Законодательный процесс в РФ: общая характеристика
Стадии:
1.Законодательная инициатива – см. № 99.
2.Рассмотрение, обсуждение и принятие законопроекта в нижней палате (ГД) – см. № 100.
3. Одобрение закона верхней палатой (СФ) – см. № 100.
4. Промульгация главой государства (Президентом).
5. Опубликование и вступление в силу – см. № 101.
На стадии законодательной инициативы в нижнюю палату вносится проект закона – его текст и сопроводительные документы, в том числе заключение Правительства, если реализация проекта потребует расходов из бюджета. Субъекты права законодательной инициативы (лица, управомоченные вносить законопроекты, которые подлежат обязательному рассмотрению) определены в ст. 104 КРФ.
Рассмотрение, обсуждение и принятие законопроекта в нижней палате состоит в определении его содержания и окончательного утверждения текста. Прохождение проекта через нижнюю палату состоит из 3 чтений (за редким исключением, предусмотренным, напр., для гос. бюджета, принимаемого в 4-х чтениях). Первое чтение состоит в утверждении концепции проекта (принятие за основу), во втором чтении обсуждаются внесенные субъектами права законодательной инициативы поправки к тексту проекта, в третьем чтении м.б. рассмотрены поправки, направленные на устранение внутренних противоречий, возникших после второго чтения, а также возможные последствия в виде аброгации, и законопроект принимается в окончательной редакции (принятие в целом).
Ряд законов подлежит обязательному рассмотрению в верхней палате, остальные могут быть рассмотрены в 14-дневный срок. Затем закон направляется Президенту для промульгации.
В случае неодобрения закона верхней палатой или Президентом (применение права вето), возможно повторное принятие квалифицированным большинством голосов (в случае применения вето Президента – в обеих палатах), что означает обязательность подписания и опубликования.
Затем закон подлежит обязательному опубликованию, которое является условием его вступления в силу
Ст. 104 КРФ – право зак. инициативы:
1. През-т
2. СФ
3. члены СФ
4. депутаты ГД
5. Пр-во
6. зак. органы субъектов
7. КС (по вопросам его ведения)
8. ВС (по вопросам его ведения)
9. ВАС (по вопросам его ведения)
Законопроекты вносятся в ГД. Законопроекты, предусматривающие расходы фед. бюджета, - тк при наличии заключения Пр-ва.
Законопроект д.б. представлен с пояснительной запиской, перечнем НПА, которые утратят силу, фин.-эк. обоснованием. Материалы направляются Председателю ГД, проект регистрируется. Проект направляется в депутатские объединения и в соответствующий комитет.
Комитет определяет соответствие проекта требованиям КРФ, Регламента и 14-дневный срок представляет его на рассмотрение Совета ГД.
Подготовка к слушанию осуществляется комитетом. По итогам работы проект с заключением направляется в Совет для внесения на пленарное заседание.
Зак. инициатива в субъектах – ст. 6 ФЗ «Об об. принципах....»:
- депутаты
- высшее д/лицо субъекта
- предст. ОМС
- конституцией (уставом) м.б. предоставлено иным органам, общ. объединениям, а тж гражданам, проживающим на территории субъекта.
Законопроекты, внесенные в зак. ОГВ субъекта высшим д/лицом субъекта, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
Законопроекты, предусматривающие расходы бюджета субъекта, рассматриваются зак. ОГВ субъекта по представлению высшего д/лица субъекта либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в зак. ОГВ субъекта в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта и не м.б. менее 20 календарных дней.
Устав СПб: Право законодательной инициативы в ЗакС СПб - право внесения на рассмотрение ЗакС СПб проектов законов СПб и иных НПА СПб - принадлежит депутатам ЗакС и органам ЗакС, Губернатору, представительным ОМС, почетным гражданам СПб, являющимся гражданами РФ и проживающим на территории спб