Понятие и виды трудовых споров. Отличие трудовых споров о правонарушений и разногласий.
Введение.
1. Понятие и виды трудовых споров. Отличие трудовых споров о правонарушений и разногласий.
2. Понятие подведомственности трудовых споров. Подведомственность трудовых споров КТС, суду, вышестоящим органам.
3. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в КТС.
4. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в суде.
5. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам.
Заключение.
Введение.
В условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации участились случаи нарушения трудовых прав граждан и несоблюдения трудового законодательства, что свидетельствует о необходимости более действенной защиты трудовых прав работников. Под защитой трудовых прав понимается комплексная система мер, применяемых для обеспечения надлежащей реализации трудовых прав граждан, включающая судебную защиту, законодательные, административно-организационные и другие средства, а также самозащиту работниками трудовых прав.
В защите трудовых прав работников большую роль играют органы по рассмотрению трудовых споров, а право на судебную защиту является одной из важных гарантий трудовых прав работников. Особенно возрастает роль суда в современный период рыночной экономики и функционирования рынка труда, сопровождаемых нередко столкновениями противоречивых интересов работников и работодателей. Подобные столкновения могут порождать трудовые споры коллективные или индивидуальные.
Причины коллективных трудовых споров сосредоточены в экономической области, охватывающей коллективные интересы работников по установлению и изменению условий труда, включая заработную плату, а также заключение, изменение или выполнение коллективных договоров, соглашений.
Причинами индивидуальных трудовых споров чаще всего являются нарушения трудовых прав работника, допускаемые работодателем (руководителем). Эти неправомерные действия могут быть результатом невысокого уровня его индивидуального правосознания: они могут произойти в силу недостаточности правовых знаний либо проявления пренебрежительного отношения к соблюдению трудового законодательства, условий коллективного договора, иных соглашений, а также трудового договора работника. Индивидуальный трудовой спор может возникнуть и по причине недостаточности правовых знаний работника, его добросовестного заблуждения, в связи с чем он оспаривает правомерные действия руководителя. Может быть и иная ситуация, когда недобросовестный работник знает, что он не прав, но стремится любым путем оспорить правомерные действия руководителя.
От причин, вызывающих индивидуальные трудовые споры, отличают объективные факторы и обстоятельства, порождающие эти споры. Ими могут быть недостатки в организации производства и труда конкретной организации либо отдельные пробелы, неточности трудового законодательства и др.
Нормативную основу разрешения трудовых споров составляют Конституция РФ и федеральные законы, прежде всего ТК.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а согласно ч. 4 ст. 37 Конституции в Российской Федерации признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. В гл. 60 ТК установлены порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, гл. 61 ТК охватывает разрешение коллективных трудовых споров, в том числе проведение забастовки в целях разрешения коллективного трудового спора. Закон о коллективных трудовых спорах, иные федеральные законы действуют, согласно ст. 423 ТК, постольку, поскольку они не противоречат ему.
Установленный ТК порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров призван обеспечить защиту трудовых прав и законных интересов работников от любых нарушений, а также направлен на защиту интересов работодателей от действий недобросовестных работников, нарушающих условия трудового договора, правила внутреннего трудового распорядка.
Понятие и виды трудовых споров. Отличие трудовых споров о правонарушений и разногласий.
Конституция Российской Федерации[1] признает право каждого гражданина страны на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения (ч. 4 ст. 37), включая право на забастовку.
Общие гарантии по защите гражданами своих прав и законных интересов закреплены в статьях 45 и 46 Конституции РФ. В соответствии с этими статьями каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Кроме того, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров был предусмотрен Кодексом законов о труде (КЗоТ) в его 201 – 219 статьях.
В Трудовом кодексе Российской Федерации, вступившем в законную силу 1 февраля 2002 года, индивидуальным трудовым спорам посвящена глава 60 (ст. 381 – 397) и предусматривается защита прав работников и работодателей, как в суде, так и при помощи особых органов, созданных специально с целью разрешения трудовых споров.[2]
Трудовой спор - неурегулированное разногласие между субъектами трудового права, поступившее на рассмотрение юрисдикционного органа по поводу правового регулирования трудовых и тесно связанных с ними иных общественных отношений, входящих в предмет трудового права.
В учебной литературе выделяется несколько причин возникновения трудового спора.
1. Незнание сторонами действующего трудового законодательства.
2. Неверное толкование действующего законодательства.
3.Наличие пробела в правовом регулировании затрагиваемых отношений.
4. Неправильное применение аналогии права.
Все трудовые споры подразделяются на следующие категории: по спорящему субъекту (индивидуальные и коллективные); по характеру спора (о применении норм трудового законодательства; об установлении новых или изменении существующих условий труда); по виду спорящего правоотношения (по содержанию каждого из правоотношений, входящих в предмет трудового права, - ст. 1 ТК РФ).[3]
В индивидуальных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, работник, с другой — администрация.
В коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, работники организации (организаций), филиала, представительства, с другой — работодатель или несколько работодателей.
Второй признак подразделения трудовых споров на виды — их содержание. По содержанию трудовые споры подразделяются на споры об установлении условий труда или их изменении, споры о применении установленных условий труда, споры о заключении, изменении и выполнении коллективных договоров, соглашений по социально - трудовым вопросам.
Под установлением условий труда понимается их определение с помощью законов, иных нормативных правовых актов (в том числе соглашений, коллективных договоров, других локальных актов). Установленные таким образом условия труда носят общий характер и распространяются на всех или на определенные категории работников (например, установленные законом размеры минимальной заработной платы и минимального ежегодного отпуска). Ин дивидуальные условия труда определяются (устанавливаются) трудовым договором (контрактом) работника с организацией (например, конкретный размер заработной платы).
Применение установленных условий труда — это использование общих условий в индивидуальных трудовых отношениях на основании приказа (распоряжения) администрации (например, порядка производства сверхурочных работ и привлечения к ним работников; порядка наложения дисциплинарных взысканий, порядка уволь- нения). Использование общих условий труда для регулирования индивидуальных трудовых отношений в ином порядке — по соглашению сторон трудового соглашения — следует понимать не как применение условий труда, а как установление индивидуальных условий труда на основе законов, иных правовых актов (например, определяемый в трудовом договоре размер заработной платы не может быть меньше установленного законом предела).
Споры о применении установленных условий труда (норм трудового законодательства) носят исковой характер, поскольку это споры о восстановлении нарушенного права или законного интереса, рассматриваемые на основании соответствующего заявления (иска) юрисдикционными органами.
Споры об установлении условий труда — споры неискового характера, так как здесь речь идет не о восстановлении нарушенного права (законного интереса), а об установлении нового права.
4. Право на трудовые споры.
Конституцией РФ (п. 4 ст. 37) закреплено право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Это право было и ранее. Оно предусмотрено соответствующими законами. Конституция РФ 1993 г. впервые придала ему уровень одного из основных конституционных прав граждан.
Право на трудовые споры реализуется субъектом (индивидуальным или коллективным) в порядке, установленном для их разрешения.
Для разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров установлен различный порядок.
Общее право граждан на защиту своих прав предусмотрено ст. 45 и 46 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 45 Конституции в РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья. 46 Конституции каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод.
Трудовое законодательство обеспечивает защиту прав работников и работодателей (их представителей) как с помощью суда, так и особых (досудебных) органов, создаваемых исключительно с целью разрешения трудовых споров.
5. Принципы рассмотрения трудовых споров.
Принципы рассмотрения трудовых споров — это основные положения, лежащие в основе установления и применения процедуры их разрешения.
К ним относятся: — обеспечение защиты трудовых прав работников; — равенство сторон спора перед законом; — участие представителей работников (демократизм); — доступность обращения в органы, рассматривающие трудовые споры; — обеспечение законности при разрешении трудовых споров; — обеспечение гласности при разрешении трудовых споров; — обеспечение объективности и полноты исследования материалов и доказательств; — бесплатность; — быстрота рассмотрения; — обеспечение реального исполнения решений по трудовым спорам; — ответственность должностных лиц за неисполнение таких решений.
Перечисленные принципы сформулированы преимущественно на основе анализа законодательства и деятельности юрисдикционных органов.
Принцип обеспечения защиты трудовых прав работников означает право и обязанность уполномоченных на разрешение трудовых споров органов (юрисдикционных органов) на основе закона прекратить нарушение этих прав, восстановить их (например, при отказе администрации выплатить полагающуюся работнику заработную плату — обязать ее это сделать; при незаконном увольнении — восстановить работника на работе).
Принцип равенства сторон перед законом означает, что и работник (работники) и администрация в равной мере обязаны соблюдать трудовое законодательство, подчиняться ему и воле юрисдикционного органа при разрешении трудовых споров. Решение юрисдикционного органа обязательно для сторон спора.
Принцип демократизма (участия представителей работников) при разрешении трудовых споров выражается, во-первых, в том, что органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в организациях (комиссии по трудовым спорам — КТО формируются трудовым коллективом из его состава; во-вторых, в участии профсоюзов как представителей работников на их стороне в процессе разрешения трудовых споров; в-третьих, в органах по рассмотрению коллективных споров (примирительные комиссии, трудовой арбитраж) участвуют представители работников организации (трудового коллектива) или профсоюза; они участвуют также в выборе посредника. В соответствии с ГПК РФ (ст. 42, 44) представители профсоюзов могут выступать в суде в защиту интересов работников.[4]