Разрешение споров о компетенции КС РФ

Глава XI. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО СПОРАМ О КОМПЕТЕНЦИИ

Статья 92. Право на обращение в КС РФ

Правом на обращение в КС с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов гос-ной власти, указанных в ч.3 ст. 125 Конституции (3. КС разрешает споры о компетенции:

а) между фед-ными органами гос-ной власти;

б) между органами гос-ной власти и органами гос-ной власти субъектов;

в) между высшими гос-ными органами субъектов), а Президент также в случае, предусмотренном ч.1 ст. 85 Конституции (1.Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами гос-ной власти и органами гос-ной власти субъектов, а также между органами гос-ной власти субъектов. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.).

Статья 93. Допустимость ходатайства

Ходатайство органа гос-ной власти допустимо, если:

1) оспариваемая компетенция определяется Конституцией;

2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности;

3) спор не был или не может быть разрешен иным способом;

4) заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией разграничения компетенции между органами гос-ной власти;

5) заявитель ранее обращался к указанным в ч.3 ст. 125 Конституции органам гос-ной власти с письменным заявлением о нарушении ими определенной Конституцией и договорами компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности;

6) в течение месяца со дня получения письменного заявления, упомянутого в п. 5, не были устранены указанные в нем нарушения;

7) в случае обращения соответствующего органа гос-ной власти к Президенту с просьбой об использовании согласительных процедур, предусмотренных ст. 85 Конституции, Президент в течение месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора.

Ходатайство Президента, внесенное в порядке применения ч.1 ст. 85) Конституции, допустимо, если:

1) Президент использовал согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами гос-ной власти;

2) разногласия между органами гос-ной власти являются подведомственным КС спором о компетенции.

Статья 94. Пределы проверки

КС рассматривает споры о компетенции исключительно с точки зрения установленных Конституцией разделения гос-ной власти на закон-ную, испол-ную и судебную и разграничения компетенции между фед-ными органами гос-ной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос-ной власти и органами гос-ной власти субъектов, между высшими гос-ными органами субъектов, установленного Конституцией, Фед-ным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Рассмотрение дела о соответствии нормативного акта, являющегося предметом спора о компетенции, Конституции по содержанию норм, форме, порядку его подписания, принятия, опубликования или введения в действие возможно только на основании отдельного запроса и в соответствии с порядком рассмотрения дел о конституционности нормативных актов.

Статья 95. Итоговое решение по делу

По итогам рассмотрения спора о компетенции КС принимает одно из следующих постановлений:

1) подтверждающее полномочие соответствующего органа гос-ной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции;

2) отрицающее полномочие соответствующего органа гос-ной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции.

В случае, если КС признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа гос-ной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении.

Наши рекомендации