Сточники административного права
€сточники административного права представлЯют собой внешние выражение административно-правовых норм.
‚се источники административного права составлЯют систему административного законодательства.
Ђдминистративное законодательство Р это система нормативно-правовых актов, регулирующих предмет административного права.
Ћсобенности системы административного законодательства:
1) сложнаЯ структура системы;
2) два территориальных уровнЯ системы;
3) высокий уровень мобильности актов;
4) масса заменЯющих и дублирующих актов;
5) большое число актов.
‚иды источников административного права:
Ќормативные источники административного права.
1.1. ЉонституциЯ ђ”.
ЉонституциЯ ђ” содержит общие начала административно-правового регулированиЯ и специфические нормы, упорЯдочающие конкретные административные правоотношениЯ.
1.2. ђешениЯ Љонституционного ‘уда о признании нормативно-правовых актов неконституционными.
1.3. Њеждународные договоры.
1.4. ‡аконы.
‡аконы как источники административного права делЯтсЯ:
· по территории действиЯ:
федеральные законы,
законы субъектов федерации,
местные законы.
· по содержанию:
статутные (они содержат только отдельные нормы административного права);
специальные административно-правовые законы.
1.5. “казы Џрезидента ђ”:
· проводЯщие в жизнь идеи Љонституции;
· утверждающие федерально-целевые программы;
· устанавливающие специальные административно-правовые режимы;
· отменЯющие акты органов исполнительной власти.
1.6. ђешениЯ судов о признании нормативно-правовых актов незаконными.
1.7. ЏостановлениЯ Џравительства ђ”.
1.8. Њинистерские нормативно-правовые акты:
· действующие в рамках одного министерства;
· надведомственные;
· изданные в порЯдке поручениЯ;
· изданные в порЯдке делегированиЯ.
1.9. Ќормативные договоры.
Ќормативные договоры представлЯют собой сравнительно новый источник административного права.
Ќормативные договоры - это акты, устанавливающие правовые нормы длЯ неопределенного числа лиц и действующие в независимости от того возникли ли соответствующие отношениЯ.
Ћсобенности нормативных договоров:
· этот договор конкретизирует нормы законодательства;
· хотЯ бы одна из сторон договора представлЯет собой орган исполнительной власти;
· содержание договора отражает публичный интерес;
· договор регулирует поведение не только сторон договора, но и третьих лиц.
‚ публичном праве выделЯют два вида нормативных договоров - договор о разграничении полномочий. договор о передачи полномочий. Љ нормативным договорам частно-публичного характера относЯтсЯ, например, служебные контракты госслужащих, договоры на обслуживание маршрутов муниципального транспорта частными перевозчиками и т.д.
1.10. ‹окальные акты.
‹окальные акты Р это акты, действующие на территории одного органа.
2. Ќенормативные источники административного права.
2.1. Ќаучные идеи.
2.2. Ђдминистративное усмотрение.
Ђдминистративное усмотрение Р это возможность выбирать альтернативу каждаЯ из которых законна.
2.3. Ђдминистративные обыкновениЯ.
ђассмотрим изложенную классификацию на следующем примере (формирование компетенций ЋЉ-1, ЋЉ-3, ЋЉ-6, ЏЉ-1, ЏЉ-4, ЏЉ-5, ЏЉ-6, ЏЉ-7)
„ело Ь 5-XXX
Џ Ћ ‘ ’ Ђ Ќ Ћ ‚ ‹ … Ќ € …
г. ‘анкт-Џетербург XX.XX.XXXX год
‘удьЯ ‚асилеостровского районного суда ‘анкт-Џетербурга ‚олкова ‚.‘., рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.27 ч.1 ЉоЂЏ ђ”,
в отношении ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ, юридический адрес: ..., ранее не привлекавшегосЯ к административной ответственности,
“ ‘ ’ Ђ Ќ Ћ ‚ € ‹:
ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ допустило нарушение законодательства о труде и об охране труда, а именно: в ходе проверки соблюдениЯ трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в период с XX.XX.XXXX года по XX.XX.XXXX года в ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ, €ЌЌ XXX, расположенного по адресу: ..., было установлено следующее:
руководители и специалисты организации не прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда - нарушение требований ст. 225 ’Љ ђ”, п.2.3.1 постановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” от 13.01.2003г. Ь1/29.
не утвержден перечень инструкций по охране груда длЯ работников но профессиЯм и на отдельные виды работ - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”.
отсутствуют инструкции по охране труда длЯ работников по профессиЯм и на отдельные виды работ - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”, п.5.1-5.4. постановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” от 17.12.2002г..
не оформлен журнал учета инструкций по охране труда длЯ работников по профессиЯм - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”, п.5.10 постановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” от 17.12.2002г. Ь 80.
не оформлен журнал учета выдачи инструкций по охране труда длЯ работников по сессиЯм - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”, п.5.10 постановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” от 17.12.2002г. Ь 80.
не проводитсЯ первичный инструктаж на рабочем месте, повторный инструктаж с работниками в количестве 10 человек - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”, п.2.1. ЏостановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” от 13.01.2003г. Ь1/29, ѓЋ‘’ 12.0.004-90, ѓЋ‘’ 12.0.004-90.
не разработан распорЯдительный документ (приказ, распорЯжение) о возложении обЯзанностей инженера по охране труда на одного из специалистов организации (штатный работник) или специалиста, а также на основании договора о привлечении специалистов организации), оказывающих услуги в области охраны труда - нарушение требований ст.ст. 212 абз. 2 часть 1, 3, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15. 217 ’Љ ђ”.
не разработаны программы проведениЯ инструктажа на рабочем месте по безопасности труда по профессиЯм и видам работ - нарушение требований п. 7.2.2. ѓЋ‘’ 12.0.004-90. п. 2.1.4. ЏостановлениЯ Њинистерства труда и социального развитиЯ ђ” и Њинистерства образованиЯ ђ” Ь 1/29 от 13.01.2003г..
не разработан распорЯдительный документ (приказ, распорЯжение) руководителЯ организации о создании постоЯнно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда рабочего персонала в подразделениЯх - нарушение требований ЏостановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” и ЊинобразованиЯ ђ” Ь 1/29 от 13.01.2003г..
не оформлен журнал учета присвоениЯ персоналу 1-ой группы по электробезопасности - нарушение требований ЏриложениЯ 1 к Њежотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденным постановлением Њинтруда ђ” от 5 ЯнварЯ 2001г. Ь 3 и приказом Њинэнерго ђ” от 27.12.2000г. Ь 163.
не проведена аттестациЯ рабочих мест по условиЯм труда - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”, приказа ЊинздравсоцразвитиЯ ђ” Ь 342н от 26.04.2011г..
не проведено обучение работников безопасным методам и приемам выполнениЯ работ и проверка знаний требований охраны труда - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”, п.2.2 ЏостановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” от 13.01.2003г. Ь1/29.
не утвержден перечень профессий и должностей работников длЯ присвоениЯ 1-ой группы по электробезопасности - нарушение требований ЏриложениЯ 1 к Њежотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденным постановлением Њинтруда ђ” от 5.01.2001г. Ь 3 и приказом Њинэнерго ђ” от 27.12.2000г. Ь 163.
не проведено обучение неэлектротехнического персонала длЯ присвоениЯ 1-ой группы по электробезопасности - нарушение требований ЏриложениЯ 1 к Њежотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденным постановлением Њинтруда ђ” от 5.01.2001 г. Ь 3 и приказом Њинэнерго ђ” от 27.12.2000г. Ь 163.
не назначено приказом лицо, ответственное за проведение обучениЯ персонала длЯ присвоениЯ 1-ой группы по электробезопасности - нарушение требований ЏриложениЯ 1 к Њежотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденным постановлением Њинтруда ђ” от 5.01.2001г. Ь 3 и приказом Њинэнерго ђ” от 27.12.2000г. Ь 163.
не проведено обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”, п.2.2.4.ЏостановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” от 13.01.2003г. Ь1/29.
не обеспечено наличие полного комплекта нормативных правовых актов, содержащих требованиЯ охраны труда в соответствии со спецификой своей деЯтельности - нарушение требований ст. 212 ’Љ ђ”.
не оформлены личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты - нарушение требований п.13 Џриказа ЊинздравсоцразвитиЯ ђ” Ь 290н от 01.06.2009г. в редакции Џриказа ЊинздравсоцразвитиЯ ђ” Ь 28н от 27.01.2010г.
Ѓудучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседаниЯ, представитель ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ в назначенное времЯ в судебное заседание не ЯвилсЯ, ходатайство об отложении рассмотрениЯ дела в суд не представил, в свЯзи с чем, суд находит возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ в отсутствие законного представителЯ последнего.
‚ина ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ подтверждаетсЯ:
протоколом Ь XXX об административном правонарушении от XX.XX.XXXX года, в котором генеральный директор ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ ‹ещинскаЯ ….‚. собственноручно указала на согласие с замечание, обЯзалась их устранить.
требованием прокуратуры ‘анкт-Џетербурга о проведении внеплановой проверки от XX.XX.XXXX года.
распорЯжением о проведении внеплановой выездной проверки ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ от XX.XX.XXXX года.
актом проверки от XX.XX.XXXX года, в котором отражены обнаруженные в ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ нарушениЯ требований законодательства о труде.
предписанием от XX.XX.XXXX года в отношении генерального директора ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ ‹ещинской ….‚. об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
предписанием от XX.XX.XXXX года об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождениЯ, сериЯ 78 Ь XXX.
списками работников организации на XX.XX.XXXX года.
штатным расписанием от XX.XX.XXXX года.
свидетельством о внесении записи в …диный государственный реестр юридических лиц, сериЯ 78 Ь XXX.
решением от XX.XX.XXXX года о назначении генеральным директором ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ ‹ещинской ….‚..
уставом ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ.
‚се указанные выше доказательства не противоречат друг другу, согласуютсЯ между собой, у суда сомнений не вызывают, и изобличают ЋЋЋ •ЋЌ„ЂИ в нарушении законодательства о труде и об охране труда.
‚ соответствии с п.2 ст.2.1 ЉоЂЏ ђ” юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушениЯ в том случае, если у него имелась возможность длЯ соблюдениЯ норм, за нарушение которых предусмотрена административнаЯ ответственность, но не были принЯты все зависЯщие от него меры по их соблюдению.
‘уд приходит к выводу, что ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ не проЯвило должного вниманиЯ, необходимого длЯ строгого соблюдениЯ требований законодательства о труде и об охране труда, что привело к совершению административного правонарушениЯ, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 ЉоЂЏ ђ”, выразившемсЯ в нарушении законодательства о труде и об охране труда.
“читываЯ обстоЯтельства происшедшего, то, что ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ ранее не привлекалось к административной ответственности, вину в совершении административного правонарушениЯ признало, проводит работы по устранению нарушений требований законодательства о труде и об охране труда, суд полагает возможным назначить ему административное наказание в виде минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи, не применЯЯ административное приостановление деЯтельности.
Ќа основании изложенного и руководствуЯсь ст.29.10, ст.29.11 ЉоЂЏ ђ”, суд
Џ Ћ ‘ ’ Ђ Ќ Ћ ‚ € ‹:
ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ, €ЌЌ XXX, признать виновным по ст.5.27 ч.1 ЉоЂЏ ђ” и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей в доход государства.
Џостановление может быть обжаловано в ‘анкт-Џетербургский городской суд в течение 10 суток.
‘удьЯ:
‚ постановлении суда упоминаютсЯ следующие правовые акты, на основании которых судью делает вывод о необходимости привлечениЯ ЋЋЋ З•ондаИ к административной ответственности:
’рудовой кодекс ђ” (статутный закон).
ЏостановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” (министерский нормативно-правовой акт).
ѓЋ‘’ 12.0.004-90, ѓЋ‘’ 12.0.004-90 Р источниками административного права не ЯвлЯютсЯ, поскольку представлЯют собой технические нормы. ‘сылка на них в решении суда неправомерна. ‘уду следовало бы сослатьсЯ на нормативный акт, утверждающий данные ѓЋ‘’ы (в данном случае Р Џостановление ‘овета Њинистров ‘‘‘ђ). Ћднако, поскольку ЋЋЋ З•ондаИ были нарушены положениЯ и других актов, даннаЯ ошибка не влечет отмены постановлениЯ.
Џостановление Њинтруда и социального развитиЯ ђ” и ЊинобразованиЯ ђ” Ь 1/29 от 13.01.2003г. (надведомственный министерский нормативно-правовой акт).
Џриложение 1 к Њежотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденное постановлением Њинтруда ђ” от 5.01.2001г. Ь 3 и приказом Њинэнерго ђ” от 27.12.2000г. Ь 163 Р само приложение источником административного права не ЯвлЯетсЯ, однако в данном случае суд обоснованно сослалсЯ на утверждающий нормативно-правовой акт министерства. Џри этом каждый акт министерства будет внутренним актом, а само Џриложение Р надведомственным.
Љодекс ђ” об административных правонарушениЯх (специальный закон).
’аким образом, на основании сказанного можно выделить следующие особенности административного права:
1. Ћтрасль решает специфическую задачу Р нормативизациЯ Џ“Ѓ‹€—ЌЋѓЋ €Ќ’…ђ…‘Ђ.
2. Ђдминистративное право есть ЏђЂ‚Ћ‚Ђџ Ћ‘ЌЋ‚Ђ “ЏђЂ‚‹…Ќ€џ и управленческой деЯтельности.
3. Ћтрасль включает в себЯ отношениЯ ЏЋ‡€’€‚ЌЋѓЋ и „…‹€Љ’ЌЋѓЋ характера.
4. „лЯ отрасли характерна комплексность, т.е. она включает в себЯ предмет правового регулированиЯ иных отраслей права.
5. Ђдминистративное право Р это отрасль Џ“Ѓ‹€—ЌЋѓЋ права.
6. Ћтрасль входит в ‘Ћ‚Њ…‘’Ќ“ћ ЉЋЊЏ…’…Ќ–€ћ ”едерации и субъекта ”едерации.
Љонтрольные вопросы