Методические указания по выполнению контрольных работ. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Методические указания по выполнению контрольных работ
Написание реферата включает следующие этапы:
1) выбор темы реферата производиться на основании предлагаемых тематики рефератов и таблицы вариантов;
Таблица вариантов:
Первая буква фамилии обучающегося | Номера тем | |||||
"А", "Б", "В" | ||||||
"Г", "Д", "Е" | ||||||
"Ж", "З", "И" | ||||||
"К", "Л" ,"М" | ||||||
"Н", "О", "П" | ||||||
"Р", "С", "Т" | ||||||
"У", "Ф", "Х", "Ц" | ||||||
"Ч", "Ш", "Щ" | ||||||
"Э", "Ю", "Я" |
2) подбор научной, учебной литературы и нормативных источников. Перечень основной литературы к каждой теме курса представлен в данном пособии. Однако он может оказаться недостаточным. Подобрать дополнительную литературу студент может с помощью библиографических каталогов в научной библиотеке;
3) изучение подобранной литературы. Это один из самых сложных и трудоемких этапов работы. Изучение литературы следует проводить в следующей последовательности: прочитать оглавление, ознакомиться с предисловием (введением) и заключением. В оглавлении следует отметить те разделы и параграфы, материал которых представляет наибольший интерес для раскрытия темы. В предисловии студент, как правило, может найти для себя ответы на вопросы: в чем актуальность темы исследования, каковы основные проблемы и границы исследования.
Изучение литературы предполагает конспектирование основных положений текста. Форма конспектирования может быть разнообразной - развернутый или краткий конспект, простой или развернутый план, тезисы, подбор цитат. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса;
4) составление плана реферата. На основе собранных материалов определяют структуру, содержание и объем реферата. Структура реферата, как правило, должна включать введение, 2-4 вопроса, раскрывающих содержание темы, и заключение;
5) изложение содержания работы и ее оформление. Это завершающий этап исследования. Оправданной является методика написания работы, когда студент в начале готовит ее черновой вариант, не заботясь о тщательной стилистической обработке текста. Затем текст внимательно перечитывается, анализируется, редактируется, в него вносятся необходимые изменения, коррективы, дополнения. При этом возможно изменение плана работы в соответствии с фактическими результатами исследования.
Во введении следует обосновать актуальность рассматриваемой темы, ее теоретическое и практическое значение, указать объект и предмет исследования, его цель и перечень задач, решение которых предполагается для достижения указанной цели. Введение рекомендуется писать в последнюю очередь.
В основной части следует представить обзор нормативных актов и литературы по теме, дать объективный и всесторонний анализ исследуемой проблемы.
В заключении излагаются основные результаты исследования, оценки и рекомендации теоретического и практического характера.
В библиографии приводится перечень источников, изучение которых повлияло на формирование авторской позиции по исследуемой проблематике. Библиографический материал излагается в определенной последовательности. Вначале указываются нормативные правовые акты, затем научная и учебно-методическая литература, справочники, материалы периодической печати. Нормативные правовые акты располагаются в зависимости от их юридической значимости в системе законодательства.
При использовании в работе опубликованных материалов обязательна отсылка к их источнику. Сноски на использованную литературу необходимо располагать внизу страницы. Особого внимания требует оформление научного аппарата. Он должен соответствовать государственному стандарту. Возможна консультация с библиографом.
Ниже приводятся образцы наиболее типичных отсылок к источникам.
1.Ссылка на выдержку из персональной монографии оформляется в следующем порядке: Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М., 1994. - С. 31.
2. Ссылка на выдержку из статьи (раздела) в сборнике: Хаманева Н.Г. Контроль омбудсмана за соблюдением прав и свобод граждан // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. Сб.статей. - М., 1994. - C.11.
3. Ссылка на статью в журнале: Осавелюк А.М. Современный механизм системы сдержек и противовесов в зарубежных государствах // Государство и право. - 1993. - № 12. - С.102.
4. Ссылка на учебник (учебное пособие): Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Т. 1,2. Общая часть. Изд.2-е. / Ответ. ред. Б.А. Страшун. - М., 1996. - С. 100.
5. Ссылка на сборник документов: Конституции зарубежных государств. Учеб. пособие / Сост. В.В.Маклаков. - М., 1996. - С.318.
При повторной ссылке на уже упоминавшийся источник достаточно ограничиться указанием на ФИО автора, название работы и страницу.
Реферат представляется в отпечатанном на листах А4 виде с использованием компьютерной технологии. При распечатывании необходимо соблюдать следующие условия:
- поля: верх и низ – 2,5 см., левое поле – 3 см., правовое – 1,5 см.;
- основной шрифт - Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5; текст форматируется по ширине, абзац 1,25 см., с переносами;
- постраничные сноски - Times New Roman, кегль 12, интервал 1,0; текст форматируется по ширине, абзац 1,25 см., с переносами;
- нумерация страниц - сверху по центру; на первом листе (титульный лист) номер не ставится, но в общее количество страниц он включается.
Объем работы, как правило, должен быть не более 10-15 страниц машинописного текста (объем приложения, если он есть, не учитывается).
В конце работы ставится дата написания и подпись студента.
По всем вопросам, возникающим у студентов в процессе подготовки контрольной работы, необходимо обращаться за консультацией к преподавателям кафедры.
Реферат сдается преподавателю на проверку до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие свои письменные контрольные работы в установленные сроки либо сдавшие работы, содержание которых идентично содержанию работ других авторов, а также получившие отрицательные рецензии, к экзамену (зачету) по учебной дисциплине не допускаются.
При получении неудовлетворительной оценки студент обязан повторно выполнить работу по новой теме или переработать прежнюю;
6) готовая работа брошюруется.
Титульный лист должен содержать следующую информацию:
- наименование учебного заведения;
- название кафедры;
- курс обучения;
- тема контрольной работы;
- ФИО автора;
- домашний адрес (телефон);
- номер группы.
Образец титульного листа реферата (курсовой работы) приложение № 1