Уголовно-досрочное освобождение от отбывания наказания
Условно-досрочное освобождение (УДО) от отбывания наказания может применяться судом к лицам, отбывающим содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы.
Основанием применения УДО является утрата осуждённым общественной опасности и возможность его окончательного исправления без полного отбытия наказания. Согласно ч. 3 ст. 79 УК УДО от отбывания наказания может быть применено только после фактического отбытия осуждённым:
а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;
б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;
в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также трёх четвертей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 79 УК.
В ч. 4 ст. 79 УК закреплено положение, что в любом случае фактически отбытый осуждённым срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев. Прежде всего, следует отметить, что это условие практически относится только к лицам, отбывающим наказание за преступления небольшой тяжести, поскольку за более серьёзные преступления наказания в виде лишения свободы обычно превышает один год.
УДО применяется судом по месту отбывания осуждённым назначенного наказания по представлению специализированного гос. органа, а в отношении военнослужащих – командования воинских частей и учреждений, на которые возложены исполнение наказания (ч. 3 ст. 175 УИК). Признав, что лицо, отбывающее наказание, отбыло требуемую по закону часть срока назначенного по приговору суда наказания и судя по его поведению и отношению к исполнению своих обязанностей не нуждается для своего исправления в полном отбывании назначенного наказания, суд выносит определение, об УДО от отбывания точно обозначенного календарного срока наказания. При этом осуждённому не назначается какой-либо специальный испытательный срок, поскольку его функцию выполняет неотбытая часть наказания. Этим же определением суд вправе полностью или частично освободить осуждённого от отбывания дополнительного вида наказания.
Новым положением является то, что «применяя УДО, суд может возложить на осуждённого обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания». Таковыми могут быть обязанности: не менять места жительства без уведомления специализированного гос. органа, осуществляющего контроль за поведением УДО-го, не посещать определённые места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи. Суд может возложить на УДО-го исполнение и других обязанностей, если это может способствовать дальнейшему исправлению лица или закреплению его результатов.
Условный характер этого вида освобождения от отбывания наказания заключается в установлении контроля за поведением лица, освобожденного условно-досрочно от отбывания назначенного ему наказания, и за исполнением возложенных на него судом обязанностей, а также возможности отмены УДО в случае нарушения этих условий. Нарушениями требований УДО от отбывания наказания признаются:
· нарушение общественного порядка, за которое на лицо было наложено административное взыскание, или злостное уклонение от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при УДО;
· совершение преступления по неосторожности в течение неотбытой части наказания;
· совершение умышленного преступления в течение того же времени.
Отмена УДО от отбывания наказания при нарушении осуждённым общественного порядка и при уклонении от исполнения обязанностей является факультативным. Суд может отменить УДО только по представлению органов, осуществляющих контроль за поведением такого лица. Только при обоснованности представления этих органов суд выносит определение об отмене УДО и исполнении оставшейся неотбытой части наказания.