Занятие 26.1 - практическое Время - 2 часа

Практические задания:

Ознакомившись с фабулой, получив соответствующий инструментарий, курсанты обязаны определить:

а) цель проверки показаний подозреваемого;

б) состав участников следственного действия;

в) порядок его проведения;

г) способ и средства фиксации хода и результатов проверки показаний.

Затем курсанты проводят следственное действие, составляют протокол, при необходимости − планы (схемы).

Каждый курсант обязан представить преподавателю в конце занятия протокол проверки показаний на месте и необходимые приложения.

Занятие 26.2 – практическое итоговое Время - 2 часа

На итоговом занятии обсуждаются работы курсантов, выполненные на практических занятиях. Курсанты устраняют допущенные ошибки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Учебник- 2004, , с.310-320.

2. Учебник-2000, с.286-295.

3. Пособие - 06, гл. 12.

Тема 27. Тактика получения образцов для сравнительного

Исследования, назначения и производства экспертиз

Занятие 27 - семинар Время - 2 часа

П Л А Н

1. Основные формы применения специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений.

2. Понятие, сущность и значение судебной экспертизы.

3. Виды судебной экспертизы. Судебно-экспертные учреждения России.

4. Назначение судебной экспертизы и её производство.

5. Заключение эксперта. Его оценка и использование.

6. Тактика получения образцов для сравнительного исследования.

Методические рекомендации

1. При изложении первого вопроса следует раскрыть основные формы применения специальных знаний. При этом необходимо четко разграничить какие формы относятся к процессуальным, а какие - к непроцессуальным. Основной формой использования специальных знаний является судебная экспертиза.

2. По второму вопросу необходимо дать определение судебной экспертизы и раскрыть сущность данного процессуального действия. В этом же вопросе целесообразно раскрыть задачи производства экспертизы. Надо знать, что законом предусмотрены случаи обязательного назначения и проведения экспертизы.

3. Третий вопрос посвящен классификации судебных экспертиз по различным основаниям: отраслям знаний, признаку последовательности, количеству экспертов, объему исследования, характеру используемых знаний и другим основаниям. При ответе на данный вопрос нужно назвать систему экспертных учреждений России с уточнением, в каком ведомстве производятся те или иные судебные экспертизы.

4. Четвертый вопрос посвящен подготовке к назначению экспертизы, где особое внимание следует обратить на такие элементы подготовки, как выбор экспертного учреждения, подбор объектов, представляемых на исследование эксперту, вынесение постановления о назначении экспертизы и формулировка вопросов. В постановлении о назначении экспертизы вопросы, поставленные перед экспертами, не должны выходить за пределы специальных знаний эксперта. В этом же вопросе нужно отметить, что следователь может присутствовать при производстве экспертизы и получать от эксперта разъяснения по поводу его действий.

5. В пятом вопросе необходимо остановиться на заключении эксперта как одном из видов доказательств. Необходимо осветить его структуру, содержание, требования, предъявляемые к нему. Затем рассказать о деятельности следователя по оценке заключения эксперта.

6. При рассмотрении шестого вопроса следует раскрыть сущность получения образцов для сравнительного исследования, их виды, а также условия обеспечивающие качество образцов. При ответе необходимо обратить внимание на подготовку и тактику получения образцов для сравнительного исследования, а также правила фиксации хода и результатов следственного действия.

Занятие 27.1 и 27.2 - практические Время – 4 часа (2+2)

Курсанты решают в письменной или устной форме (по усмотрению преподавателя) казусы.

Занятие может быть проведено в виде вынесения курсантами постановлений о назначении экспертиз по предложенной преподавателем фабуле уголовного дела.

Письменные работы: решения-ответы на поставленные в заданиях вопросы, вопросы для разрешения экспертом, постановления о назначении экспертиз, курсанты, по мере готовности, сдают преподавателю на проверку. После их проверки преподавателем, курсанты устраняют допущенные ошибки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 г.

2. Учебник – 2004. с.338-348.

3. Учебник-2000, с.309-337.

4. Жбанков В.А. Получение образцов для сравнительного исследования.- М., 1992.

5. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.М. 1996.

6. Следственные действия, гл.10.

Контрольные вопросы по разделу:

1. Понятие криминалистической тактики и ее место в системе науки криминалистики.

2. Содержание криминалистической тактики и тенденции ее развития.

3. Тактико-криминалистические приемы и рекомендации.

4. Общие положения тактики отдельных следственных действий.

5. Тактика задержания.

6. Понятие, цели и виды следственного осмотра.

7. Подготовка к осмотру места происшествия.

8. Тактика осмотра места происшествия.

9. Тактика осмотра трупа на месте его обнаружения.

10. Тактика осмотра предметов и документов.

11. Фиксация хода и результатов следственного осмотра.

12. Понятие и сущность освидетельствования. Тактика его проведения.

13. Понятие негативных обстоятельств. Их значение в раскрытии и расследовании преступлений.

14. Понятие, сущность и виды допроса.

15. Общие положения тактики допроса.

16. Подготовка к проведению допроса.

17. Тактические приемы допроса в условиях бесконфликтной ситуации.

18. Тактические приемы допроса в условиях конфликтной ситуации.

19. Тактика очной ставки.

20. Тактические приемы фиксации хода и результатов допроса и очной ставки.

21. Понятие, сущность и виды предъявления для опознания.

22. Подготовка к предъявлению для опознания.

23. Тактика предъявления для опознания человека.

24. Тактика предъявления для опознания предметов.

25. Предъявление для опознания объектов по их фотоизображениям.

26. Понятие, сущность и задачи обыска и выемки.

27. Подготовка к проведению обыска.

28. Тактические приемы обыска помещений.

29. Тактические приемы проведения других видов обыска.

30. Фиксация хода и результатов обыска и выемки.

31. Понятие, сущность и задачи следственного эксперимента.

32. Виды следственного эксперимента.

33. Подготовка к следственному эксперименту.

34. Тактические приемы проведения следственного эксперимента.

35. Фиксация хода и результатов следственного эксперимента.

36. Понятие, сущность и задачи проверки показаний на месте.

37. Подготовка к проверке показаний на месте.

38. Тактика проверки показаний на месте.

39. Фиксация хода и результатов проверки показаний на месте.

40. Основные формы применения специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений.

41. Понятие, сущность и значение судебной экспертизы.

42. Виды судебной экспертизы.

43. Понятие и виды криминалистических экспертиз.

44. Система судебно-экспертных учреждений России.

45. Обязательные случаи назначения экспертиз.

46. Тактика назначения судебной экспертизы.

47. Заключение эксперта. Его оценка и использование.

48. Тактика получения образцов для сравнительного исследования.

[1] Примечание: при составлении протоколов следственных действий курсантам рекомендуется пользоваться примерными образцами процессуальных актов.

Наши рекомендации