ТИПЫ взаимоотношений в лидерстве
Доклад
На тему: «Сущность лидерства и подходы к определению значимых факторов эффективного лидерства»
По дисциплине: Управление персоналом государственной службы
Выполнили: Нестерова М., Логунов Н., Маканбаев Б.
Проверял: к.в.н., Миронов С.И.
Октября 2016
Москва 2016
Власть охватывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Важным механизмом реализации власти в группе является лидерство.
Лидерство – способность выдвинуть мотивирующую цель для группы и организации и эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения будущего в реальность. Поэтому для лидерства необходимо соответствие между целями лидера и тех, кто за ним следует.
Другими словами, лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение определенных целей организации.
Для того, чтобы окончательно определиться с тем, что же такое лидерство следует сравнить его с понятием \"управление\"
Понятие «лидер» и «руководитель» имеют много общего Тот и другой организуют, побуждают группу для решения поставленных перед ней задач, определяют выбор способов и средств их решения Вместе с тем, эти понятия далеко не тождественные Различие понятий \"управление\" и \"лидерство\" связано с существованием в любой организации двух типов отношений - формальных и неформальных Лидерство - это процесс, порожденный именно системой неформальных отношений, а управление подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных отношений, через которые оно реализуется, а роль руководителя бы определена формальной структурой его функций, как правило, право на применение санкций является безоговорочным и тд Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно. Итак, можно выделить следующие основные различия между лидером и руководителем:
1 Быть лидером и быть руководителем - это не одно и то же
2 Влияние руководителя основывается на власти и ее источниках, лидерство основано на процессе социального воздействия и на взаимодействии в организации
3 Управление предполагает взаимосвязь \"руководитель - подчиненный\", лидерство - \"лидер - последователь\"
4 Руководитель является в первую очередь формальным лидером, но само лидерство определяет наличие неформальной основы Можно быть руководителем и не быть лидером
5 Лидерство отличается от руководства меньшей стабильностью, так как зависит от настроения группы, характера ситуации и не подкреплено, в отличие от руководства, системой правовых санкций;
6 Процесс управления определяется не только внутригрупповых, но и внешними обстоятельствами (например, связями с другими организациями и тд), тогда как лидер решает только проблемы, возникающие в группе;
7 Лидер действует внутри группы, а руководитель связывает группу с другими социальными системами
Влияние лидера имеет, как правило, два источника:
Ø личный авторитет (члены группы признают лидера благодаря его положению, опыта, мастерства, образованию);
Ø харизматические свойства (человечность, вежливость, нравственность и т.п.) Лидерство в организации проявляется через особые типы взаимоотношений (табл.)
ТИПЫ взаимоотношений в лидерстве
Ø Тип взаимоотношений | Ø Характеристика |
Ø \"Мастер - раб\" | Ø Власть лидера абсолютна, изменить решение лидера последователи не в состоянии (неэффективное лидерство) |
Ø \"Начальник - подчиненный\" | Ø Собственно управления, основывается на власти должности |
Ø \"Участник - участник\" | Ø Самоуправление |
Ø \"Лидер - последователь\" | Ø Эффективное лидерство, основывается на авторитете лидера |
Сущность лидерства, таким образом, заключается в том, что последователи признают лидера только в том случае, когда он доказал свою компетентность и ценность для них Лидер получает власть от последователей и дл ля ее поддержки он должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности. В ответ последователи удовлетворяют потребность лидера во власти над ними и оказывают ему необходимую поддержку.
Идеальным вариантом считается сочетание формального и неформального лидерства, то есть официальный руководитель признается членами группы и как лидер. В этом случае его формальные права дополняются возможностью неформального воздействия на группу В тех случаях, когда руководитель и лидер не совпадают в одном лице могут возникать неудовлетворенность работой и увеличение конфликтности.
Известно много качеств, присущих признанному лидеру и все они очень разные
Ø Дальновидность Лидеру нужно уметь определять цели и объяснять их содержание другим
Ø Рассудительность Это качество трудно определить или измерить, но она несомненно, свойственна лишь признанному лидеру
Ø Умение объективно оценить качества своих подчиненных и сделать все, чтобы они могли в полной мере применить их в общем деле
Ø Энергичность Управление истощает физически, умственно и душевно, не в последнюю очередь потому, что лидер полностью находится под властью своих идей Выносливость - залог успешного руководства
Ø Решительность Поскольку лидер прокладывает новые пути в бизнесе и принимает на себя весь возможный риск, то именно он чаще, чем кто-либо другой, терпит поражение в своих начинаниях Поэтому важно уметь встать после поражения, а к каждую неудачу рассматривать как часть обучения.
Ø Последовательность Это своеобразный показатель, определяющий успешного лидера Умение руководить во многом зависит от предсказуемости методов управления, взглядов и манеры принятия решения Те, кому успех вскружил голову в, забывают об этом - и отношения лидера с коллегами усложняются его изменчивостью и непоследовательностью, особенно при высоких темпах роста организации
Ø Справедливость Понятие хороших отношений с людьми, можно трактовать по-разному Но стоит подчеркнуть, что справедливость и последовательность взаимосвязаны: например, если лидер ожидает от подчиненных отдачи в работе, что гарантирует им место в фирме, то гораздо важнее, чтобы это правило касалось всех без исключения Справедливость, с которой лидер решает подобные вопросы, имеет огромное влияние на моральный климат в компаних.
Ø Безжалостность При необходимости лидеру приходится действовать безжалостно Цели организации превыше всего, и решительность, с которой действует лидер, является хорошим показателем здоровья фирмы Безжалостность - это не обязательно жестокость или в нечувствительность Моральные и этические принципы лидера составляют важную часть его влияния на организацию, и если большинство сотрудников считает эти принципы разумными, любые действия лидера будут восприятий ими в благоприятном свете.
Ø Самопознание Многие лидеры столь эксцентричные и эгоистичные, что иногда напоминают скорее политика или революционера, но это может убить лучшие намерения лидера добиться доверия своих сотрудников Поэтому для лдера чрезвычайно важны такие качества, как умение понять причины того, что он делает, оценить свои достоинства и недостатки, делать выводы как из успехов так и неудач.
Ø Личные способности Лидер должен уметь говорить и слушать Ему следует научиться устанавливать и поддерживать коэффициент полезного действия сотрудников Лидеру нужно знать мотивы людей, знать как поощрять и как при нео чае сделать им замечание и, наконец - но не в последнюю очередь - он должен чувствовать, когда вмешиваться и когда лучше остаться в стороне, другим словом, уметь передавать другим часть своих полномочий.
Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. Известно три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства:
Ø подход с позиции личных качеств;
Ø поведенческий подход;
Ø ситуационный подход.