Наиболее крупной (и наиболее редко встречающейся) струк- 1урной составляющей нормативных правовых актов является часть. 5 страница
Кодифицированность законодательных предписаний является неотъемлемой чертой правовых систем, принадлежащих именно романо-германской правовой семье, органично взаимосвязанной с остальными определяющими характер и методологию правового регулирования чертами этого комплекса национальных правовых систем. В остальных правовых семьях кодификация не играет такой роли (и потому там не существует необходимости и разработке специальной системы методов ее проведения), и нередко если и проводится, то часто представляет собой подражание кодификациям, проводимым в правовых системах романо-германской правовой семьи. Например, такую ситуацию нередко можно наблюдать в странах Центральной и Южной Африки, правовые системы которых принадлежат к традиционной правовой семье. Л и некоторых правовых системах кодификации и вовсе отрицаются, например в странах англосаксонской правовой семьи (что, правда, не мешает созданию кодексов и в некоторых из »тих правовых систем, правда разрозненных, не связанных между собой, не определяющих правовое регулирование даже в рамках отдельных отраслей права). И причина этого — не присущий странам общего права традиционализм, как утверждают некоторые исследователи[103]. Просто кодификация здесь не играет той роли, которая присуща этому совершенствованию законодательства в странах романогерманской правовой семьи, она не востребована в той мере и в той форме. Для остальных правовых систем, кроме романогерманской, кодификация не является необходимым уелоиием эффективности функционирования правовою механизма, она представляет собой заимствование фактически инородного тела, не имеющего глубоких и прочных исторических корней II только в романо-германской правовой семье регулярно проводимые кодификации являются необходимым элементом п потому имеют особую собственную идеологию, обосновывающую необходимость их проведения и их характер, только в романо германской правовой семье существует настоящая необходимость научной разработки специальных приемов законодательной техники, определяющих методику проведения кодификаций.
Все вышеизложенное не только свидетельствует о значимости кодификации, об особом месте, которое оно занимает в системе законотворчества, о его огромном значении в функционировании механизма правового регулирования. Все перечисленные пози тивные последствия кодификации были выделены для определе ния целей проведения этого вида систематизации законодатель ства. Они определяют пути осуществления этого кардинального предобразования, совершенствования существующей систем 1.1 законодательства. Роль и функциональное значение исследуемой формы систематизации действующего законодательства, этой особой формы совершенствования нормативного правового мае сива определяют основные принципы, правила и методы ее осу ществления. Сущность кодификации обусловливает специфику процесса, основные преимущества, которые она
создает для пра вового регулирования, предопределяет пути и способы их дости жения.
Этот вид систематизации законодательства представляет собой очень специфичную форму законотворчества, результатом которой является возникновение системы особых нормативных правовых актов — кодексов и кодифицирующих (или комплексных) зако нов, определяющих систему отраслей и институтов права. Специ фика этой формы законотворчества выражается в том, что созда ваемый нормативный правовой акт, с одной стороны, выражает и упорядоченной форме ранее уже излагавшиеся правовые предпи сания, но, с другой стороны, законодатель может включить в него и новые, ранее законодательству неизвестные положения. В лю бом случае получившийся в результате кодификации акт законе дательства занимает особое место в системе правового регулиро вания, являясь ключевым, основополагающим в определенной подсистеме норм права (отрасли, подотрасли, институте и др). Он не просто содержит в себе предписания к поведению, такой ак I выступает как системообразующее начало, основа для структури рования соответствующей отрасли или института права. Такой ак1 содержит в себе основные специфические принципы правовою регулирования в конкретной области общественных отношений, основные дефиниции и правовые схемы, а также иные основопо лагающие начала определенного комплекса норм права. Кодифи кация нормативно-правового массива является не только видом систематизации законодательства, но и весьма специфичной фор мой законотворчества. Именно поэтому правила и приемы пропс дения кодификации законодательства являются важнейшими элементами законодательной техники. Пренебрежение ими влечп утрату проводимой кодификацией всякой ценности. Порядку н технике проведения кодификации, специфике »того процесса следует уделить особое внимание.
11.3. Принципы проведения кодификации
В целом техника кодификации основана на общих принципах законодательной техники, однако их отличает значительная специфика, являющаяся проявлением особенностей процесса кодификации. Ибо кодификация — не просто создание новых актов законодательства, не просто внесение изменений и систему нормативных правовых актов, это выражение в новых комплексного характера законах однажды уже сформулированных нормативно- правовых положений. И перед участниками законотворческой деятельности стоит задача: не просто вычленить эти положения и сформулировать их по-новому, но и выбрать тс из них, которые сохраняют свою актуальность, свой правовой характер и свою юридическую силу, систематизировать их, выявить пробелы в праве и восполнить их новыми предписаниями. Участникам кодификации необходимо исследовать огромный объем нормативного материала, осуществляя выбор в соответствии с определенным принципом, те нормы, которые связаны с этим кодифицирующим началом, которые сохраняют силу и во включении в себя которых нуждается вновь создаваемый акт. Все это обусловливаем особые требования к процессу кодификации как к специфическому виду законотворческой деятельности.
Проанализировав кодификационную практику, можно сформулировать следующие основные специфические правила принципы проведения этого вида систематизации законодательства.
1. Своевременность проведения кодификации. Кодификация необходима только тогда, когда систематизируемый нормативный материал, систематизируемая часть законодательства «созрела», готова к этому виду систематизации и нуждается в нем. Равно вредны для правового регулирования как проведение преждевременной кодификации, так и задержка ее проведения.
Во-первых, кодификация целесообразна только после того, как систематизируемые нормативные правовые акты в своей совокупности закончили свое формирование в качестве определенной системы норм права (отрасли, подотрасли, института, подинститу- та) и серьезные изменения в этой системе становятся маловероятными. Должен сформироваться комплекс основополагающих общих положений, определяющих направление правового регулиро-
вания определенной сферы общественной жизни. Кодификация предполагает стабильность подпадающего под нее нормативною массива, так как создаваемый в результате акт законодательств;! должен быть устойчивым, не нуждаться в постоянных обновлени ях. Если же в кодифицируемой отрасли (подотрасли, институте) права продолжается развитие, если она еще не представляет сформировавшейся нормативно-правовой системы, если в этой области правового регулирования возникают новые акты и измс няются старые, кодификация становится бессмысленной, она не достигает своей главной задачи — единства и системности законо дательного регулирования. Стабильность и устойчивость же л а тельны любому нормативно-правовому акту, необходимость вне сения в него частых изменений, скорее всего, свидетельствует о низком профессионализме участников законотворчества. Для ко дифицирующих же актов, являющихся основополагающими, сис темообразующими, такая стабильность просто необходима как гарант системности и стабильности кодифицируемого норматив но-правового образования. Как отмечал С.С. Алексеев в начале 1990-х годов, выступая за тщательную проработку положений будущего Гражданского кодекса, «закрепи в Кодексе переходные положения, рассчитанные на сегодняшние противоречивые, порой уродливые, прогосударственные реалии, он бы эти реалии увеко вечил, зафиксировал надолго вперед»[104]. Задачей кодификации ян ляется упорядочение уже сложившейся системы правового регул и рования, а не очередной опыт в таком регулировании. «По наше му мнению, принятие в переходных условиях и постоянных, И ПС реходных кодексов вряд ли оправданно... Кодекс, принятый в пс реходных условиях, в принципе не может являть собой согласо ванную систему правовых мер»[105].
С другой стороны, задержка с проведением кодификации также недопустима, промедление с осуществлением этого вида системати зации законодательства может повлечь не менее негативные по следствия. «Созревший» для кодификации нормативно-правовом комплекс без этой систематизации не может рассматриваться кш полноценный инструмент правового регулирования. Непроведение необходимой кодификации значительно затрудняет использование участниками правоотношений нормативно-правовых предписании которые остаются разрозненными и плохо
соотносимыми друг с другом, люди не имеют возможности усвоить комплекс правовых требований к своему поведению. Путаясь в огромном бессистемном массиве законодательства, испытывая постоянные затруднения с определением подлежащих применению актов, субъекты правоотношений не будут иметь возможности полноценно и системно строить свое поведение на основе требований и принципов права. В результате правозначимое поведение может оказаться вне сферы правового регулирования, люди привыкнут определять его не на основе норм права, а руководствуясь другими регуляторами (которые могут носить и неправовой характер): обычаями, собственными представлениями о добре и зле, религиозными нормами и т.д. Это может вызвать значительные проблемы в правовом регулировании, трудности с реализацией не только уже существующих, но и вновь принимаемых законодательных актов. Кодекс, созданный с опозданием, рискует оказаться ненужным, неприменяемым в реальной жизни.
2. Полнота кодификации. Эффективность совершенствования системы законодательства требует, чтобы под это совершенствование подпали все нуждающиеся в систематизации законы и подзаконные акты. В противном случае сложно поручиться за сохранение единого системного характера регулятивного воздействия нового усовершенствованного законодательства. Поэтому при проведении кодификации под нее должны подпасть все без исключения нормативно-правовые акты, подлежащие систематизации, отвечающие признаку кодификации (чаще всего — предмету правового регулирования, общей для кодифицируемых актов сфере общественной жизни). Ни один из актов законодательства, подлежащих кодификации, не должен ускользнуть от внимания проводящих кодификацию и избежать включения в новый акт. Неполнота кодификации (как и ее несвоевременность) не позволяет достичь основной цели этого процесса. Ибо не до конца (пусть даже в самой незначительной степени) систематизированное законодательство остается бессистемным и реализовывать его ничуть не легче. Если субъекты правоотношений вынуждены хотя бы какую-то часть предписаний, элементы хотя бы одной нормы права искать в других актах, не подвергшихся систематизации, — все труды кодификаторов оказываются напрасными, правовое воздействие сохраняет дезорганизованный характер, нет единого нормативно-правового акта, решившего бы все задачи правового регулирования в определенной сфере жизни. Нормативно-правовой массив в целом остается бессистем ным. Поэтому половинчатая, незаконченная кодификация недо пустима, она только ухудшает положение, лучше вообще ее не проводить, оставив это сложное и ответственное дело другим, II не создавать необходимость дополнительной, исправляющей ко дификации.
Более того, при проведении кодификации следует учитывать и объединять предписания не только уже существующих актов, но и их проектов, только готовящихся законов и подзаконных актов при условии, что участники кодификации сочтут такие проекты правовыми. Кроме того, полнота кодификации предполагает необ ходимость выявления в ходе ее проведения пробелов в действую щем законодательстве и их восполнение. Это позволяет предотвра щать беспорядок, дублирование положений кодекса будущим зако нодательством, избежать неустойчивочти кодекса, тенденций к его скорому изменению[106].
3. Единая направленность кодификации. Этот принцип является проявлением одного из рассмотренных выше требований к логике закона. Систематизация, приведение нормативно-правового масси ва в определенную систему предусматривают функциональное единство этой системы, ее единую регулятивную направленность. Кодификация должна охватывать не случайный набор нормативно правовых актов, а объединенный единым предметом правового ре гулирования определенный регулятивный комплекс. Для обеспече ния смыслового единства создаваемого в результате кодификации единого комплексного законодательного акта этот вид систематиза ции должен проводиться в отношении только строго определенною комплекса законов и подзаконных актов, не выходя за рамки коди фицируемой отрасли (подотрасли, института) права. В противном случае создаваемый кодекс (кодифицирующий нормативно-право вой акт), призванный объединить систематизируемые нормы права, становится размытым, сам по себе бессистемным. Кодификация и этом случае потеряет всякий смысл, так как нельзя систематизиро вать элементы, не имеющие тесной взаимосвязи (а у норм права фактором, наиболее тесно их связывающим, является общность предмета правового регулирования.
Наиболее опасно с технической точки зрения будет смешение и ходе кодификации материальных и процессуальных норм. Эти два разных вида норм права неизменно относятся к различным отрас лям права, друг от друга их отличает как предмет, так и метод правового регулирования. Поэтому их объединение в одном нормативном правовом акте будет являться грубейшим нарушением логического единства такого акта и сильно снизит его эффективность. В качестве примера нарушения этого принципа из отечественной законодательной практики можно привести действующий Кодекс об административных нарушениях. В этом документе законодатели собрали воедино самые разнообразные нормы, регулирующие общественные отношения в широчайшей сфере жизни, слабо между собой связанные по содержанию и по методологии правового воздействия. Перемешанными между собой оказались процессуальные и материальные нормы. В результате получившийся документ оказался весьма бессистемным, громоздким и, несмотря на большой объем, незаконченным, не способным охватить все административные отношения, что намеревались сделать законодатели при его составлении. Регулятивная эффективность документа оказалась крайне низкой, практика свидетельствует о том, что участники правоотношений далеко не всегда пользуются его положениями для определения собственного поведения, нередко просто будучи не в состоянии разобраться с многочисленным, слабо логически между собой связанными предписаниями.
11.4. Основные этапы проведения кодификации
Проанализировав характер и цели кодификации законодательства, опыт ее проведения в России и за рубежом, можно сделан, вывод, что этот вид систематизации технически осуществляется в несколько этапов.
Определение необходимости проведения кодификации.На этом этапе участники законотворчества делают вывод, что определенный нормативный правовой массив готов для проведения законодательной систематизации. Это
одна из форм законотворческою познания, и достаточно специфическая форма. Ответственные >а состояние системы законодательства анализируют оформлеппость и стабильность определенного законодательное) комплекса, делают вывод о возможности и необходимости проведения его кодификации. При этом учитывается общее количество нормативных правовых актов, однако их большое число не является решающим основанием для положительного вывода. Кодификация вполне может быть необходимой и при наличии 2—3 законов, регулирующих определенную сферу общественных отношений, но вызывающих путаницу в правовом регулировании, а вывод о преждевременности может быть еде дан и в отношении большого количества актов, которое измеряется десятками, но развитие системы которых еще не завершено. Оси он ным критерием для выводов является окончательность формирова ния и устойчивость фрагмента законодательства.
В ходе необходимого для кодификации законотворческого по знания участники этого процесса также определяют существующие пробелы в действующем законодательстве для того, чтобы их мож но было восполнить новыми предписаниями создаваемого кодекса. Восполнение пробелов (которое достигается без десистематизации, неизбежной при принятии нового акта) является еще одной целью кодификации.
Установить момент, в который законодательство в определен ной своей отрасли (подотрасли, институте) готово для осущестп ления кодификации, весьма непросто, ошибка с определением такого момента может повлечь весьма печальные последствия. Большую помощь законодателям для точного установления факта готовности системы правового регулирования к проведению ко дификации могут оказать научные разработки, а в особенности частные кодификации. Разработка частными лицами (исследова телями-правоведами, юристами — практическими специалистами в соответствующей сфере правового регулирования, а возможно, и государственными чиновниками — за рамками их служебных обя занностей) кодексов и даже просто выводы о возможности и не обходимости эффективной кодификации могут послужить сигна лом о такой готовности. Удачные опыты частных компиляций, большой интерес частных кодификаторов к определенному ком плексу нормативных правовых актов может послужить признаком того, что этот комплекс в достаточной мере для проведения КОДИ фикации обособился и оформился.
Определение подлежащей кодификации системы норм права.На этом этапе идентифицируется отрасль, подотрасль, институт или пединститут права, подлежащий кодификации. В первую очередь устанавливается, принадлежит ли кодифицируемая система право вых норм к публичному праву или к частному праву. Определяется предмет правового регулирования будущего кодекса, его место и системе правоотношений, принадлежность к предмету определен ной отрасли права (или вообще самостоятельность в системе право отношений), метод правового регулирования и другие идентифици рующие признаки. Особенно важно правильно установить цели правового регулирования, основные принципы, из которых должен исходить законодатель и которые должны стать осноной будущего кодекса. Правильное и четкое определение подлежащей кодификации системы правовых норм — залог соблюдения требовании логики будущего кодифицирующего акта законодательства, для которого, в силу его комплексного характера, это очень важно. Огромную роль на этом этапе проведения кодификации играо научная обоснованность процесса систематизации, которая позволяет точно идентифицировать подлежащую кодификации систему нормативных правовых актов или выделить иное основание (критерий) кодификации.
Выделение и учет нормативных правовых акт»», подлежащих кодификации.Следующий этап представляет собой идентификацию нормативных правовых актов, подпадающих под критерий кодификации и принадлежащих к кодифицируемой системе норм права. Участникам законотворческой деятельности необходимо выбрать из всего массива законодательства законы и под законные акты, подлежащие систематизации. Этот процесс являе тся ее теп венным продолжением предыдущей стадии.
В ходе систематизации сначала производится инкорпорация выделяется нормативно-правовой материал, входящий в определенную подсистему законодательства. Далее из их состава выделяются акты, имеющие законную силу, содержащие действующие нормативные правовые предписания, устанавливается действующая редакция систематизируемого законодательства — осуществляется консолидация. При этом необходимо определить не только законы, подлежащие кодификации, но и подзаконные акты. Именно от пой стадии зависит полнота, а стало быть, и эффективность проводимой кодификации.
Вычленение из систематизируемых актов нормативных правовых предписаний.Теперь из выделенных на предыдущем папе многочисленных нормативных правовых актов следует выделить их смысл, содержащиеся в них элементы норм права. На этом папе идентифицируются подлежащие выражению в едином кодифицирующем нормативном правовом акте нормативные правовые предписания, суть систематизируемых актов законодательства. Обязательно следует установить все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию) каждой из норм, так как это является важной гарантией логической полноты и завершенности создаваемого кодекса и в то же время обеспечивает полноту проведения кодификации, облегчает поиск всех подлежащих систематизации нормативных правовых актов. Следует стремиться к тому, чтобы кодифицирующий акт законодательства объединил все три элемента каждой выражен ной в нем нормы, использование бланкетного метода изложения предписаний в ходе кодификации нежелательно и допустимо, толь ко если в противном случае нарушится логическое единство закона (например, когда невыполнение предписания является преступле нием и санкция нормы права представляет собой меру уголовном ответственности, которая может быть выражена только в уголовном кодексе).
По большому счету эта стадия кодификации является самой важ ной. В ней весь смысл этого вида систематизации — объединение и размещение в определенном порядке в соответствии с определенным критерием не актов, а выраженных в них норм. Именно на этом эта пе и реализуется основное предназначение кодификации.
Дополнение полученных норм права недостающими, восполнение пробелов.Однако законотворческое познание при создании кодифицирующего акта не ограничивается установлением норм права, уже нашедших выражение в законодательстве. В ходе сис тематизации возможно установление пробела в праве, отсутствия в действующем законодательстве норм, которые
регулировали бы жизненно важные для общества отношения. Поэтому кодифика ция не может ограничиваться только систематизацией уже выра женных в законодательстве норм права — в этом случае кодифи цированный акт мог бы получиться пробельным, а пробельноеп. закона, отсутствие в нем логической целостности и полноты ре гулирования комплекса общественных отношений неизменно сделают его внутренне ущербным, бессистемным, не позволим достигнуть целей кодификации. Поэтому в ходе проведения ко дификации могут и должны устанавливаться, формулироваться и закрепляться новые нормы права, ранее не отраженные в зако нодательстве. Это обязательная составная часть процесса коди фикации, благодаря которой этот вид систематизации законода тельства является важным инструментом обновления и совер шенствования системы законодательства.
Создание структуры кодифицирующего нормативного правового актКодифицирующий акт является комплексным единым законом поэтому его структура характеризуется некоторым своеобразием Перед началом составления текста кодекса необходимо определить основные принципы правового регулирования соответствующси сферы общественных отношений, сформулировать основные тер мины и понятия (нормы-дефиниции), вывести основные юридиче ские схемы и конструкции. Все это послужит основой для общем части будущего кодекса — первой его структурной составляющей. Изложение общих положений единым массивом нежелательно. Общая часть кодекса выражает основополагающие начала кодифицируемой системы нормативных правовых актов и но многом служит для ее выделения, идентификации. Затем все имеющиеся нормы непосредственного правового регулирования классифицируются в определенные группы — будущие главы кодифицирующего акта. Они составляют особенную часть создаваемого кодификацией акта. Эта структурная составляющая предназначена для непосредственного комплексного правового регулирования Предварительное структурирование модели будущего кодекса зало1 сто системности и логического единства.
Формулирование статей кодифицирующего акта.Это последний этап кодификации, заключающийся в окончательном закреплении в нормативно-текстуальной форме систематизируемых норм права. Статьи общей части кодекса формулируются абстрактным способом, для особенной части предпочтительнее казуистический способ. При формулировании положений кодекса наиболее удобно использование отсылочного метода изложения предписаний, чтобы статьи ссылались на другие положения того же кодекса. Это обеспечивает системность и единство кодификационного акта, который обычно по объему гораздо больше, чем обычный закон, и для которого в то же время системность — еще более важное условие действенности и эффективности, нежели для других нормативных правовых актов.
В остальном составление текста статей кодекса никакой спецификой не характеризуется. Формулирование статей кодекса позволяет закончить его составление.
11.5. Основные приемы и способы проведения кодификации законодательства. Виды кодификации
Кодификация представляет собой совершенно особую форму законотворчества. В ходе кодификации создастся новый единый комплексный акт, призванный заменить большой массив существовавших ранее разрозненных нормативных правовых актов, восполнить существующие в них пробелы и стать основополагающим источником определенной подсистемы права.
Проанализировав исторический опыт проведения кодификаций в России и за рубежом, можно выделить целый ряд способов и методов ее осуществления. Субъекты, участвующие в этом процессе, должны выбрать определенную методику, ИСХОДЯ И ) своих целей и приоритетов в работе, а также учитывая фактиче ское состояние подлежащего систематизации законодательного материала.
Первая классификация методов кодификации основана на таком критерии, как основная цель проведения этого вида систематизации законодательства, которая является приоритетной для кодификаторов и определяет само решение о проведении колиф и кации. Эта цель может состоять либо в систематизации уже имеющегося законодательного материала и приведение его к определенной логической структуре, либо в дополнении этого материала, восполнении в нем пробелов, выражении и закреплении м нормативных правовых актах норм права, ранее обойденных вни манием законодателей, не выраженных в законодательстве, что влечет за собой его бессистемность и несовершенство. Так или иначе, в ходе кодификации присутствуют обе эти цели, однако их значение в конкретных кодификациях различно — в зависимости от состояния законодательства, регулирующего интересующую кодификаторов сферу общественных отношений, они могут стре миться или к упорядочению уже существующего законодательного материала, либо к его дополнению и совершенствованию чере і восполнение пробелов.
1. Исторически первым стал способ кодификации, применен ный на рубеже XVII—XIX вв. во Франции. Эта наиболее ради кальная форма кодификации предполагает полный отказ от всего существующего и действующего комплекса формальных (призна ваемых и используемых государством) источников права и состав ление комплексных нормативных правовых актов — кодексов без прямой зависимости от их содержания, от способа выражения в них норм права, от сложившейся структуры изложения норма тивных правовых предписаний. Другими словами, при этом спо собе проведения кодификации основная ставка делается на об новление нормативной правовой системы, на формальное выра жение и закрепление в создаваемом кодификационном акте норм права, ранее обойденных вниманием законодателей и не закреп ленных в системе писаного права. Главной целью лиц, осущестн ляющих кодификацию, является фактически создание заново сие темы писаного права, регламентирующей определенную сферу общественных отношений. В ходе кодификации систематизирует ся нормы фактически существующие, но не отраженные в законе дательстве — либо вообще не применяемые в ходе правового регулирования, либо выраженные в иных источниках права (а потому неспособные воздействовать на общественные отношения с максимальной эффективностью).
В этом случае участники кодификации, создающие кодекс, формируют
нормативные правовые предписания заново. Безусловно, при этом изучается содержание старых источников права, но оно не влияет на форму изложения новых кодифицированных предписаний. Происходит освобождение системы правового регулирования от устаревших форм и методов выражения и закрепления норм права; совершенствование, система Iи за ци я и упорядочение механизма правового воздействия на поведение людей осуществляются путем их полной замены на более совершенные. Естественно, при этом из числа выражаемых в кодификационном нормативном правовом акте норм права устраняются и устаревшие, утратившие по причине социального прогресса свои правовой характер, позитивность для хода и развития общественных отношений. Существовавшая до кодификации схема правового регулирования определенного спектра общественных отношений уходит в прошлое.
Основой же нового кодекса и нового законодательного регулирования становятся заново созданные и по-новому выраженные предписания, нормы права формулируются исходя из оценки объективной социальной действительности, из научных правовых разработок, касающихся регулируемой сферы общественных отношений. Последнее играет особенно важную роль юридические доктрины определяют при таком способе кодификации не только суть предписаний, но и форму их изложения. На концептуальных разработках основываются основополагающие принципы, закрепляемые в кодексе и определяющие его положения, используемые дефиниции (подлежащие формальному законодательному определению специальные термины — юридические, технические п прочие), юридические системы и конструкции. Осуществляется моделирование развития общественных отношений и на его основе делаются выводы о правилах поведения, которые закрепляются в законодательстве как общеобязательные. Используется также п зарубежный опыт правового регулирования и кодификаций в случае если результаты такого правового воздействия положительны, сто последствия безусловно позитивны, а сам опы т применим в правовой системе. Фактически участникам кодификации необходимо сформулировать заново как основы правового регулирования, так и правовые предписания, непосредственно регламентирующие поведение субъ ектов правоотношений.