Конституционное (Государственное) право
Признаки правовых норм
- Общая значимость. Вытекает из того, что нормы нравственности. Результат любого диалога имеет определенную ценность. Этот результат является значимым для общества.
- Общая обязательность.
- Нормы носят предоставительно-обязывающий характер
- языковой эквивалент
- функциональность (.т.е.правовые нормы действуют постоянно, независимо от того, обращаемся ли мы к ним или нет).
Классификация правовых норм:
В зависимости от происхождения
- обычные нормы
- автономные нормы (внутренний закон, возникают в деятельности двух субъектов)
- гетерономные (норма внешнего закона. Регулирование такой нормы происходит со стороны гос.власти)
в зависимости от способа выражения
- императивные – указывают вариант поведения, не позволяя его выбрать и сформулировать самостоятельно
Диспозитивные – возможность самостоятельно сформулировать норму. Гос.власть устанавливает нормы поведения для субъекта (если договором не установлено иное..)
по своим функциям
1.регулятивные. что-то устанавливают, обязывают либо запрещают определенный вариант поведения
2. охранительные.
Конституционное (Государственное) право
Правовой статус РФ:
1. Государственный суверенитет
- Территориальная целостность (нет права выйти из субъекта федерации, не один субъект не наделен суверинитетом).
- Признак единого государственного языка. Нац. республики наделены правом дублировать инфу на своем национальном языке.
- Единые государственные символы.
- Единое экономическое пространство (все товары и услуги могут перемещаться беспрепятственно)
- Единое правовое пространство (есть федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ – региональное и нормативные акты муниципальных образований).
- Равенство субъектов РФ. Субъекты равноправны во взаимоотношениях между собой. Субъекты равноправно во взаимоотношениях между собой и госуд.властью.
Конституционно-правовой статус субъектов РФ:
1. Право законодательной инициативы законодательного органа власти субъекта, осуществляемое в федеральном парламенте (федеральном собрании). Понятие законодательной инициативы.
2. Право обращения субъекта РФ в Конституционный суд РФ. За разъяснением положений конституции.
3. Самостоятельное формирование органов государственной власти субъекта.
4. наличие у субъекта определенной территории. Плебесцит –всенародное голосование данного субъекта по вопросу изменения территории, например.
Государственные органы РФ:
Президент РФ. Наделен полномочиями в сфере законодательной власти, т.е.законотворческие полномочия:
· Право законодательной инициативы
· Подписывает и обнародует законы
· Обладает правом вето(правом отклонить любой закон).
· Президент наделен правом издавать подзаконные акты (главным образом, это указы)
· Президент - глава государства (право подписывать международные договоры) и верховный главнокомандующий (иерархия командного состава вооруженных сил )
· Никто не может занимать пост президента более двух сроков подряд
(в США президент – глава исполнительной власти, а у нас премьер-министр, кандидатуру которого предлагает президент)
Федеральный парламент/ Федеральное собрание
Две палаты:
· Нижняя палата - Государственная дума. избирается путем всенародного голосования (с 2011г. – на 5 лет, а не на 4 г., как ранее). Дума формируется путем пропорциональной избирательной системы, то есть голосование идет за партийные списки.
· Верхняя палата – Совет федерации. Формируется путем назначение двух представителей от каждого субъекта федерации.
Характерные черты Федерального собрания:
- осуществление законодательной власти (3 чтения)
- назначение должностных лиц РФ (назначение судей высших судов)рас.
- рассмотрение и принятие бюджета РФ. Для контроля за исполнением бюджета – специальный орган – Счетная палата.
Органы исполнительной власти:
Правительство российской федерации
Основные задачи правительства:
- осуществление внутренней и внешней политики. Определенные междунар. договоры имеет право подписывать премьер-министр.
- правительство разрабатывает проект бюджета РФ
- право издания подзаконных актов – постановления.
Судебные органы власти РФ:
Судебные органы общей юрисдикции:
- верховный суд РФ
- суды федеральные и суды субъектов РФ
- районные суды
Суды арбитражной юрисдикции (вопросы осуществления предпринимательской деятельности)
- высший арбитражный суд
- апелляционные арбитражные суды
- арбитражные суды федеральных округов
конституционная юрисдикция (вопросы соответствия фкдеральным законом Конституции и толкование к)
Органы государственной власти субъектов федерации:
Высшее должностное лицо субъекта РФ: губернатор
Срок полномочий: 4 года. Законодательные полномочия.
Задачи:
- Возглавляет исполнительную власть и решение
- Право издавать подзаконные акты (указы субъекта)
- Осуществляе определенные полномочия законодат.власти: обнародует законы
- координация гос.власти в данном субъекте.
Законодательные собрания. Избираются населением данного субъекта
Законодательные органы власти субъектов РФ:
Избирается на 4 года.
Виды избирательной системы:
- Пропорциональная
- Мажоритарная. Теряет реальный контроль со стороны населения.
- Смешанная (пропорциональная + мажоритарная = список партии + законодательное лицо)
Судебные органы государственной власти субъкта
- В общей юрисдикции – мировые суды – суды субъекты. Они же являются низшей ступенью общей федеральной системы.
- Конституционная юрисдикция:
Конституционный (в республиках)или уставный (в остальных субъектах) суд субъекта.
Предмет ведения: толкование конституции либо устава субъектов
Рассмотрение вопроса о соответствии закона субъекта конституции или устава субъекта
Местное самоуправление:
это не государственная власть, а власть населения для решения вопросов местного значения. Формируются муниципальные образования.
Понятие муниципального поселения и м. района городов федерального значения – СПб и Москву не касаются.
Избирание муниципального совета по мажоритарно й избирательной системе – предмставительный орган власти муниципального образования.
Муниципальный совет избирает главу муниципального образования
Вопросы благоустройства придомовых территорий – главный предмет ведения.
Административное право.
03.11.11 (оп.на 45 мин).
Административная ответственность.
Обстоятельства:
1. Смягчающие
2. Отягчающие:
совершение однородного адм правонарушения в течение одного года с момента назначения административного наказания (превышение скоростного режима). Однородность – нападение на один объект
вовлечение несовершеннолетнего (от 16 до 18) в совершение административного правонарушения (применяется к совершеннолетним). От конкретных обстоятельств зависит можно ли возбудить еще и уголовное дело или нет
совершение преступления группой лиц (2 и более совершеннолетних)
в условиях стихийных бедствий (любые чрезвычайные ситуации, установленные на данной территории законным или подзаконным актом – втч военное положение) – мародёрство
В дореволюционном праве состояние опьянения считалось смягчающим обстоятельством. В советское время все кардинально поменялось: это стало отягчающим обстоятельством.
Ныне дискуссии: состояние алкогольного и наркотического опьянения (сильный порок воли) – вещи разные, их нельзя трактовать по-разному. Поэтому их надо разделять. Алкогольное должно быть безразлично с точки зрения закона.
До 14 лет к ответственности е привлекают.
С 16 до 18 лет – к уголовной ответственности.
С 18 лет – к уголовной и административной ответственности.