Тема 1. Понятие, принципы, система гражданского права
Уральский филиал
Кафедра гражданского права
Учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины
для студентов очной формы обучения
специальность 40.03.01 Юриспруденция
Гражданское право (Общая часть)
ЧЕЛЯБИНСК
Авторы:
Дулатова Н.В., старший преподаватель кафедры гражданского права Уральского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия».
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 40.03.01 Юриспруденция.
Одобрен на заседании кафедры гражданского права, протокол № 02 от 13 октября 2015 г.
© Российский государственный университет правосудия,
Уральский филиал, 2015
© Дулатова Н.В., 2015
Учебная дисциплина «Гражданское право» входит в образовательно-профессиональную программу подготовки юристов.
Роль гражданского права в современном юридическом образовании неуклонно возрастает, оно становится фундаментом подготовки высококвалифицированных юристов. Гражданское право составляет базу, ядро правопорядка, основанного на рыночной организации хозяйства.
Данный курс имеет своей целью формирование у студентов базовых знаний в области гражданского права, а также развитие юридического мышления и навыков аргументации. Изучение курса гражданского права позволяет студентам в последующем более успешно овладевать другими дисциплинами гражданско-правового цикла.
В процессе работы над курсом Гражданского права студенты должны изучить положения Конституции РФ, постановления и разъяснения Конституционного Суда РФ по проблемам основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, судебной власти и иным вопросам, относящимся к гражданскому законодательству; нормы Гражданского Кодекса РФ и относящиеся к ним разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ; другие законы и нормативные правовые акты, связанные с применением гражданского законодательства.
Изучение гражданского права предполагает выработку у студентов навыков и умений толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; владеть терминологией и основными понятиями, используемыми в гражданском законодательстве; методами сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, а также методами анализа следственной и судебной практики; навыками осуществления профессиональной деятельности.
Можно выделить следующие виды самостоятельной работы, которые могут быть использованы при изучении курса «Гражданское право»: работа над лекционным материалом; работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой; изучение и конспектирование нормативного материала; подготовка к семинарам; написание рефератов; подготовка к зачету или экзамену.
Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Целесообразно использование «системы опережающего чтения», т.е. предварительного прочитывания лекционного материала, содержащегося в учебниках и учебных пособиях, закладывающего базу для более глубокого восприятия лекции. Работа над лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом. Под конспектированием понимается составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника - документа, статьи, книги и т.п.).
Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к зачету. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции: прочесть свои записи, расшифровав свои сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности консультации преподавателя. При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также его задания и рекомендации. Работая над текстом лекции, необходимо иметь под рукой справочные издания, в которых можно найти объяснение встречающимся терминам, содержание которых студент представляет себе весьма туманно, хотя они ему и знакомы.
Свою специфику имеет работа с учебными пособиями, монографиями, периодикой. Перечень вопросов, подлежащих изучению, приведен в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине. Не все вопросы будут полно раскрыты или вообще не будут освещены на лекциях, часть тем будет вынесена на самостоятельное изучение. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень поднятых в ней вопросов с тем перечнем, который приведен в указанном источнике по данной теме, и изучит ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций. Работа с учебными пособиями должна быть направлена на поиски ответов на конкретно поставленные в программе вопросы или вопросы для подготовки к зачету или экзамену.
Все, сказанное выше, в равной степени относится и к работе с монографической литературой и научной периодикой. При работе над темами, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент должен самостоятельно выделить наиболее важные узловые проблемы, как это в других темах предлагалось преподавателем. Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятельное представление студента об изученных вопросах. Работе с монографической литературой и научной периодикой должна включать вначале ознакомительное чтение, а затем поиск ответов на конкретные вопросы. Основная трудность для студентов заключается здесь в необходимости усвоения, понимания и запоминания значительных объемов материала.
Подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирование, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов, деловых игр и т.п. в последнее время все большее распространение получают просмотры видеозаписей лекций преподавателя, использование аудиовизуальной техники.
В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации с преподавателем, в ходе которых можно решить многие проблемы курса, уяснить сложные вопросы. Самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем юридической науки.
Одной из форм самостоятельной работы является написание контрольной работы студентами, изучающими данную дисциплину по заочной форме обучения. Контрольная работа имеет своей целью определить степень усвоения студентами самостоятельно изученного материала.
Большую помощь при изучении новейшего законодательства может оказать знакомство с публикациями в юридических журналах, таких как "Государство и право", "Правоведение", "Хозяйство и право", "Российская юстиция" и др. Далее рекомендуется составить план ответа и в соответствии с ним изложить изученный материал, делая соответствующие сноски при цитировании источников. В конце ответа необходимо указать список изученной литературы.
Планы практических занятий
Раздел I. Введение в гражданское право
Тема 1. Понятие, принципы, система гражданского права
Практическое занятие
Контрольные вопросы
1.Характеристика гражданского права как отрасли российского права.
2.Предмет и метод гражданско-правового регулирования.
3.Принципы и система функций гражданского права.
4. Особенности и значение отечественной системы гражданского права. Зарубежные системы гражданского права.
Задание для самоподготовки
Задание № 1.1
Опишите основные этапы истории развития отечественного частного права, результат представьте в виде таблицы.
Задание №1.2
Составьте схему «Особенности предмета и метода гражданско-правового регулирования».
Практическое занятие
Контрольные вопросы
1. Отличие гражданского права от смежных отраслей права.
2. Особенности метода гражданско-правового регулирования.
3. Гражданское право как наука и как учебная дисциплина.
Задание для самоподготовки
Задание № 1.3
Проведите сравнительный анализ гражданского права и смежных отраслей права.
Задание №1.4
Составьте схему "Виды отношений регулируемые гражданским законодательством"
Подготовка рефератов (сообщений, докладов): соотношение общеправовых и гражданско-правовых принципов и функций; соотношение институтов гражданского материального и процессуального права; роль гражданского права в гражданско-правовой группе отраслей права; гражданское право зарубежных стран. принципы гражданского права: достижения цивилистики и законодательный эффект
Основные понятия: частное право, публичное право, предмет, метод, функции, отрасль, подотрасль, цивилистика, наука, метод, предмет, учебная дисциплина.
Литература
Основные нормативно-правовые акты, сборники судебной практики и законодательства:
3, 4, 81, 82.
Основная:
1, 2, 3, 4, 6, 9, 10, 12, 15, 18, 19.
Дополнительная:
2, 15, 36, 46, 68, 93, 131, 138.
Тема 2. Источники гражданского права
Практическое занятие
Контрольные вопросы
1.Понятие и виды источников гражданского права.
2.Понятие гражданского законодательства.
3.Применение гражданского законодательства.
4.Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.
5.Гражданско-правовые обычаи.
6.Аналогия права и аналогия закона.
Задание для самоподготовки
Задание № 2.1
Составьте схему: «Система источников гражданского права».
Задание № 2.2
Перечислить 3-4 правовых актов, не входящих в систему гражданского законодательства, но содержащих нормы гражданского права.
Задание № 2.3
Привести пример легализации обычая.
Задание №2.4
Провести сравнительный анализ условий применения аналогии закона и аналогии права. Полученные результаты оформите в виде таблицы.
Условия применения аналогии закона | Условия применения аналогии права |
Задание № 2.5
Укажите точные наименования изданий, призванных осуществлять официальную публикацию законов Российской Федерации и остальных нормативно-правовых актов.
Задача. 2.1.
В арбитражный суд обратилась иностранная фирма с иском к областному земельному комитету о недействительности части договора аренды земельного участка, устанавливающей размер платы за аренду участка.
Свою позицию истец обосновал тем, что ставки арендной платы для иностранных юридических лиц были установлены в большем размере, чем соответствующие ставки для российских предпринимателей.
Дифференцированное регулирование арендных ставок было установлено нормативным актом законодательного собрания области, предусмотревшим единую для иностранных арендаторов ставку годовой платы за 1 кв.метр земли – 300 долларов США.
Истец просил признать недействительными пункты арендного договора, определяющие базовые ставки арендной платы в соответствии с названным нормативным актом. В обоснование своих требований иностранная фирма сослалась на то, что акт противоречит требованиям Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (ст.6), предусмотревшим одинаковый правовой статус для иностранных и российских предпринимателей (национальный режим).
По мнению истца, предоставление равного режима предполагает и одинаковые ставки арендной платы за землю для всех арендаторов.
Какой режим по отношению к иностранным арендаторам установлен в российском законодательстве? Правомерны ли требования иностранной фирмы?
Подготовка рефератов (сообщений, докладов): понятие и виды источников гражданского права; особенности действия и применения гражданского права; субъекты толкования гражданско-правовых норм; корпоративные правовые нормы и гражданского права; роль и место обычаев в отечественном гражданском праве.
Основные понятия: источник права, гражданское законодательство, международное право, обычай, толкование гражданско-правовых норм, аналогия закона и права, судебный прецедент, судебная практика.
Литература
Основные нормативно-правовые акты, сборники судебной практики и законодательства:
4, 32, 40, 61.
Основная:
1, 2, 3, 4, 6, 9, 12, 15, 18, 19.
Дополнительная:
41, 47, 49, 90, 100, 114, 127, 141, 261.