиц; положения, которые регламентируют международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.
Уголовно-процессуальные нормы действуют в пространстве, в отношении лиц и во времени по определенным правилам.
По общему правилу производство по уголовным делам на всей территории России ведется в соответствии с нормами УПК РФ. Данное правило следует из содержания ст. 4 Конституции РФ, согласно которой суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. Исключения из данного правила действуют лишь в случаях, когда иной порядок прямо закреплен в международных договорах РФ.
Территория России очерчена Государственной границей РФ, под которой понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории страны (т.е. суши, вод, недр и воздушного пространства).
Положения УПК РФ применяются и в тех случаях, когда преступление было совершено на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории России, если это судно приписано к российскому порту. Данное правило не распространяется на случаи, когда суда находятся в пределах юрисдикции иностранных государств. Если преступление было совершено па гражданском судне, находящемся в порту иностранного государства, то в данном случае действует уголовное и уголовно-процессуальное законодательство именно этого государства. При совершении преступления на борту российского военного судна в любом случае действует российский уголовный и уголовно-процессуальный закон.
По общему правилу положения УПК РФ применяются равным образом по отношению к гражданам России, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицом без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Иностранные граждане и .лица без гражданства, которые не проживают постоянно в России и которые совершили преступления вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству в тех случаях, когда преступление направлено против интересов России, а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ, если виновные не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории России.
В случаях, когда гражданин иностранного государства задержан или заключен под стражу, по его требованию об этом факте незамедлительно сообщается в консульское учреждение того государства, гражданином которого это лицо является. Консульские должностные лица могут свободно общаться с гражданами иностранного государства и иметь доступ к ним. Они имеют право посещать человека, который заключен под стражу или задержан, для беседы, а также вправе вести переписку с ним и принимать меры по обеспечению ему юридического представительства (ч. 1 ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.)1.
Процессуальные действия в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного нрава и международными договорами РФ, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Все контакты между органами уголовного судопроизводства и таким лицом осуществляются только в официальном порядке через Министерство иностранных дел РФ.
По общему правилу, закрепленному в ст. 4 УПК РФ, при производстве по уголовному делу применяется тот уголовно-процессуальный закон, который действует во время производства конкретного процессуального действия или принятия процессуального решения. Закон, ухудшающий положение лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, в любом случае обратной силой не наделен. Если же при производстве по конкретному уголовному делу закон предоставил лицу дополнительные права, эти положения должны быть распространены и на те процессуальные действия и процессуальные решения, которые были осуществлены ранее.