Конституционные нормы в банковском праве
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ БАНКОВСКОГО ПРАВА
1.1.Понятие источников банковского законодательства
В дореволюционном российском праве под источниками права понимались формы выражения положительного права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом.
В современной российской юридической науке под источником права обычно понимают форму выражения правила, сообщающую ему качество правовой нормы; тот единственный «резервуар», в котором пребывают юридические нормы; форму установления и выражения правовых норм и т.д.
Наиболее приемлемой с теоретической точки зрения является формула Г.Н. Муромцева, согласно которой под источником права следует понимать обусловленный характером правопонимания данного общества способ признания социальных норм в качестве обязательных. Внешней формой права называются способы установления правовых норм. В юридической литературе за ними утвердилось традиционное наименование «источники права».
Основным источником российского права является нормативный акт.
В этом смысле российская правовая система исторически сложилась в результате влияния континентальной, романо-германской правовой системы, где, как известно, основной и практически единственный источник права - нормативный акт.
В теории права к нормативным актам относятся следующие: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств, законы и другие нормативные акты субъектов Федерации, нормативные акты местных органов власти.
Однако денежная и кредитная системы по своей природе требуют известной централизации и единства, с тем, чтобы в обществе максимально соблюдалась платежная дисциплина. Поэтому банковское право может быть выражено только ограниченным кругом источников.
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России».
Итак, источники банковского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы Российской Федерации, в частности, в процессе регулирования банковской системы со стороны Банка России и других органов государственной власти, а также союзов и ассоциаций кредитных организаций.
1.2 Отдельные виды источников
Конституционные нормы в банковском праве
Конституция Российской Федерации устанавливает для банковского права основополагающие нормы.
В ней закрепляются независимость осуществления Банком России эмиссионной функции, порядок назначения Председателя Банка России и Совета директоров, а также ряд других вопросов, составляющих сущность денежно-кредитной системы в российском обществе.
В ст. 4 Конституции Российской Федерации говорится, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому все остальные законы, в том числе и те, которые принимаются субъектами Российской Федерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам[1].
При этом надо иметь в виду, что согласно Конституции Российской Федерации финансовая и кредитная деятельность регулируется только федеральными законами. Субъектам Российской Федерации такое право не предоставлено. Это означает, что регулировать деятельность кредитных организаций в смысле установления правовых норм могут только федеральные органы государственной власти.
Ст. 71 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. "ж"); стандарты, официальный статистический и бухгалтерский учет (п. "р")[2].
Банк России – это строго централизованная организация, что в значительной мере обусловлено требованиями Конституции Российской Федерации и принятыми в ее исполнение Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Федеральные законы
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 года.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Правовой статус Банка России закрепляется в ст. 2 упомянутого Федерального закона. Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Уставный капитал и иное имущество Банка России - федеральная собственность[3].
В ст. 4 Федерального закона закреплены функции Банка России.
Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов Местного самоуправления.
Федеральный закон предусматривает порядок участия Банка России как юридического лица в капиталах кредитных, международных и иных организаций (статьи 7, 8), а также перечень операций, которые может осуществлять Банк России (глава XIII).
В главе IX содержатся нормы, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность Банка России[4].
Банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляются Банком России в порядке, установленном главой X Федерального закона в ст. 55 которой, в частности, предусмотрено, что главной целью банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банку России предоставлено право применять меры воздействия к кредитным организациям (запрет на осуществление отдельных банковских операций, взыскание штрафов, отзыв лицензии на осуществление банковских операций и некоторые другие меры воздействия) (ст. 74). Возникающие при этом споры подлежат рассмотрению в арбитражных судах.
Еще один Федеральный закон, это закон «О Банках и банковской деятельности».
Этот закон определяет понятие кредитной организации, ее виды закрепляет структуру банковской системы и определяет перечень нормативных актов, которые регулируют банковскую деятельность, а также предусматривает ряд других вопросов.