Цель и место курсовой работы в учебном процессе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Ставропольского филиала ФГБОУ ВО
МПГУ
__________________Н.Н. Сотникова
«______» _________________2016 г.
Н.В. Довголюк
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
Для студентов, обучающихся по направлению
подготовки «Юриспруденция» (40.03.01)
Ставрополь 2016
Составитель: Н.В. Довголюк |
Методические рекомендации по подготовке и выполнению курсовых работ для студентов, обучающихся направления подготовки «Юриспруденция» (40.03.01) / сост. Н.В. Довголюк; Ставропольский филиал МПГУ, 2016. 36 с.
Настоящие методические рекомендации определяют цели и место курсовой работы в учебном процессе, рекомендации по выбору темы и составлению плана курсовой работы, путеводитель по выполнению курсовой работы и ее оформлению, процедуру защиты курсовой работы, тематику курсовых работ по дисциплинам учебного плана.
Рассмотрена:
на совместном заседании кафедр гражданско-правовых и уголовно-правовых дисциплин
Протокол № 1 от «26» августа 2016 года.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цель и место курсовой работы в учебном процессе……………………………
2. Структура и содержание курсовой работы …………………. 3. Изучение нормативно-правовых актов, научной и учебной литературы …
4. Порядок оформления работы………………...…………………………………..
6. Рецензирование курсовой работы………………………………………………
7. Защита курсовой работы…………………………………………………………
8. Примерная тематика курсовых работ и перечень рекомендуемых источников и литературы для выполнения курсовых работ по дисциплинам учебного плана……………………………………………………………………………………….
Приложение 1………………………………………………………………………..
Приложение 2 ………… …………………..………………………………………..
Приложение 3…………………………………………………………………………
Приложение 4……………………………………………………………………….
ЦЕЛЬ И МЕСТО КУРСОВОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Курсовая работа - одна из важнейших форм самостоятельного изучения студентами курса учебной дисциплины. Выполнение курсовой работы по коммерческому праву позволяет студентам юридического факультета
- углубить и конкретизировать свои знания, теоретические положения по вопросам юриспруденции;
- выработать навыки логического анализа содержания монографических работ, нормативного материала, учебной литературы, проведение научных исследований юридических явлений;
- сформировать умение правильно формулировать и раскрывать теоретические положения, что способствует овладению правовой терминологией и позволяет высказывать собственные практические рекомендации и предложения, делать самостоятельные выводы.
Курсовая работа представляет собой самостоятельный анализ избранной обучающимся тематики, выраженной в письменной форме, дающий представление об уровне его знаний, умений и навыков полученных в процессе изучения дисциплины, в процессе освоения которой бакалавр формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменителъной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отображать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
Курсовая работа выполняется студентами по дисциплинам учебного плана.
Студенты, обучающиеся по гражданско-правовому профилю выполняют курсовые работы по следующим дисциплинам:
- Гражданское право (обязательная дисциплина)
дисциплины по выбору:
- Договорное право;
- Коммерческое право;
- Жилищное право;
- Организационно-правовые формы юридических лиц.
Студенты, обучающиеся по уголовно-правовому профилю выполняют курсовые работы по следующим дисциплинам:
- Уголовное право (обязательная дисциплина)
дисциплины по выбору:
- Особенности расследования преступлений;
- Расследование преступлений в сфере экономики и управления;
- Квалификация преступлений;
- Правовые основы борьбы с коррупцией.
Курсовая работа является одним из важных видов учебного процесса и выполняется в соответствии с учебным планом.
Написание курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению курса и приобретению навыков подготовки письменных работ, решений практических задач и ситуаций, умению связывать вопросы теории с практикой, делать выводы и предложения по улучшению уголовного закона и (или) практики его применения.
После выбора курсовой работы и назначения научного руководителя студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуры работы, сроки ее выполнения, необходимую литературу.
Написание курсовой работы предшествует внимательное изучение литературных источников: нормативных актов, специальной научной литературы и других источников, необходимых по теме работы.
Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.
Письменная курсовая работа требует обоснования актуальности выбранной темы, анализа степени ее разработанности, а также собственных выводов и обобщений.
Кроме того, курсовая работа является важной формой обучения и контроля знаний, умений и навыков обучающихся.
Она выполняется студентами самостоятельно под руководством преподавателя в соответствии с учебным планом.
Выполнение работы способствует развитию мышления, творческих способностей обучающегося, привитию ему первичных навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, систематизацией и обобщением имеющейся научной и учебной литературы, углубленным изучением какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины, формированию умений анализировать и критически оценивать исследуемый научный и практический материал, овладению методами современных научных исследований.
Студент должен изучить и использовать при написании курсовой работы не менее 15 источников (их число не включаются нормативные правовых акты).
Результаты работы должны свидетельствовать о научности, актуальности и самостоятельной работе обучающегося.
Требования, предъявляемые к написанию курсовой работы:
– самостоятельность исследования;
– анализ законодательных и иных нормативных актов по теме исследования;
– анализ научной и иной литературы по теме исследования;
– логичность изложения материала;
– четко, последовательно и грамотное изложение мыслей, обосновывать;
– выводы по изложенному материалу.
Выбрав тему и, согласовав ее с научным руководителем, обучающийся приступает к подбору и изучению литературы, относящейся к избранной теме.
Научный руководитель организует выполнение курсовых работ студентов.
В обязанности научного руководителя входит:
проведение консультаций по методике написания работы и по ее содержанию;
контроль над ходом выполнения плана-графика;
рецензирование курсовой работы.
Работа над курсовой работой проходит следующие основные этапы:
1) выбор и утверждение темы;
2) составление и согласование плана курсовой работы;
3) изучение научной литературы и нормативно-правовых актов;
4) выполнение работы;
5)рецензирование иустранение замечаний научного руководителя;
6) защита курсовой работы.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Утвержденный список тем курсовых работ предлагается обучающимся на выбор. Темы в одной группе не должны повторяться. Необходимо обосновать выбранную тему и предварительно согласовать с научным руководителем. При обосновании студентом может быть предложена и согласована с научным руководителем тема непредставленная в рекомендуемой тематике.
Приоритет выбора темы осуществляется на основании даты подачи заявления студента на кафедру. Работа над одной темой нескольких обучающихся возможна лишь в том случае, если тема носит комплексный характер, и каждый обучаемый работает над отдельной ее частью.
Заявления на курсовые работысогласовываются с научным руководителем и визируются заведующим кафедрой.
Курсовая работа должна иметь следующую структуру :
· Содержание
· Введение
· Основной текст
· Заключение
· Список используемой литературы
· Приложения
Содержание курсовой работы должно отражать ее план с указанием номеров страниц, на которых изложен определенный вопрос плана.
Во введенииобосновывается актуальность выбранной темы; состояние разработанности соответствующей проблемы и практическую значимость работы, цель и задачи исследования; объект и предмет, теоретическая и методологическая основа работы, структура работы. Объем введения составляет 3 страницы или 10% от всего объема работы.
Основной текстсостоит из глав, поделённых на параграфы, или только параграфов, содержащих изложение вопросов, плана с научным и практическим обоснованием рассматриваемой тематики. В работе студент обязательно должен использовать примеры из судебной или правоприменительной практики.
Содержание курсовой работы может быть проиллюстрировано схемами, таблицами, диаграммами, графиками и пр. Графическому материалу по тексту необходимо давать объяснения.
Каждая глава ( параграф) должны оканчиваться краткими выводами по исследованному вопросу.
В курсовых работах используются цитаты, статистические материалы. При этом, как правило, отдаются ссылки( сноски) на источники указанных материалов. Кроме соблюдения основных правил цитирования ( нельзя «вырывать» фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитаты необходимо брать в кавычки), следует также обратить внимание на точное указание источников цитат. Источник цитаты должен быть указан в подстрочном примечании внизу страницы на которой расположен цитируемый материал. Для этого в конце цитаты ставится цифра, которая обозначает порядковый номер цитаты на данной страницы. Внизу страницы под чертой, отделяющий сноску ( ссылку) от текста, этот номер повторяется и за ним следует название книги, из которой взята цитата, с обязательным указанием номера цитируемой страницы.
Например:
__________________________
Егоров В.С. Понятие состава преступления в уголовном праве. Учебное пособие. М.: Норма, 2014. С. 17.
В подстрочных примечаниях можно также указать источник фактических и статистических данных, примеров из судебной и правоприменительной практики, приведенных в тексте. Нумерацию следует давать по страничной ( то есть на каждой страницы обозначение первой цитаты следует начинать с цифры 1).
В тексте курсовой работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых ( например, РФ, УК, ГК, КПРФ и пр. Студентам следует обратить внимание на то, что после сокращений заглавных букв названий точки не ставятся!).
В заключении излагаются все сделанные в работе выводы и обосновываются вносимые предложения.
Список использованной литературы (нормативно-правовые акты, располагаемые в иерархическом порядке, научная и учебная литература, материалы периодической печати, материалы судебной практики). В список литературы включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте. Список литературы составляется с учетом правил оформления библиографии.
К оформлению списка использованной литературынадо отнестись с большим вниманием, так как именно он отражает глубину изученности темы, документирует все библиографические ссылки в тексте курсовой работы.
Например:
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Гарант»
2."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от от 21.07.2014 ) // СПС «Гарант»
Учебная и научная литература
1. Егоров В.С. Понятие состава преступления в уголовном праве. Учебное пособие. М.: Норма, 2014. С. 17.
2. ….........
3. …..........
Приложения(используемые в работе документы, таблицы, графики, схемы и др.).
Наличие плана курсовой работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечивает четкость и последовательность в изложении материала, способствует упорядочиванию проблемных вопросов, рассматриваемых в рамках избранной тематики.
В случае, если возникает необходимость корректировки примерного плана либо предлагается новый его вариант, то план должен быть согласован с научным руководителем.