Право в системе социальных норм и его признаки

Деятельность людей, каждого человека в обществе регулиру­ется различными нормами. Такие нормы называются соци­альными, поскольку соблюдение их человеком имеет значение для других людей. Социальные нормы имеют следующие общие признаки:

— формируются в процессе жизнедеятельности людей, раз­виваясь исторически;

— являются правилами поведения, соответствующими тре­бованиям времени и обстановки;

— упорядочивают общественные отношения;

— представляют собой образцы для контроля за деятельнос­тью людей.

Социальные нормы весьма разнообразны и образуют свою систему. Наряду с правовыми нормами к социальным относятся нормы морали, обычаи, религиозные, корпоративные и техни­ческие. Выявление в системе социальных норм места и роли норм права имеет важное практическое значение для определе­ния возможностей и пределов регулирования правом обще­ственных отношений.

l Право и мораль.Нормы морали распространяют свое вли­яние на всех и каждого, на все виды деятельности и мышление людей. Суть морали выражена в правилах: «относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе», «что тебе не нравится в других, того сам не делай».

Мораль появилась задолго до государства и, следовательно, права, и поэтому первична по отношению к ним. Деидеологизи-рованная, признаваемая (пусть даже только на словах) всеми людьми мораль воплощает в своих нормам высшие критерии поведения, оказывающие существенное влияние на поведение каждого. Поэтому правовые и другие социальные нормы могут оцениваться на предмет их соответствия моральным нормам.

Нормы морали, в отличие от права, не являются общеобяза­тельными и не имеют письменной формы закрепления. Однако право нередко заимствует из морали такие принципы и катего­рии, как гуманизм, добросовестность, справедливость, заботли­вость и т. п., тем самым делая их общеобязательными. Ответ­ственность за нарушение правовых норм является действенным средством воздействия на нарушителей моральных норм, по­скольку нормы права, особенно в правовом государстве, нередко основаны на нормах морали. Собственно, право отчасти и воз­никло потому, что нормы морали, не снабженные государствен­ным принуждением, оказались не в силах самодостаточно и над­лежащим образом регулировать усложняющиеся общественные отношения между различными социальными группами (прежде всего богатыми и бедными), каждая из которых пыталась выра­батывать свою мораль.

Однако значение отдельных моральных норм в праве не следует абсолютизировать. Нельзя делать объектом правового регулирования соблюдение исключительно моральных норм, по­скольку это будет противоречить сущности права и обществен­ным отношениям, которые могут быть предметом правового ре­гулирования (см. ниже). Именно поэтому бессмысленны попытки принятия правовых актов вроде «Этического кодекса» депутата, журналиста, бизнесмена и т. д. У морали и права при

возможно высокой степени их сходства всегда сохраняются и различия, которые нельзя игнорировать.

Существенное влияние морали на право придает ему мораль­ную направленность. К сожалению, имеют место и обратные случаи, когда нормы права, решения государственных органов противоречат нормам морали. Такие противоречия в обществен­ной практике не всегда устанавливается сразу, но всегда получа­ют осуждение подавляющего большинства людей. Характерно, что для реализации «аморальных» правовых норм требуется большее государственное принуждение, чем для соответствую­щих морали.

l Право и обычаи.Обычаи — это правила поведения, сфор­мировавшиеся в результате многократного длительного приме­нения, вошедшие в привычку и тем самым регулирующие пове­дение людей. К обычаям относятся традиции, ритуалы, обряды.

Право допускает действие обычаев, не нарушающих свободу других лиц. Например, ст. 5 ГК устанавливает возможность применения обычаев делового оборота, которым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не пре­дусмотренное законодательством, независимо от того, зафикси­ровано ли оно в каком-либо документе. Из этого определения видно, что обычаи могут не существовать в письменной форме.

Однако следование обычаям со временем может вступать в противоречие с правом, и государство использует свое принуж -дение, чтобы действие права было восстановлено. Ст. 5 ГК устанавливает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения по­ложениям законодательства или договору, не применяются.

В то же время обычаи, имеющие прогрессивное значение, могут послужить основой правовых норм, быть закреплены в целях придания им (нормам) большей значимости и обязатель­ности. Таково, например, принесение присяги (президентом, су­дьей при вступлении в должность).

l Право и религиозные нормы.Религия издавна использо­валась «власть предержащими» как средство для удержания, ук­репления и возвеличивания их власти. Ее догматы приписывали государственной власти божественное происхождение, а нормы имели большое воспитательное значение. Не случайно ряд биб­лейских заповедей («не убий», «не укради» и т. п.) позднее трансформировались в соответствующие правовые нормы. Од­нако значение таких религиозных норм не следует абсолютизи-

ровать, поскольку, по сути, они изначально совпадали с мораль­ными нормами.

В то же время другие религиозные нормы накладывали на поведение людей различные необоснованные запреты и ограни­чения, освящали социальное неравенство, значительно застопо­рили распространение научных знаний и основанное на них прогрессивное развитие человечества. В современных условиях слепое следование религиозным нормам, некритичное отноше­ние к ним, фанатичная приверженность религиозным воззрени­ям нередко порождают сектантство и самосуд , подавляют свобо­ду и признанные государством права личности.

Религиозные нормы, если государство признает религию го­сударственной, имеют большое регулятивное воздействие, осо­бенно на верующих. Они имеют большее сходство с правовыми нормами, чем с моральными, поскольку существуют в письмен­ной форме в различных религиозных книгах. Однако светское государство не признает общеобязательность религиозных норм.

l Право и корпоративные нормы.Иногда корпоративные нормы называют нормами общественных объединений, посколь­ку они касаются только их членов (партий, профессиональных союзов, садоводческих товариществ и т. п.). Корпоративные нормы имеют сходство с правовыми, поскольку закрепляются письменно (как правило, в уставах), но выражают волю только членов общественных объединений. В РФ уставы обществен­ных объединений, желающих приобрести права юридического лица, подлежат государственной регистрации.

Корпоративные нормы обязательны для общественного объ­единения. За их нарушение общественное объединение может быть ликвидировано государством, а отдельные его члены ис­ключены из него решением других членов.

Однако корпоративными, по сути, являются также нормы, устанавливаемые в отдельных организациях и трудовых коллек­тивах и распространяющиеся на их работников. Такие корпора­тивные нормы признаются трудовым законодательством и уста­навливаются в правилах внутреннего трудового распорядка и других актах организации.

l Право и технические нормы.Принадлежность техничес­ких норм к социальным имеет дискуссионный характер. Техни­ческие нормы — это правила, определяющие безопасное обра­щение людей с техникой, орудиями и средствами производства. Их нарушение нередко приводит к авариям и катастрофам с че-

ловеческими жертвами, что, безусловно, имеет социальную зна­чимость. Однако технические нормы часто закрепляются в ак­тах органов государственной власти в области стандартизации, транспорта, промышленности, охраны окружающей среды, за нарушение которых установлена юридическая ответственность. Поэтому самостоятельным видом социальных норм следует признать лишь те технические нормы, которые не закреплены в актах органов государства.

В свою очередь, право как вид социальных норм имеет соб­ственные признаки, отличающие его от других социальных норм, в которых выражается его сущность.

ь Право возникает с появлением государства, выражает его волю и развивается вместе с ним. Поэтому сущность права обусловливается его государственным строем, характером от­ношений классов и других социальных групп, а также матери­альными условиями жизни конкретного общества и его культу­рой.

ь Право в силу его общеобязательности в той или иной мере ограничивает деятельность органов и должностных лиц самого государства. В случае нарушения правовых норм отдельными лицами и органами другие государственные органы и должност­ные лица обязаны принять меры для устранения таких наруше­ний и привлечения виновных к юридической (а не к «мораль­ной», «политической» и какой-либо иной) ответственности.

ь Право состоит из норм, каждая из которых имеет соб­ственные признаки (властность, формальную определенность, нормативность и общеобязательность) и относится к определен­ному виду. Их характеристика, даваемая ниже, дополняет при­знаки права как вида социальных норм.

ь Право представляет собой сложную формализованную си­стему с множеством элементов — отраслей, институтов и норм — каждый из которых, в свою очередь, имеет собственную систему или структуру.

ь Право в отличие от других социальных норм существует в конкретном государстве в единственном числе. Создаваемые государством нормы права при всем их разнообразии, регулиро­вании отношений в далеких друг от друга сферах не могут про­тивопоставляться друг другу. Все они образуют право в сово­купности и должны изучаться и применяться только во взаимосвязи. В равной мере в государстве недопустимо дей­ствие норм права другого государства, поскольку это нарушает государственный суверенитет.

ь Право может быть учреждено не только государством, но и всем обществом, народом в результате социальной революции или референдума по инициативе граждан.

ь Право не совпадает с нормативно-правовыми актами, дей­ствующими в государстве, поскольку отдельные из них могут быть признаны несоответствующими другим правовым актам и отменены. Следовательно, право имеет собственные ценности, которым отдельные его акты или нормы не могут противоре­чить.

Таким образом, право — это вид социальных норм, возни­кающих с появлением государства, в которых выражаются его властные веления, обеспечивающие его деятельность и охраняемые им от нарушений.

Ценность права

Право является социальным явлением, поэтому к нему при­менимо понятие социальной ценности как явления объектив­ной действительности, способного удовлетворить определен­ные социальные потребности. Следовательно, ценность права должна раскрыть его положительную роль для общества и от­дельных личностей. Ценность права проявляется в следую­щем.

l Право упорядочивает общественные отношения, делает их цивилизованными и устойчивыми. Оно оказывает воздействие на поведение людей посредством согласования их разных интере­сов, ограничивает частные устремления в общих интересах.

l Право неотделимо от свободы и выражает масштаб сво­боды личности в обществе. На основе права можно отделить подлинную свободу от произвола, бесконтрольности и безответ­ственности отдельных людей и их объединений.

l Право способно быть выразителем идей справедливости. В демократическом госу дарстве право является критерием справед­ливого (правильного) распределения материальных и духовных благ, реально закрепляет равенство всех перед законом. Утверждая справедливость, право становится ближе людям, которые именно от него ждут решения своих жизненных проблем.

l Право в демократическом государстве способствует про­грессивному развитию общества во всех сферах жизни: эко­номической, политической, социальной, духовной. Только на ос­нове правовых норм государство и негосударственные субъекты могут наладить производство материальных благ в необходимом

объеме, обеспечить их наиболее справедливое распределение между членами общества. Право ограничивает вмешательство в личную жизнь людей, обязывает государство обеспечивать ма­лоимущих, облегчает доступ к культурным ценностям.

l Право, особенно международное, является основой для разрешения межнациональных и международных проблем, эффективным сдерживающим фактором против развязывания войн, создания угрозы мировой безопасности.

Однако не следует преувеличивать ценность права, т. е. зани­маться правовым идеализмом. Недостаточно, например, просто принять закон, чтобы те или иные общественные проблемы были решены. Закон должен действовать, и для этого, по край­ней мере, на начальном этапе, когда нормы закона только входят в общественную практику, необходима активная деятельность государства. Оно должно обеспечивать действие закона путем подбора исполнителей его норм, изыскания достаточных мате­риальных ресурсов и создания других условий. Игнорирование этого означает недопонимание не только сущности права, но и законов общественного развития. Поэтому правовой идеализм, переоценивающий право, иногда оказывается вреднее правового нигилизма, недооценивающего право и проявляющегося в нару­шении его норм.

Наши рекомендации