Субъекты регулируемых отношений
Конституционное право и конституция.
Конституция — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Конституции делятся на:
Писаные конституции представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании).
Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США), конституция Великобритании).
Право принятия конституции может быть предоставлено:
· учредительному собранию (например, конституция Италии, конституция Индии);
· избирательному корпусу посредством референдума (конституция Франции, конституция Турции);
· главе государства (конституция Ирана);
· в редких случаях — внешним субъектам (например, монарху) при образовании нового государства — т. н. октроированные («дарованные») конституции.
Выделяют: гибкие, жёсткие и комбинированные конституции.
Особенности:
Закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти.
Обладает высшей юридической силой.
Отличается относительной стабильностью.
Является базой для текущего законодательства.
Отличается особым порядком принятия и изменения.
Конституционное право — отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.
Структура
· политическая система, государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства;
· государственное устройство (в федеративном государстве регламентировано более подробно);
· избирательное право и избирательная система;
· законодательная власть и статус депутатов;
· исполнительная власть, институт главы государства и функции правительства;
· судебная власть и статус судей;
· конституционный контроль;
· местное управление и самоуправление.
Методы - формально-юридического анализа, сравнительно-правовой, системный, правового моделирования, статистический, конкретно-социологический, диалектический.
Субъекты регулируемых отношений
{1}физические лица (прежде всего граждане, но также иностранцы, лица с двойным гражданством и лица без гражданства);{2}государство (посредством государственных органов);{3}субъекты федерации (в федеративном государстве) и административно-территориальные образования;
{4}социальные и этнические общности (народ, нации и другие этнические группы, классы — в социалистических государствах и др.);{5}общественные объединения граждан (партии, общественные организации и пр., например, в процессе избирательной компании).