Органы национальной безопасности. Задачи и функции
Органы национальной безопасности Республики Казахстан непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан специальные государственные органы, являющиеся составной частью системы обеспечения безопасности Республики Казахстан и предназначенные в пределах предоставленных им полномочий обеспечивать безопасность личности и общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно- технического и оборонного потенциала страны.
В 1992-м году Указом Президента страны Комитет государственной безопасности был преобразован в самостоятельную отечественную спецслужбу — Комитет национальной безопасности. Современная история КНБ РК начинается с преобразования КГБ Казахской ССР в Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, в соответствии с которым в системе существовавших органов государственной безопасности республики были проведены организационные мероприятия и структурные изменения, направленные на создание полноценной спецслужбы суверенного государства. В частности, Первое управление КГБ Казахской ССР было преобразовано в Управление разведки КНБ РК. В его состав перешли также казахстанские разведчики, ранее работавшие в ПГУ КГБ СССР. В статусе Управления внешняя разведка Казахстана просуществовала до 1996 года, а затем была преобразована в Главное управление разведки КНБ РК и впоследствии — в Департамент разведки КНБ РК.
Указ об организации Комитета национальной безопасности был подписан Президентом Республики 13 июля 1992 года. Если говорить о приоритетах деятельности КНБ, необходимо, прежде всего, назвать противодействие терроризму, посягательствам на информационные ресурсы (шпионаж, измена государству, преступления в электронных сетях), предотвращение распространения оружия массового уничтожения. Несомненно, разведывательная деятельность и защита границы по всему периметру государства также являются одними из главнейших направлений работы КНБ. Одной из основных направлений деятельности спецслужб является борьба с терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью, противодействие незаконному обороту наркотиков и контрабанде.
Деятельность органов национальной безопасности регламентируется законом «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 года № 2710.
Задачами органов национальной безопасности являются:
- участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
- добывание разведывательной информации в интересах Республики Казахстан;
- выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной направленной на нанесение ущерба безопасности Республики Казахстан деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц;
- выявление, предупреждение и пресечение терроризма и иной деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности Республики Казахстан;
- выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности;
- обеспечение Президента Республики Казахстан, государственных органов, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан правительственной связью в мирное и военное время;
- — организация шифровальной работы в государственных органах, организациях, Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;
- обеспечение охраны и защиты государственной границы Республики Казахстан.
Иные задачи могут возлагаться на органы национальной безопасности только законом.
Основные принципы деятельности органов национальной безопасности — это принципы законности, единоначалия, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, независимость от деятельности политических партий и иных общественных объединений.
Правовую основу деятельности органов национальной безопасности составляют: Конституция и законы Республики Казахстан; закон «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан»; международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан; нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан; Положение о Комитете национальной безопасности, утверждаемое Президентом Республики Казахстан.
Единую систему органов национальной безопасности Республики Казахстан составляют: Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, его ведомства, территориальные и иные органы национальной безопасности, войска Комитета национальной безопасности, подразделения специального назначения, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и другие подведомственные организации.
Комитет национальной безопасности образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом Республики и не входит в систему центральных исполнительных органов Республики. Комитет национальной безопасности возглавляет Председатель, который назначается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента Республики и освобождается Президентом Республики от должности.
Председатель Комитета национальной безопасности:
- организует работу Комитета, осуществляет руководство деятельностью органов национальной безопасности и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач, распределяет обязанности между заместителями Председателя Комитета;
- вносит предложения Президенту Республики Казахстан об образовании, реорганизации и упразднении структурных подразделений и ведомств Комитета национальной безопасности, образует, реорганизует и упраздняет территориальные органы Комитета национальной безопасности, органы военной контрразведки, войска, подразделения специального назначения, иные органы национальной безопасности и подведомственные организации;
- обеспечивает ведомственный контроль за деятельностью органов национальной безопасности;
- выполняет и иные функции, возложенные Положением о Комитете национальной безопасности Республики Казахстан, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 апреля 1996 г. N 2922.
Территориальные органы Комитета национальной безопасности по областям, городу республиканского значения и столице Республики и подчиненные им городские и районные управления (отделы, отделения) призваны выполнять возложенные на органы национальной безопасности задачи на соответствующей территории.
Ведомства Комитета национальной безопасности создаются для реализации возложенных на органы национальной безопасности задач по отдельным направлениям их деятельности.
Органы военной контрразведки предназначены для реализации возложенных на органы национальной безопасности задач в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.
Войска Комитета национальной безопасности выполняют возложенные на органы национальной безопасности задачи в мирное и военное время.
Для пресечения террористических актов и иных особо опасных преступных посягательств на личность, общество и государство существуют подразделения специального назначения.
1 декабря 2000 г. в г. Минске Советом глав государств Содружества Независимых Государств было утверждено Положение об Антитеррористическом центре государств участников Содружества Независимых Государств.
Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств- участников Содружества Независимых Государств в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Решения о принципиальных вопросах деятельности Центра принимаются Советом глав государств Содружества Независимых Государств.
В своей работе Центр взаимодействует с Советом министров внутренних дел государств-участников СНГ, Советом министров обороны государств участников СНГ, Координационным советом генеральных прокуроров государств-участников СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, их рабочими органами, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ.
Центр возглавляет Руководитель, который назначается (освобождается) Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств по представлению Председателя Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств- участников СНГ,
Руководитель Центра имеет грех заместителей-представителей от Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ (первый заместитель) Совета министров обороны государств- участников СНГ и Совета командующих Пограничными войсками. Руководитель Центра, его первый заместитель и заместители не являются представителями одного государства.
Государства-участники СНГ направляют своих полномочных представителей в Центр в соответствии с Положением об Антитеррористическом центре государств-участников Содружества Независимых Государств и национальным законодательством. Основными задачами и функциями Представителей являются:
- обеспечение взаимодействия Центра с компетентными органами направляющего государства в вопросах практического решения задач в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Информирование Руководителя Центра о наиболее важных событиях во внешней политике и внутриполитической жизни своего государства, связанных с вопросами борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;
- содействие в организации межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористического характера и скрывающихся от уголовного преследования;
- участие в разработке и реализации межгосударственных программ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
Государства-участники СНГ определяют свои компетентные органы, осуществляющие официальные контакты с Центром. Для этой цели распоряжением Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2003 года № 435 образован Антитеррористический центр Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, предназначенный для координации деятельности заинтересованных государственных органов в сфере выявления, предупреждения и пресечения террористических и экстремистских проявлений.
Центр наделен полномочиями по осуществлению контроля за реализацией государственными органами Республики Казахстан комплекса мер по усилению систем безопасности и готовности к нейтрализации террористических угроз, в том числе предусмотренных Государственной программой борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.
Одним из ведомств Комитета национальной безопасности Республики Казахстан является Пограничная служба, обеспечивающая пограничную политику Республики Казахстан на государственной границе. Основным признаком государства является наличие территории и четко обозначенных ее границ, в пределах которых в полном объеме реализуется суверенитет и независимость страны. Это определяет особую роль Пограничной службы в системе мер, обеспечивающих безопасность и территориальную целостность государства.
Первоначально на базе Восточного пограничного округа Пограничных войск СССР, охранявшего государственную границу на советско-китайском и советско-афганском участках, были сформированы национальные пограничные войска.
Пограничные войска КНБ Республики Казахстан были образованы Указом Президента Республики Казахстан от 18 августа 1992 г. № 862.
В 1995 году, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан № 2283, Пограничные войска были преобразованы в Государственный Комитет по охране государственной границы Республики Казахстан. К этому времени Пограничные войска республики в основном завершили становление как организованная структура, способная самостоятельно выполнять возложенные на нее задачи.
Также были решены вопросы обеспечения войск вооружением, техникой и специальными средствами, а также подготовки специалистов в рамках военного сотрудничества государств-участников СНГ.
На очередном этапе становления и развития государственных институтов республики, в процессе оптимизации и повышения эффективности работы органов управления, Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 1997 г. Государственный Комитет Республики Казахстан по охране государственной границы был расформирован и преобразован в Силы охраны государственной границы в составе Вооруженных сил Республики Казахстан.
В настоящее время Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан — это специальная служба, предназначенная для охраны и защиты государственной границы, предупреждения и пресечения посягательств на суверенитет и территориальную целостность Республики Казахстан на суше, море, озерах, реках и иных водоемах, а также ее экономических интересов на государственной границе.
Пограничная служба в соответствии с возложенными на нее законодательством Республики Казахстан задачами выполняет следующие функции:
1. реализация пограничной политики Республики Казахстан на государственной границе;
2. участие в выполнении государственных программ по обеспечению безопасности личности, общества и государства на государственной границе;
3. организация выполнения Пограничной службой международных договоров Республики Казахстан в области охраны и защиты государственной границы;
4. участие в пределах своей компетенции в деятельности международных организаций по вопросам, касающимся охраны и защиты государственной границы, в осуществлении комплекса мер по международно-правовому оформлению государственной границы, в международных переговорах по пограничным вопросам, организация взаимодействия с пограничными ведомствами зарубежных государств;
5. осуществление всех видов деятельности Пограничной службы по охране и защите государственной границы, пропуску лиц, транспортных средств и грузов через государственную границу, организация разработки и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконного изменения государственной границы на местности, поддержанию режима государственной границы, а также соблюдению пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу;
6. осуществление иных функций в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Пограничную службу возглавляет заместитель Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан — Директор Пограничной службы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
Неотъемлемая функция любого государства—это разведка. Становление отечественной внешней разведки Республики Казахстан тесно связано с историей формирования органов национальной безопасности в целом. Безусловно, в силу своего специфического характера и решаемых задач разведка во все времена была и остается одной из самых закрытых сфер человеческой деятельности. До распада Советского Союза в составе КГБ Казахской ССР действовало немногочисленное Первое управление, решавшее узкий круг разведывательных задач, определенных ПГУ КГБ СССР.