Механизм правового регулирования
Виды нормативно-правовых актов.
1. По субъектам правотворчества
· Принятые в порядке референдума
· НПА государственных органов
· НПА организации
2. ПО сфере действия
· Федеральные
· Субъектов РФ
· Органов местного самоуправления
· Локальные
3. По юридической силе
· Законы к которым относятся: основной закон (конституция), федерально-конституционный закон, федеральные законы, законы субъектов РФ.
· Подзаконные акты к которым относятся: указы президента, постановления правительства РФ, постановления и решения и приказы федеральных органов исполнительной власти, НПА органов исполнительной власти субъектов РФ.
Система права
Одним из признаков права в целом является его системный характер, проявляющийся в том, что оно состоит из множества взаимосвязанных и взаимозависимых норм права. Система права показывает, каким образом вся эта совокупность норм организована и устроена.
Система права – это исторически сложившееся внутреннее строение права отражающее состав и взаимодействие его норм . Система российского права состоит из следующих базовых элементов:
1. Норма права
2. Институт права – это обособленный логически единый комплекс правовых норм относительно самостоятельно регулирующий определенную группу отношений. В законах, институт, как правило, выделяется в отдельные главы. Сами институты бывают: отраслевыми существующие в рамках одной отрасли и межотраслевые, т.е. регулирующие отношения в нескольких отраслях (институт вины).
3. Отрасль права – это такая совокупность норм права и институтов, которая регулирует определенную группу общественных отношений особыми методами правового воздействия (уголовное право, гражданское право). Отрасль – самая большая совокупность норм. К основным отраслям права относятся конституционное права, гражданское, административное, уголовное право.
По мимо деления права на отрасли и институты в российском праве выделяют норм частного и публичного права. К частному праву относятся все нормы и отрасли, регламентирующие деятельность индивидуальных субъектов не затрагивающую широкого круга лиц. Нормы частного права реализуются данными субъектами самостоятельно и в своих личных интересах. Нормы публичного права регулируют отношения касающиеся неопределённо большого круга лиц как правило всего общества, соответственно реализуются они по инициативе государственных органов, а применяемым методом является принуждение. ( Публичное: конституционное право, административное; Частное : семейное, жилищное.)
Механизм правового регулирования
1. Понятия и элементы МПР
2. Правотворчество
3. Право реализация
4. Толкование права
5. Правоотношение
I. Правового регулирования- система парвовых средств с помощью которых осуществляется комплексное регулятивное воздействие на общественные отношения с целью удовлетворения общественно полезных целей т.е. МПР по сути показывает каким образом право регулирует поведение людей. Через МПР отражается динамика права. Рассматривая правовое регулирование комплексно можно выделить следующие его стадии.
1. Стадия создания – правотворчество.
2. Стадия возникновения конкретных правоотношений, в рамках которой в норму права распространяют на конкретные общественные отношения.
3. Стадия реализации прав и обязанностей конкретного правоотношения, которое проявляется в фактических действиях людей, по осуществлению договоренностей достигнутых на предыдущих стадиях. В целом на данной стадии действия людей могут выражаться в четырех основных формах: соблюдение, исполнение, использование, применение права.
II. Правотворчество – особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмены нормы права. Само по себе создание права включает в себя несколько этапов можно разделить на официальные и неофициальные. К неофициальным относятся: зарождение идеи создания акта, подготовка проекта. Официальные: обсуждение проекта и его принятие. В зависимости от субъектов правотворческой деятельности выделяют такие виды правотворчества:
1. Народное
2. Установление норм права государственными органами
3. Правотворчество должностных лиц
Специфической разновидностью правотворчества в РФ является законотворчество – это процесс создания законов. В РФ включает в себя несколько стадий:
1. Законодательная инициатива – это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос об издании тех или иных законов и вынесении из проектов на рассмотрение законодательных органов (Федеральное собрание). По конституции ст.104. о праве законодательства. В порядке законотворческой инициативы, законопроекты вносятся в нижнюю палату Федерального собрания (гос. Думу).
2. И начинается второй этап- обсуждение законопроекта, который проходит на заседании гос. Думы, а потом Совета федерации. Обсуждение законопроекта проходит в три чтение. Законопроект может быть либо принят обеими палатами, либо доработан либо отклонён.
3. После принятия всеми палатами, закон направляется президенту для подписания и официального опубликования при этом президент может наложить закон вето. Вето президента может быть преодолено большинством федерального собрания, в этом случае президент обязан подписать и опубликовать закон. Все законы публикуются в Российской газете, парламентской газете и в Собрания законодательства РФ. После опубликования закон вступает в силу после 10 дней, если иное не указано в нем самом.