Вступительная часть - 5-10 минут. Преподаватель проверяет наличие студентов и их готовность к занятию
Преподаватель проверяет наличие студентов и их готовность к занятию. Во вводном слове преподаватель обозначает важность рассматриваемых категорий для формирования знаний в области гражданского права.
Основная часть занятия - 65-70 минут.
Опрос студентов по вопросам практического занятия:
1. Правоспособность граждан
2. Дееспособность граждан
3. Опека и попечительство
4. Имя и место жительства гражданина
5.Основание и последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
6. Понятие, значение и виды актов гражданского состояния
Дайте определение следующим терминам: правоспособность, дееспособность, эмансипация, акт гражданского состояния, назовите и обоснуйте отличия опеки и попечительства от патронажа?
Ответьте на следующие вопросы, мотивируя ответ положениями Гражданского кодекса РФ:
1. Какие признаки индивидуализируют гражданина как субъекта гражданского права.
2. Когда возникает и прекращается гражданская правоспособность? Что такое дееспособность граждан?
3. Каковы условия эмансипации несовершеннолетних?
4. Каковы условия признания гражданина недееспособным?
5. Каковы условия ограничения дееспособности граждан?
6. Когда устанавливается опека и попечительство?
7. В чём состоит доверительное управление имуществом подопечного?
8. При каких условиях устанавливается патронаж над дееспособными гражданами?
9. Каковы условия и последствия признания гражданина безвестно отсутствующим?
10. Каковы основания и последствия объявления гражданина умершим?
Решите тест:
Вариант 1
1. Правоспособность -
а) возможность;
б) способность иметь гражданские права и нести обязанности.
2. Правоспособность возникает у каждого гражданина:
а) с рождения;
б) с достижения совершеннолетия;
в) по его волеизъявлению.
3. Правоспособность прекращается у каждого гражданина:
а) по уходу на пенсию;
б) со смертью;
в) с инвалидностью.
4. Содержание правоспособности составляют:
а) сами права;
б) не сами права, а возможность их иметь.
5. Граждане могут:
а) иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
б) создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; выбирать место жительства;
в) иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права;
г) все указанное в п. а-в.
6. Дееспособность - это способность гражданина:
а) приобретать гражданские права;
б) своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности;
в) своими действиями создавать и исполнять обязанности.
7. Дееспособность в полном объеме по общему правилу приобретается с момента:
а) достижения совершеннолетия (18 лет);
б) достижения 16 лет;
в) достижения 14 лет.
8. Безвестное отсутствие гражданина - это:
а) удостоверенный судом факт короткого отсутствия в месте его жительства;
б) удостоверенный судом факт длительного отсутствия в месте его жительства, при отсутствии каких-либо сведений о его месте пребывания.
9. Безвестное отсутствие гражданина устанавливается:
а) судом, по заявлению заинтересованных лиц;
б) при отсутствии в месте жительства более года сведений о его месте пребывания;
в) все указанное в п. а и б.
10. Началом течения срока при безвестном отсутствии является:
а) день получения последних сведений об отсутствующем;
б) месяц получения последних сведений об отсутствующем;
в) год получения последних сведений об отсутствующем.
11. Гражданин по общему правилу признается безвестно отсутствующим, если в месте жительства гражданина нет сведений о его пребывании в течение:
а) 2 лет;
б) 3 лет;
в) 5 лет;
г) 6 месяцев - пропал при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель (находился на потерпевшем катастрофу самолете);
д) по истечении 2 лет со дня окончания военных действий - если гражданин (военный или иное лицо) пропал в связи с военными действиями;
е) все указанное в п. а, г и д;
ж) все указанное в п. в-д.
12. Днем смерти считается день:
а) подачи в суд заявления об объявлении гражданина умершим;
б) вступления в законную силу решения суда об объявлении лица умершим.
Вариант 2
1. Лица, выступающие в качестве участников имущественных и личных неимущественных отношений, регулируемых этой отраслью права:
а) объект права;
б) предмет права;
в) субъект права.
2. Какое из названных понятий наиболее соответствует понятию субъекта гражданского права:
а) личность;
б) гражданин;
в) человек;
г) физическое лицо.
3. Правоспособность – это:
а) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их;
б) способность иметь гражданские права и нести обязанности.
4. Правоспособность возникает в момент:
а) рождения человека;
б) достижения 18 лет;
в) достижения 6 лет;
г) достижения 14 лет.
5. Правоспособность прекращается при:
а) наступлении смерти человека;
б) утрате гражданства;
в) достижения 18 лет.
6. Содержание правоспособности образуют:
а) имущественные права;
б) личные неимущественные права;
в) имущественные и личные неимущественные права.
7. Иностранные граждане пользуются в РФ гражданской правоспособностью:
а) меньшей по объему правоспособностью, чем граждане РФ;
б) большей по объему правоспособностью, чем граждане РФ;
в) наравне с гражданами РФ.
8. Гражданская дееспособность определяется в законе как:
а) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их;
б) способность иметь гражданские права и нести обязанности.
9. Содержание дееспособности составляют:
а) права и обязанности, которые физическое лицо может иметь;
б) способность лица эти права и обязанности приобретать и осуществлять собственными действиями.
10. Гражданские дела об ограничении дееспособности граждан рассматриваются судом в порядке:
а) искового производства;
б) особого производства;
в) заочного производства.
11. Ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет допускается только:
а) по решению органа опеки и попечительства;
б) по решению суда;
в) в связи с наличием психических заболеваний.
12. К числу лиц, которые могут обратиться в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или иными доходами относят:
а) родители, усыновители, попечители;
б) общественные организации;
в) органы опеки и попечительства;
г) родители, усыновители, попечители, органы опеки и попечительства.
13. Законом допускается ограничение полной дееспособности граждан при:
а) наличии у гражданина психического заболевания;
б) злоупотреблении гражданином спиртными напитками и наркотическими веществами.
14. Гражданин признается несостоятельным (банкротом):
а) судами общей юрисдикции;
б) Арбитражным судом;
в) Конституционным судом.
15.Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику-гражданину в совокупности составляют:
а) больше стоимости его имущества;
б) не менее двухсот тысяч рублей;
в) не менее миллиона рублей;
г) не менее ста тысяч рублей.
16. Банкротство гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, появилось в Законе о банкротстве:
а) 1998;
б) 1996;
в) 1997;
г) 2002.
17. Арбитражный суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок:
а) не более чем шесть месяцев;
б) не более чем три месяца;
в) не более месяца;
г) не более двух месяцев.
18. В соответствии со ст. 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры банкротства:
а) особое производство;
б) исковое производство;
в) конкурсное производство;
г) конкурсное производство и мировые соглашения.
19. Для признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) минимальный размер его задолженности должна быть не менее:
а) 200000 рублей;
б) 100000 рублей;
в) 500000 рублей;
г) 50000 рублей;
д) нет правильного ответа.
20. В течение, какого периода времени индивидуальный предприниматель, признанный несостоятельным (банкротом) не может быть зарегистрирован в этом качестве:
а) одного года;
б) двух лет;
в) пяти лет;
г) трех лет.
Решите задачу:
Задача 1
Перов взял у Васильева взаймы 20 тыс. руб., в подтверждение чего выдал расписку, где указал, что он, Перов, через 6 месяцев со дня составления расписки должен возвратить Васильеву взятые в долг денежные средства в сумме 20 тыс. руб. Перов и Васильев знакомы с детства.
По наступлению указанного срока Васильев обратился к Перову и предъявил выданную им расписку, на что Перов ответил, что не является должником Васильева, так как он Добрынин. В разговоре выяснилось, что Перов сменил имя, и регистрация смены имени произошла: 1) через неделю после выдачи расписки; 2) за неделю до выдачи расписки.
Вопросы:
1. Все ли необходимые сведения о Перове как участнике гражданских правоотношений (заемщике) указаны в расписке?
2. Предусмотрена ли гражданским законодательством возможность смены имени?
3. Охарактеризуйте юридическую процедуру смены имени и перечислите юридические последствия этого факта применительно к каждой из двух ситуаций.
Задача 2
Несовершеннолетний П.Д. после рождения был зарегистрирован по месту жительства своей матери П.А., умершей в январе 2005, в комнате в коммунальной квартире, где ему принадлежало право на 2/53 доли в праве собственности на квартиру, и где также проживали еще восемь человек. В декабре 2005 было произведено расселение данного жилого помещения, в результате которого жилое помещение было продано, несовершеннолетний П.Д. был зарегистрирован в спорной квартире по месту жительства своего отца П.А., умершего в сентябре 2006. Истица П.О. обратилась в суд с иском о признании своего несовершеннолетнего внука П.Д., 2000 года рождения, неприобретшим право пользования жилым помещением.
Допрошенные по ходатайству истицы свидетели П.Е. - внучка истицы, К.Н. - соседка и Я. - сожитель П.Е. пояснили, что несовершеннолетний П.Д. в спорной квартире не проживал и не проживает. В настоящее время в квартире проживают истица, ее внучка П.Е. с несовершеннолетним ребенком и сожителем Я.
Вопросы:
1. Может ли внук сам обратиться в суд?
2. Какое значение для правого статуса физического лица имеют такие правовые категории как «правоспособность», «дееспособность», «деликтоспособность»?
Задача 3
П. является инвалидом 2 группы вследствие участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и проживает с семьей из трех человек в квартире по адресу: г. Липецк. Он обратился в администрацию города Липецка, так как по истечении трех месяцев с момента постановки на учет Администрация г. Липецка обязана предоставить П. благоустроенную жилую площадь. Администрация отказала П., ссылаясь на то, что не обладает достаточным количеством денежных средств.
1. Возможно ли ограничение парового статуса физического лица по признаку инвалидности?
2. Правомерен ли отказ Администрации города Липецка?
Задача 4
Виктору исполнилось 12 лет, и он получил на День Рождения в подарок от дедушки радиоуправляемый вертолет. Но на следующий день Виктору очень захотелось покататься на велосипеде, и он продал вертолет своему знакомому подростку 16 лет, а на полученные деньги купил велосипед. Но мать Виктора расценила поступок сына как неуважение к дедушке, она решила вернуть деньги и забрать вертолет. Но подросток отказался возвращать игрушку, обосновав это тем, что Виктор сам может решать, что делать со своими игрушками, т.к. эта вещь была в собственности у Виктора и нет оснований для расторжения договора.
Вопросы:
1. Прав ли подросток?
2. Имеет ли их договор юридическую силу?
3. Что такое правоспособность и дееспособность?
4. Мог ли Виктор продавать свой подарок? Разрешите спор.
Задача 5
80–летний гражданин Севостьянов В.Л. проживает один в квартире в городе Липецке. Он решил подарить редкую коллекцию картин в музей города Ельца, которую имел в собственности по договору купли-продажи, заключенному им еще в молодости. После чего его родная сестра потребовала от музея возврата картин, ссылаясь на то, что Севостьянов А.Л. страдает временным психическим расстройством, и он не может отвечать за свои действия.
Вопросы:
1. Как должен поступить музей?
2. Какие действия необходимо совершить Севостьяновой для того, чтобы вернуть картины?
Задача 6
28 марта 2009 года на ул. Зегеля г. Липецка 13-летняя Саша, управляя скутером, осуществила маневр поворота налево из крайнего правого положения, в то время как по встречной полосе двигался автомобиль «Ниссан», управляемый Виктором, который производил обгон автомобиля «Лада-приора». Произошло столкновение, в результате которого Саша получила травмы, оцененные как тяжкий вред здоровью. Родители Саши обратились в суд районный суд города Липецка с иском о возмещении морального вреда, а Виктор подал встречный иск о признании 13-летней Саши источником повышенной опасности.
Вопросы:
1. Имела ли Саша право управлять скутером?
2. Прав ли Виктор, говоря об источнике повышенной опасности?
3. Какое решение должен вынести суд?
Задача 7
Администрация города Липецка приняла решение о том, что Барановой был снижен брачный возраст до 16 лет, в результате чего она вступила в брак с Леоновым. В связи с переездом к будущему мужу, проживающему в г. Ельце, она решила продать свою квартиру, перешедшую к ней по завещанию от бабушки. Но так как никто не покупал квартиру, Баранова договорилась с соседом, Фроловым, что продаст ему квартиру за 300 долларов под строительство магазина. Узнав об этом, родители Барановой заявили, что они против такой сделки, т.к. цена очень низкая и по их мнения квартира в хорошем состоянии для продажи ее под магазин. Они также утверждают, что нашли покупателя квартиры, который приобретет квартиру для постоянного проживания за более выгодную сумму. Но Баранова ответила, что договор с Фроловым уже заключен, и расторгать его она не собирается. Родители обратились с иском в суд о признании заключенной с Фроловым сделки недействительной, т.е. сделка была совершена их несовершеннолетней дочерью без их согласия.
Вопросы:
1. Раскройте содержание дееспособности Барановой.
2. Исходя из условий задачи определите возможность самостоятельной имущественной ответственности всех участников спорной ситуации.
3. Какое решение должен принять суд?
Задача 8
Милованова обратилась в районный суд города Липецка с заявлением об объявлении ее мужа умершим. Она объяснила, что сведений о месте пребывания ее мужа нет уже более 5 лет, до этого он уклонялся от уплаты алиментов и был полицией объявлен в розыск. Суд на основании заявления Миловановой и справки о последнем месте жительства мужа Миловановой вынес решение о признании его безвестно отсутствующим и разъяснил Миловановой, что через три года после вступления в силу решения суда о признании Милованова безвестно отсутствующим она сможет подать заявление в суд для объявления его умершим.
Вопросы:
1. Раскройте порядок признания гражданина безвестно отсутствующим.
2. Каким образов признание гражданина безвестно отсутствующим влияет на объявление его умершим?
3. Оцените решение суда.
Темы научных сообщений:
1. Соотношение правоспособности и дееспособности
2. Имя и иные признаки, индивидуализирующие гражданина как правовые категории
3. Особенности определения места жительства гражданина в современном обществе
4. Восстановление правового статуса лица, признанного безвестно отсутствующим и объявленного умершим
5. Акты гражданского состояния как элемент правого статуса физического лица.
Объём научного сообщения должен раскрывать его тему.
По итогам научного сообщения преподаватель предлагает студентам провести дискуссию относительно темы научного сообщения.
Дополнительное задание
Используя статистические данные (Интернет, средства массовой информации) и теории научной доктрины гражданского права проанализируйте, выявите проблемы и предложите направления совершенствования следующих правоотношений:
1. Эмансипация несовершеннолетнего лица, достигшего возраста 16 лет, в связи с ведением предпринимательской деятельности;
2. Гражданско-правовая процедура восстановления правового статуса лица, объявленного умершим.
По результатам проведенного исследования подготовьте презентацию.
На вопросы практического занятия студенты отвечают с места и по желанию преподавателя должны предоставлять тетрадь с конспектом лекции для проверки. В процессе ответа студент должен следить за соблюдением лимита времени, отводимого на каждый вопрос. На данном семинаре на каждый вопрос отводится по 10-15 минут.
Заключительная часть - до 5 минут.
Преподаватель подводит итоги занятия, характеризует глубину рассмотрения тех или иных вопросов. Объявляет оценки, полученные студентами.
Литература:
Учебная литература
1. Белов В.А. Гражданское право. Т.1. Общая часть. Введение в гражданское право 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт. 2014. 521 с.
2. Эриашвили Н.Д. Гражданское процессуальное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция». Гриф МО РФ. М.: ЮНИТИ-Дана. 2013. 580 с.
3. Рассолов М.М., Ильина О.И, Кузбагарова А. Н. Гражданское право. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-Дана, 2013. 911 с.
4. Камышанский Н.М. Коршунов В. П., Иванов В. И. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 1. М.: ЮНИТИ-Дана, 2013. 543 с.
5. Сергеев А. П., Толстой Ю.К. Гражданское право. М.: Проспект, 2007. 773 с.
6. Суханов Е.А. Гражданское право: Гражданское право: В 4 т. Том 4. Обязательственное право. М.: Волтерс Клувер, 2010. 800 с.
7. Малиновский Д.А. О классификации субъективных гражданских прав // Юрист. 2002. №3. С. 13-20.
8. Нечаева A.M. О правоспособности и дееспособности физических лиц // Государство и право. 2001. № 2. С. 15-22.
9. Скловский К. Механизм перехода права и последствия цессии // Хозяйство и право. 2002. № 2.
10. Коротков Д. Б. Представительство как гражданское правоотношение: дис… канд. юрид. наук. М., 2012. 215 с.
Нормативные правовые акты
11. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Рос. Газета. 1993. 25 дек.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г. (в ред. от 2 сентября 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федер. закон Рос. Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 декабря 1995 г. (в ред. от 28.12.2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: федер. закон Рос. Федерации от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 1 ноября 2001 г. (в ред. от 2 сентября 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. №49. Ст.4552.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: федер. закон Рос. Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 дек. 2006 г. (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. №52(1ч.). Ст.5496.
16. О защите прав потребителей: закон Рос. Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3. Ст.140.
17. Об акционерных обществах: федер. закон Рос. Федерации от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ: принят Гос. Думой Собр. Рос. Федерации 24 ноября 1995г. (в ред. от 18 июля 2009г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.1996. № 1. Ст.1.
18. О некоммерческих организациях: федер. закон Рос. Федерации от 12.01.1996г. №7-ФЗ: принят Гос. Думой Собр. Рос. Федерации 8 декабря 1995г. (в ред. от 18 июля 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. № 3. Ст. 145.
19. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон Рос. Федерации от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 14 янв. 1998 г. (в ред. от 6 декабря 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 7. Ст. 725.