Исследование доказательств по делу
При рассмотрении дела хозяйственный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе:
ознакомиться с письменными доказательствами;
произвести осмотр и исследование вещественных доказательств;
огласить письменные объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов, специалистов, представителей государственных органов, органов местного управления и самоуправления, а при необходимости – заслушать их устные объяснения, показания, заключения.
При исследовании доказательств хозяйственный суд знакомится с соглашениями сторон по вопросам разрешаемого спора, достигнутыми в соответствии со статьями 107 и 181 ХПК Республики Беларусь, и констатирует установленные этими соглашениями факты и достигнутые договоренности.
Воспроизведение звуко- и (или) видеозаписи, произведенных при осмотре доказательств в их месте нахождения, проводится хозяйственным судом в зале судебного заседания или в ином помещении, специально оборудованном для этих целей. Факт воспроизведения звуко- и (или) видеозаписи отражается в протоколе судебного заседания. По ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе хозяйственного суда в протоколе судебного заседания может быть отражено содержание отдельных эпизодов звуко- и (или) видеозаписи.
Лицо, участвующее в деле, вправе дать хозяйственному суду пояснения по представленным им доказательствам и доказательствам, истребованным судом по его ходатайству, а также задать вопросы эксперту, специалисту, свидетелю, представителю государственного органа, органа местного управления и самоуправления, вызванным в судебное заседание по его ходатайству.
Судебные прения и реплики. Окончание рассмотрения дела
После исследования всех имеющихся доказательств судья хозяйственного суда (председательствующий в судебном заседании) выясняет у лиц, участвующих в деле, имеются ли у них дополнительные доказательства по делу. При отсутствии дополнительных доказательств судья хозяйственного суда (председательствующий в судебном заседании) объявляет исследование доказательств по делу законченным и переходит к судебным прениям.
В ходе судебных прений лица, участвующие в деле, и их представители в устных выступлениях обосновывают свою позицию по делу.
Очередность выступлений лиц, участвующих в деле, и их представителей определяется судьей хозяйственного суда (председательствующим в судебном заседании).
После завершения всех выступлений каждое лицо, участвующее в деле, и (или) его представитель вправе повторно выступить с краткой устной репликой в отношении обоснований, высказанных в выступлениях других лиц, участвующих в деле.
После завершения судебных прений и реплик разбирательство дела заканчивается и хозяйственный суд удаляется для принятия решения, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Тема 11 Производство по рассмотрению судебных актов в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
1. Права апелляционного обжалования (опротестования) судебных постановлений.
2. Форма и содержание апелляционной жалобы.
3. Принятие апелляционной жалобы к производству хозяйственного суда. Порядок рассмотрения дела хозяйственным судом апелляционной инстанции.
4. Право кассационного обжалования (опротестования) судебных постановлений.
5. Форма и содержание кассационной жалобы (ст.286 ХПК).
6. Принятие кассационной жалобы к производству хозяйственного суда. Порядок рассмотрения дела хозяйственным судом кассационной инстанции.
7. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора.
8. Форма и содержание жалобы в порядке надзора (ст. 304 ХПК Республики Беларусь).
9. Принятие жалобы в порядке надзора к рассмотрению. Возбуждение производства в порядке надзора.
10. Содержание протеста в порядке надзора (ст. 310 ХПК Республики Беларусь).
11. Порядок и сроки рассмотрения протеста в хозяйственном суде надзорной инстанции.
12. Полномочия хозяйственного суда надзорной инстанции.
13.Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
Лица, участвующие в деле, вправе подать апелляционную жалобу на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе принести протест на решение хозяйственного суда независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле. В случаях принесения прокурором протеста в целях защиты интересов юридических лиц, не имеющих в уставном фонде доли государственной собственности, а также в целях защиты ИП или граждан прилагается письменное заявление, подтверждающее их согласие на принесение такого протеста.
Апелляционные жалобы (протесты) рассматривает хозяйственный суд апелляционной инстанции хозяйственного суда и приравненного к нему суда.
Состав суда апелляционной инстанции назначается председателем соответствующего хозяйственного суда или его заместителя в количестве не менее трех судей хозяйственного суда.
Апелляционная жалоба (протест) может быть подана в течении 15 дней после принятия хозяйственным судом первой инстанции судебного постановления.
По ходатайству лица. Подающего жалобу (протест), пропущенный срок может быть восстановлен хозяйственным судом апелляционной инстанции при условии, если ходатайство заявлено не позднее одного месяца со дня принятия обжалуемого судебного постановления и причины пропуска срока признаны уважительными.
До истечения срока, установленного для апелляционного обжалования (опротестования), дело не может быть истребовано из суда.
Апелляционная жалоба (протест) подается в хозяйственный суд в письменной форме и подписывается лицом, подающим жалобу (протест), или его представителем, уполномоченным на подписание жалобы.
В жалобе (протесте) должны быть указаны:
наименование хозяйственного суда, в который подается жалоба (протест);
полное имя (наименование) лица, подающего жалобу (протест), его почтовый адрес; наименование других лиц, участвующих в деле;
наименование хозяйственного суда, принявшего судебное постановление, на которое подается жалоба (протест);
номер дела и дата принятия судебного постановления, предмет спора;
требования лица, подающего жалобу (протест), и основания, по которым лицо, подающее жалобу (протест), считает судебное постановление неправильным, со ссылкой на законодательные и иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и доказательства;
перечень прилагаемых документов.
К жалобе прилагаются документы, подтверждающие:
уплату государственной пошлины;
направление другим лицам, участвующим в деле, копий жалобы и документов, которые у них отсутствуют;
полномочия на подписание жалобы (доверенность).
Лицо, подающее жалобу обязано направить лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении копии жалобы (протеста) и приложенных документов, которые у них отсутствуют.
Жалоба (протест) может быть подана как на судебное постановление в целом, так и на его часть. В жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в хозяйственном суде первой инстанции.
Лицо, участвующее в деле, при получении копии жалобы (протеста) обязано направить в хозяйственный суд отзыв на нее в срок, обеспечивающий поступление отзыва в суд до дня рассмотрения жалобы (протеста), и доказательств отсылки копий отзыва другим лицам, участвующим в деле.
Отзыв на жалобу (протест) подписывается лицом, получившим жалобу (протест), или его представителем. При этом к отзыву, подписанному представителем, прилагаются документы, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва.
Апелляционная жалоба (протест), поданная с соблюдением требований к ее форме и содержанию, установленных ХПК, принимается к производству хозяйственным судом апелляционной инстанции, о чем суд выносит определение, в котором указывает время и место проведения судебного заседания по рассмотрению жалобы (протеста).
Данное определение направляется лицам, участвующим в деле, не позднее 5 дней со дня получения жалобы (протеста) в суд.
Хозяйственный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании по правилам рассмотрения дела хозяйственным судом первой инстанции с учетом особенностей, а именно:
в хозяйственном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований;
об изменении предмета или основания иска;
размера исковых требований;
о замене ненадлежащего ответчика;
о предъявлении встречного иска;
о привлечении к участию в деле третьих лиц.
Апелляционная жалоба (протест) на решение хозяйственного суда первой инстанции должна быть рассмотрена в срок не более 15 дней со дня поступления в хозяйственный суд, включая срок на принятие постановления по результатам рассмотрения.
В исключительных случаях с учетом особой сложности дела срок рассмотрения жалобы (протеста) может быть продлен председателем хозяйственного суда или его заместителем, но не более чем на 15 дней.
Хозяйственный суд апелляционной инстанции вправе:
оставить судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу (протест) – без удовлетворения;
изменить или отменить судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции и принять по делу новое постановление;
отменить судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции в целом или его части и оставить иск без рассмотрения либо прекратить производство по делу в целом или его части.
Основаниями для изменения или отмены судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции являются:
неполное выяснение обстоятельств, имеющих значения для дела;
недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые хозяйственный суд посчитал установленными;
несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела;
нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, если это привело или могло привести к принятию неправильного судебного постановления.
Судебное постановление подлежит отмене всегда в случаях, если:
дело рассмотрено судом в незаконном составе суда;
дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания;
при рассмотрении дела было нарушены правила о языке судопроизводства в хозяйственном суде;
суд принял судебное постановление о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
судебное постановление не подписано кем-либо из судей хозяйственного суда либо подписано не теми судьями хозяйственного суда, которые в нем указаны;
судебное постановление принято не теми судьями хозяйственного суда, которые в нем указаны;
в деле отсутствует протокол судебного заседания или он не подписан лицами, обязанными его подписать.
Лица, участвующие в деле, вправе подать кассационную жалобу (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции. Кассационную жалобу вправе подать также лица, не привлеченные к участию в деле, если хозяйственный суд принял решение об их правах и обязанностях.
Хозяйственным судом кассационной инстанции является Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Кассационная жалоба (протест) подается в Кассационную коллегию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь через хозяйственный суд, принявший обжалуемое судебное постановление, который обязан направить кассационную жалобу (протест) вместе с делом в Кассационную коллегию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь не позднее 3 дней со дня поступления жалобы (протеста) в суд.
Жалоба (протест) может быть подана в течение одного месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
По ходатайству лица, участвующего в деле, срок подачи жалобы (протеста) может быть восстановлен, если хозяйственный суд кассационной инстанции признает причину пропуска срока уважительной.
Кассационная жалоба (протест) поданная с соблюдением требований к ее форме и содержанию, предъявляемых ХПК, принимается к производству хозяйственным судом кассационной инстанции, о чем суд выносит определение, в котором указывает время и место проведения судебного заседания.
Определение хозяйственного суда направляется лицам. участвующим в деле, не позднее 5 дней со дня поступления жалобы (протеста) в хозяйственный суд кассационной инстанции.
Хозяйственный суд кассационной инстанции рассматривает дело в судебном заседании по правилам рассмотрения дела хозяйственным судом первой инстанции с учетом особенностей.
Неявка в судебное заседание лица, подавшего жалобу (протест), и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой или апелляционной инстанции должна быть рассмотрена в срок не более одного месяца со дня поступления дела в хозяйственный суд кассационной инстанции, включая срок на принятия постановления по результатам рассмотрения.
Хозяйственный суд кассационной инстанции вправе:
оставить судебные постановления хозяйственного суда первой и или второй инстанции без изменения, а кассационную жалобу без (протест) – без удовлетворения;
изменить или отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и или второй инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое постановление, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств;
отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и или второй инстанции в целом или их части и передать дело на новое рассмотрение в инстанцию хозяйственного суда, судебное постановление которого отменено, если допущенные нарушения, предусмотренные ч.5 ст.297 ХПК, или если выводы обжалуемого судебного постановления не соответствуют материалам дела;
отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и или второй инстанции в целом или их части и оставить исковое заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу в целом или его части;
оставить без изменения одно из принятых по делу судебных постановлений, отменить остальные;
Ст. 297 ХПК (изучить) - основания для отмены или изменения судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции.