Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
· логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;
· развитие навыков работы с разноплановыми источниками;
· осуществление эффективного поиска информации и критики источников;
· получение, обработка и сохранение источников информации;
· преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
· формирование и аргументированное отстаивание собственной позиции по различным проблемам гражданского права.
Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу учебная и научная литература, включая научные работы дореволюционных ученых в области цивилистики и труды современных авторов; нормативные акты, содержащие гражданско-правовые нормы, а также Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ. Результаты работы с литературой и нормативным материалом обсуждаются на семинарских занятиях. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работы.
Самостоятельную работу по дисциплине следует начать сразу же после получения задания. Целесообразно начать работу с изучения теоретического материала по определенной теме курса путем ознакомления с конспектом соответствующей лекции или раздела учебника. Затем следует изучить нормативно-правовые акты с учетом последних изменений и дополнений и судебную практику по вопросам, относящимся к данной теме. Для этого следует использовать электронные ресурсы: «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс».
Рекомендуется в письменном виде отвечать на вопросы теоретической части конкретной темы дисциплины, чтобы приступить затем к выполнению письменных практических работ, имея необходимые знания.
Самостоятельную работу выполнять к каждому практическому занятию в соответствии с планом. Практическое задание предполагает решение практической задачи, составление таблицы, схемы или проекта определенного документа (проекта договора, искового заявления, решения суда и др.). После изучения определенной темы на практическом занятии проводится контрольная работа.
Отдельным видом самостоятельной работы является подготовка студентами курсовых работ в соответствии с планом. При выполнении курсовых работ необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы с различных позиций, имеющихся в науке и сформулировать самостоятельные выводы. Выбор темы курсовой работы осуществляется в соответствии с предложенными вариантами.
Основаниями для оценки курсовой работы могут служить:
─ актуальность проблемы исследования и степень раскрытия заявленной темы;
─ проявление студентом творческого подхода при решении поставленных задач;
─ способность студента грамотно изложить суть работы, вести дискуссию по проблеме, аргументировать выводы и суждения;
─ уровень теоретической подготовки, проявленный при защите курсовой работы;
─ качество оформления курсовой работы.
Контрольный срез проводится по определенной теме на практическом занятии и включает в себя теоретический вопрос и практическое задание. Практическое задание предполагает составление схемы, таблицы, образца договора, заявления или решение практической задачи. При выполнении задания контрольного среза не разрешается использовать нормативно-правовые акты, учебники и специальную литературу.
Кроме того, для проверки результатов самостоятельной работы используются следующие формы контроля:
1. Устные опросы на практических занятиях;
2. Проверка решения практических задач (в устной форме на практическом занятии);
3. Проверка результатов контрольных срезов и тестов;
4. Заслушивание докладов.