Подведомственность дел арбитражному суду

Создание арбитражных судов как самостоятельной ветви су­дебной системы повлекло за собой проблему разграничения ком­петенции между ними и судами общей юрисдикции.

Общие правила подведомственности дел арбитражному суду содержатся в ч. 1 ст. 27 АПК, в соответствии с которыми к ком­петенции арбитражных судов относится рассмотрение дел по эко­номическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, все споры, которые относятся к ведению арбит­ражных судов, определяются как «экономические», независимо от того, возникают ли они из гражданских, административных и иных публичных правоотношений. В то же время такой признак спора, как «экономический», в силу отсутствия в нем правового содержания не может служить четким ориентиром для разграниче­ния компетенции между арбитражными и общими судами.

Достаточно четко определить подведомственность того или иного спора арбитражному суду возможно на основе выработан­ных и широко использующихся в теории и на практике критериев подведомственности. К таким критериям относятся: субъектный состав участников спора и характер спорного правоотношения.

Оба данных критерия взаимосвязаны, и лишь одновременное их присутствие указывает на подведомственность спора арбитражному суду. Однако на практике прежде всего обращаются к первому критерию, поскольку при разнообразии спорных правоотношений и нормативных положений, их регулирующих, первоначальное ис­пользование второго критерия зачастую бывает затруднительным.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражный суд разре­шает арбитражные споры и рассматривает иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осу­ществляющих предпринимательскую деятельность без образова­ния юридических лица и имеющих статус индивидуального пред­принимателя, приобретенный в установленном законом порядке, 1 а в случаях, установленных АПК и иными федеральными закона­ми, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных орга­нов, органов местного самоуправления, иных органов, должност­ных лиц, образований, не имеющих статус юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. В ч. 4 ст. 27 АПК этот круг участников арбитражного процесса еще более расширяется. Помимо российских организаций и граж­дан Российской Федерации указано на такие субъекты, как ино­странные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предприни­мательскую деятельность, организации с иностранными инвести­циями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Под юридическими лицами понимаются все те организацион­но-правовые образования, которые предусмотрены гражданским законодательством (гл. 4 ГК РФ). Статус предпринимателя при­обретается гражданином с соблюдением порядка государственной регистрации, предусмотренного ст. 23 ГК РФ.

В то же время, как уже указывалось, арбитражные суды вправе рассматривать дела с участием организаций, не являющихся юри­дическими лицами, а также граждан, не обладающих статусом предпринимателя. Данная ситуация возможна при том положе­нии, если в арбитражный суд поступило заявление, в котором ос­паривается отказ в государственной регистрации (уклонение от государственной регистрации) организации либо гражданина, на­меревающегося получить статус предпринимателя. Заявители в данном случае еще не зарегистрированы в качестве юридического лица или предпринимателя и в силу этого таковыми не являются. Однако их требование подлежит рассмотрению в арбитражном суде ненормативных актов.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 АПК заявление, принятое арбит­ражным судом к своему производству с соблюдением правил под­ведомственности, должно быть рассмотрено этим арбитражным судом по существу и в том случае, если в дальнейшем к участию в деле в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, будет привлечен граж­данин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя.

Вторым критерием определения подведомственности споров арбитражным судам является характер спорного правоотношения. В любом случае в них должен присутствовать «экономический элемент», «хозяйственное содержание», «предпринимательский интерес», независимо от того, возникли ли они из гражданских, административных или иных публичных правоотношений.

К экономическим спорам, возникающим из гражданских пра­воотношений, можно, в частности, отнести споры о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами; об изменении условий или о растор­жении договоров; о неисполнении или ненадлежащем исполне­нии обязательств; о признании права собственности; об истребо­вании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; о возмещении убытков.

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных отношений, касаются оспаривания норматив­ных правовых актов, оспаривания ненормативных правовых ак­тов органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органов местного самоуправления и долж­ностных лиц. Сюда же относятся и дела об административных правонарушениях, отнесенных к ведению арбитражного суда; дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обя­зательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Помимо перечисленных дел, производство по которым осуще­ствляется в порядке искового производства и производства по де­лам административного и публично-правового характера, к ком­петенции арбитражного суда отнесены и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, из­менения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Эти дела рассматриваются в порядке особого производства и к ним относятся дела об установлении таких фактов, как факт владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным пред­принимателем недвижимым имуществом; факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпри­нимателя в определенное время и в определенном месте; факт принадлежности правоустанавливающего документа, действую­щего в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности, юридическому лицу или индивидуальному предпри­нимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанное в до­кументе, не совпадает с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свиде­тельству о рождении, а также другие факты, порождающие юри­дические последствия в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (ст. 219 АПК).

Однако возможность рассмотрения дела об установлении фак­тов, имеющих юридическое значение в порядке особого произ­водства исключается, если при рассмотрении этого дела будет ус­тановлено, что возник спор о праве. В этом случае арбитражный суд своим определением оставляет заявление об установлении факта без рассмотрения, разъясняет заявителю и другим заинте­ресованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

К компетенции арбитражного суда отнесены и две категории дел, касающихся деятельности третейских судов, а именно: об ос­паривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о выдаче исполнительного листа на прину­дительное исполнение решений третейских судов, постановлен­ных по подобным спорам (ст. 31 АПК).

Предметом рассмотрения арбитражного суда могут быть и за­явления о признании и приведении в исполнение решений ино­странных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникшим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности при условии, если признание и ис­полнение таких решений предусмотрено международным догово­ром Российской Федерации и федеральным законом.

Особое место среди дел, относящихся к ведению арбитражного суда, занимают дела, перечисленные в ст. 33 АПК. Обращая вни­мание на специфику этих дел, пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении от 9 декабря 2002 г. № 11 «О не­которых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указал, что дела, предусмотренные ст. 33 Кодекса подлежат рассмотре­нию в арбитражных судах независимо от того, являются ли участ­ники правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению в арбитражных судах дела о несостоятельности (банкротстве), спо­ры о создании, реорганизации и ликвидации организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государ­ственной регистрации юридических лиц, индивидуальных пред­принимателей, споры между акционером и акционерным обще­ством, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, возникающих из деятельности хозяйственных товариществ и об­ществ (за исключением трудовых споров), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной эконо­мической деятельности в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Значительное расширение компетенции арбитражных судов осуществлено при сохранении правила «приоритета общесудеб­ной подведомственности», закрепленного в ч. 4 ст. 22 ГПК РФ, согласно которой при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражно­му суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

Если будет установлено, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, то производство по нему прекращается (ч. 1 ст. 150 АПК).

В стадиях, связанных с производством по пересмотру реше­ний, вышестоящие арбитражные суды, обнаружив нарушение ни­жестоящими судами правил о подведомственности, обязаны от­менить судебное постановление и прекратить производство по делу (ст. 269, 287, 305 АПК РФ).

Наши рекомендации