Юридические свойства решений КС
Решение КС окончательно и не подлежит обжалованию. Решение КС, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании КС, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Иные решения вступают в силу со дня их принятия. Отдельные с момента опубликования.
Решение КС действует непосредственно и не требует подтверждения др. органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления КС о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением КС неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных ФЗ случаях.
В случае если решением КС, нормативный акт признан не соответствующим Конституции полностью или частично либо из решения КС вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция.
Позиция КС относительно того, соответствует ли Конституции смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении КС, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конст-ности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конст-ности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления КС.
Исполнение решений КС
В случае если решением КС нормативный акт признан не соответствующим Конституции полностью или частично либо из решения КС вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:
1) Правительство не позднее 6 месяцев после опубликования решения КС, если иной срок не установлен постановлением КС в соответствии с п. 12 ч.1 ст.75 ФКЗ, вносит в Гос Думу проект нового ФКЗ, проект нового ФЗ или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный КС неконст-ным в отдельной его части.
Президент, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Гос Думы, законодательные органы гос-ной власти субъектов, а также Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения вправе осуществлять подготовку проекта нового ФКЗ, проекта нового ФЗ или ряда взаимосвязанных проектов законов либо законопроекта о внесении изменений в закон, признанный КС неконст-ным в отдельной его части, и вносить их в Гос Думу. Правительство в случае подготовки положительного заключения или положительного официального отзыва на законопроект, внесенный одним из субъектов права законодательной инициативы, указанных в настоящем абзаце, вправе отложить внесение законопроекта, инициатором которого является Правительство;
2) Президент, Правительство не позднее 2 месяцев после опубликования решения КоС отменяют нормативный акт соответственно Президента или Правительства, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и дополнения в нормативный акт, признанный неконст-ным в отдельной его части;
3) законодательный орган госу-ной власти субъекта в течение 6 месяцев после опубликования решения КС вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта, отменяет признанный неконст-ным закон субъекта, принимает новый закон субъекта или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и дополнения в закон субъекта признанный неконсти-ным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта вносит соответствующий законопроект в законодательный орган гос-ной власти субъекта не позднее 2 месяцев после опубликования решения КС. Если по истечении 6 месяцев после опубликования решения КС законодательным органом гос-ной власти субъекта не будут приняты предусмотренные меры в связи с решением КС, применяется механизм ответственности, предусмотренный ФЗ;
4) высшее должностное лицо субъекта не позднее 2 месяцев после опубликования решения КС отменяет признанный неконст-ным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и дополнения в нормативный акт, признанный неконст-ным в отдельной его части. Если по истечении 2 месяцев после опубликования решения КС высшим должностным лицом субъекта не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением КС, применяется механизм ответственности, предусмотренный ФЗ;
5) фед-ные органы гос-ной власти, органы гос-ной власти субъектов, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции договор между феде-ными органами гос-ной власти и органами гос-ной власти субъектов, договор между органами гос-ной власти субъектов, не позднее 2 месяцев после опубликования решения КС вносят в соответствующий договор изменения и дополнения или прекращают действие договора.
40. Конституционное правосудие в субъектах РФ.
Наряду с КС возможно создание КС в субъектах РФ.
Субъекты вправе самостоятельно решать вопрос о видах конст-ного контроля, в том числе о форме конст-ного правосудия (КС, комитет конституционного надзора либо конституционные коллегии (палат) в составе высших судебных инстанций субъектов), определять компетенцию соответствующих органов.
Конституционные (уставные) суды в субъектах призваны разрешать споры, возникающие по вопросам исключительной компетенции субъектов. Назначение этих судов – быть хранителями и защитниками своих конституций (уставов) при условии их соответствия Конституции.
КС не рассматривает дела, находящиеся в юрисдикции конституционных (уставных) судов субъектов, а последние не Вторгаются в его компетенцию. Однако решение фед-ного КС о признании неконституционными положений конституции (устава) субъекта федерации может поставить конст-ный (уставный) суд перед необходимостью пересмотра своих ранее вынесенных решений.
По вопросам совместной компетенции РФ и ее субъектов желательно прежде всего разрешение спора на уровне субъекта федерации. При несогласии с решением конституционного (уставного) суда субъекта федерации возможно обращение в федеральный КС, который может проверить собственно решение конституционного (уставного) суда субъекта федерации либо только конституционность положений конституции (устава) субъекта федерации, в соответствии с которым вынесено решение конституционного (уставного) суда субъекта федерации. Эта проблема требует дополнительного обсуждения.