Изменение части 1 статьи 55

старая редакция новая редакция

1. Представителями в суде по 1. Представителями в суде по

административным делам могут быть административным делам могут быть

лица, обладающие полной адвокаты и иные лица, обладающие

дееспособностью, не состоящие под полной дееспособностью, не

опекой или попечительством и состоящие под опекой или

имеющие высшее юридическое попечительством и имеющие высшее

образование. юридическое образование.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Часть 3 статьи 55 - изложена в новой редакции

старая редакция новая редакция

3. Представители должны 3. Адвокаты должны представить

представить суду документы о суду документы, удостоверяющие

своем образовании, а также статус адвоката в соответствии с

документы, удостоверяющие их федеральным законом и их

статус и полномочия. полномочия, а иные представители

- документы о своем образовании,

а также документы, удостоверяющие

их полномочия.

Часть 4 статьи 57 - изложена в новой редакции

старая редакция новая редакция

4. Полномочия адвоката на 4. Полномочия адвоката в

ведение административного дела в качестве представителя в суде

суде удостоверяются в удостоверяются ордером, выданным

соответствии с федеральным соответствующим адвокатским

законом. образованием, а в случаях,

предусмотренных настоящим

Кодексом, также доверенностью.

В первой инстанции определенные категории дел ?????

а также особо сложные дела - на основании мотивированного заявления судьи согласно КАС РФ рассматриваются коллегиально составом из трёх судей.

Данная новелла предсказуема, поскольку аналогичное правило закреплено в АПК РФ при рассмотрении дел о признании нормативного акта недействительным.

Руководящая роль суда в процессе подкреплена новыми инструментами воздействия – суд имеет возможность ограничить выступление участника судебного разбирательства или лишить его слова, а также обязать участника о явке.

В случае нарушения обязательства о явке суд может подвергнуть такое лицо принудительному приводу.

Стороны административного спора наделены правом заключить соглашение о примирении, утверждаемое судом, которое может касаться только их прав и обязанностей как субъектов правоотношений, рассматриваемых по данному делу.

Вводя институт «соглашения о примирении», законодатель разграничивает мировое соглашение в исковом производстве от процедуры примирения в административном порядке, что связано с особенностями регулируемых общественных отношений (административно-властных) и субъектного состава, в число которых входят органы государственной власти и местного самоуправления.

Общий срок подачи апелляционной жалобы на решение суда по некоторым категориям дел сокращен с одного месяца до десяти дней, а по делам о защите избирательных прав граждан – до пяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Предусматривает новый кодекс и возможность производства в упрощенном (письменном) порядке – без вызова участников процесса, на основании документов, предоставляемых в суд.

Такой порядок применяется в случаях, если все участники процесса заявили ходатайства о рассмотрении дела в упрощенном порядке, либо такое ходатайство заявил административный истец, а ответчик не возразил против него, и закон не запрещает применение такого порядка для этого дела, а также по взысканию налогов и других обязательных платежей с физлица на сумму, не превышающую 20 тысяч рублей.

В целом, новый кодекс предоставляет достаточно большой набор инструментов защиты прав и законных интересов в административном судопроизводстве, что позволит с одной стороны более эффективно защищать права граждан, а с другой стороны способствовать исполнению обязанностей органами государственной власти.

Специфика публичных правоотношений с присущим им неравенством субъектов (органов публичной власти и частных лиц) была учтена в Кодексе путем закрепления более активной роли суда в административном процессе в сравнении с гражданским, что позволяет обеспечить надлежащий уровень состязательности и равноправия сторон.

В частности, активность суда проявляется в его праве самостоятельно исследовать доказательства по делу, в закреплении возможности выхода судом за пределы оснований и доводов заявленных требований при рассмотрении дел по проверке законности нормативных правовых актов.

Стоит отметить, что наиболее проблемный вопрос административного судопроизводства, связанный с процессуальными сроками, остался нерешенным в Кодексе.

Не произошло ожидаемое изменение в сторону сокращения сроков рассмотрения дела, что не соответствует интересам сторон споров из публичных отношений, заинтересованных в максимально быстром окончании судебного разбирательства.

Наши рекомендации