По кругу лиц: -общие; -специальные.
Если общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории, то специальные действуют только в отношении определенной категории лиц (сотрудники ОВД, пенсионеры)
7)По способам изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов:- ПРЯМОЙ (полный) –статье излагаются все необходимые элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) без отсылок к другим статьям.Пример: действия работников должника по исполнению его обязат-ва считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязат-тв» (ст. 402 ГК РФ);- ОТСЫЛОЧНЫЙ способ изложения –в статье содержаться не все элементы нормы права, но имеется отсылка к другим статьям этого же акта, где есть недостающие сведения.Привет:«сотрудники милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные ст. 15 настоящего Закона основания для его применения» (ч.1 ст. 16 Закона РСФСР о милиции).- БЛАНКЕТНЫЙ –в статье называются правила либо устанав-ся ответст-ть за их нарушение, но сами правила поведения (или ответственность) содержатся в другом нормативном акте.Пример: «За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответст-ть» (ч. 1ст. 40 Закона РСФСР о милиции).
8)По сфере действия:-НОРМЫ ПРАВА ОБЩЕГО ДЕЙСТВИЯне предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия (например, фед-ые нормы права).- НОРМЫ ПРАВА ОГРАНИЧЕННОГО ДЕЙСТВИЯ –это предписания, пределы приложения кот. определяются пространственными, субъективными, временными и ситуационными факторами (нормы республик, краевого, областного, окружного значения; нормы, адресованные специальным субъектам (сотрудники ОВД); нормы, действующие ограниченное время; нормы, рассчитанные лишь на экстремальную ситуацию: аварийную, обстановку военного времени, стихийное бедствие).
11. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и регулирующих отношения между ними, международными организациями и некоторыми другими субъектами международного права.
В настоящее время в мире существуют два типа правовых систем — международное право и внутреннее право государств.
Будучи равнопорядковыми юридическими явлениями и существуя независимо друг от друга, международное право и национальное право отдельных государств имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.
· Во-первых, они представляют собой совокупность юридических принципов и норм (обязательных для субъектов правил поведения), выполнение которых может быть обеспечено принудительно.
· Во-вторых, международное право и внутригосударственное право обладают сходной структурой: в этих правовых системах имеются основные принципы, пронизывающие все их правовое пространство; они делятся на отрасли, подотрасли, институты; и, наконец, «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.
· В-третьих, и международное право, и внутригосударственное право используют практически одни и те же юридические конструкции и термины. Однако поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в национальном праве.
В то же время международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы. В их числе: отличия по предмету регулирования, способам создания и обеспечения правовых норм, источникам, субъектам права и другим характеристикам.
1) По предмету регулирования.
Как известно, внутригосударственное право призвано прежде всего регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Эти отношения, как правило, ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.
2) По способу создания правовых норм.
Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное направление правового регулирования — «вертикальное», «сверху — вниз».
3) По источникам права (формам воплощения международных норм).
Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.
4) По субъектам права.
Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.
5) По способу обеспечения исполнения норм.
Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принудительной силой государства. В международных отношениях отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство», поэтому обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).
Источники МП делятся на 2 группы: 1 основные источники: договоры, обычаи; 2 вспомогательные: - общие принципы права, которые признаны цивилизованными народами; - судебные решения; - доктрина (научная разработка); - одностороннее действие гос-тв (пример: государство принимает закон об иностранцах и определяет статус иностранца); - заявления глав гос-тв, глав правительств; - совместные заявления гос-тв. Межд. обычай - сложившееся в межд.практике правило поведения, за которым субъекты МП признают юридически обязательный характер. Межд. договор - соглашение между субъектами МП относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей
Международный договор соглашение между субъектами МП, регулируемые соответств. Нормами общего МП
Междун. Обычай- отражается в переписке гос-в
Акты междун. Организаций
Акты междун. Суд.органов
Акты междун. Конференций
12. В обществе существует множество различных отношений - экономических, политических, юридических, моральных, духовных, культурных и др.
Право - особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.
Правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом.
При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство.
Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.
Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом.
В любом правовом отношении выделяются содержания:
- фактическое (экономическое, политическое и т.д.), не меняется в результате опосредования правом реального, т.е. фактического, отношения;
-юридическое - субъективные права и обязанности участников правоотношения;
- волевое - составляют воля государства и воля самих субъектов.
Структура правоотношения:
Субъект;
Объект;
Субъективное право;
Юридическая обязанность.