Правовые основы правоохранительной деятельности правоохранительных органов.
Тема № 1.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ « ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»(2 часа).
Цель лекционного занятия: Введение курсантов в изучаемую тему. Изложение в доступной для восприятия форме основных положений лекции для возможности их конспектирования курсантами.
Задачи лекционного занятия: изложить положения действующего законодательства и учебно-методические материалы по теме, для дальнейшей самостоятельной подготовки курсантов к семинарским и практическим занятиям.
План лекционного занятия:
1. Понятия и задачи дисциплины «Правоохранительные органы».
2. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы».
3. Правовые основы правоохранительной деятельности правоохранительных органов.
Общее время занятия 2 часа.
Содержание занятия и примерный расчет времени.
1. Организационная часть и вступительное слово преподавателя – 10 мин.
2. Последовательное оглашение преподавателем конспекта лекции в соответствии с планом лекционного занятия.
3. Заключение – 5 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.Организационная часть и вступительное слово преподавателя – 10 мин.
После проверки наличия курсантов в учебной группе и готовности группы к занятиям (наличие рабочих тетрадей, соответствующих нормативных источников) преподаватель называет тему занятия, сообщает цели и методику проведения практического занятия, обосновывает важность темы для усвоения.
Последовательное оглашение преподавателем конспекта лекции в соответствии с планом лекционного занятия.
Преподаватель путем устного произношения доводит до курсантов текст лекции, акцентируя внимание на важных моментах. Дает под запись определения, структуру, функции и виды деятельности правоохранительных органов.
Текст конспекта лекции доводимой до курсантов:
- Понятия и задачи дисциплины «Правоохранительные органы».
Конституция РФ в ст. 2 устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, в ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека. Эта функция государства именуется правоохранительной функцией. Для ее реализации государство создает специально уполномоченные на то органы, наделенные соответствующими полномочиями и осуществляющие свою деятельность в установленных законом формах. Эти органы именуются правоохранительными органами.
Правоохранительные органы - специально создаваемые государством органы, уполномоченные осуществлять деятельность по охране прав и свобод личности, общества, государства, охрану законности и правопорядка, осуществлять борьбу с правонарушениями путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом.
К числу отличительных признаков правоохранительных органов необходимо отнести следующие их характерные черты.
1. Правоохранительные органы действуют только на основании закона и в установленном законом порядке; любые произвольные действия недопустимы.
2. Правоохранительную деятельность от имени государства осуществляют только лица, состоящие на службе вправоохранительных органах государства.
3. Правоохранительные органы являются специально уполномоченными государственными органами, чья основная функция заключается в обеспечении и защите прав и свобод человека, интересов общества и государства в сфере соблюдения законности и охраны правопорядка.
4. Правоохранительные органы правомочны применять юридические меры воздействия, к числу которых относятся различные меры государственного воздействия и меры взыскания и наказания.
5. Законные и обоснованные решения правоохранительных органов, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.
6. Все решения правоохранительных органов могут быть обжалованы в установленном законом порядке, а их законность, обоснованность и справедливость проверены соответствующими инстанциями. В случае несоответствия требованиям закона решений правоохранительных органов они подлежат отмене.
В юридической науке нет единой точки зрения по вопросу о том, какие из органов следует отнести к числу правоохранительных. Существует два основных взгляда на проблему определения круга правоохранительных органов. Одни авторы полагают, что к числу правоохранительных органов следует относить лишь органы, осуществляющие борьбу с преступностью и охрану правопорядка, другие значительно расширяют круг правоохранительных органов, включая в него судебные органы, нотариат, таможенные органы и др. По мнению кафедры уголовного процесса, обеспечение прав и законных интересов личности, общества и государства охватывает гораздо более широкую сферу, нежели охрана правопорядка. В связи с этим кафедра разделяет точку зрения тех авторов, которые относят к числу правоохранительных более широкий круг органов.
Основными задачами, реализуемыми данными органами в рамках правоохранительной деятельности, являются защита прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, охрана законности и правопорядка, предупреждение правонарушений.
Форма и степень участия каждого из правоохранительных органов в решении указанных задач различны, но, в конечном счете, их общей задачей – целью правоохранительной деятельности является защита прав и свобод, законных интересов граждан, общественного порядка и общественной безопасности, конституционного строя государства, собственности государства, собственности и законных интересов государственных, общественных и других организаций.
Цель правоохранительной деятельности каждый из государственных органов, достигает присущими ему средствами, выполняя лишь те правоохранительные функции, которые на тот или иной орган возложены законом.
Функциями правоохранительных органов являются:
1.Конституционный контроль. Его осуществляет Конституционный Суд РФ, а в субъектах РФ соответствующие конституционные (уставные) суды.
2.Осуществление правосудия и судебного контроля судами общей юрисдикции, арбитражными судами.
3.Прокурорский надзор – осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.
4. Выявление и расследование преступлений и других правонарушений. Функция выявления возложена законом на оперативные подразделения ОВД, ФСБ Госнаркоконтроля, таможенные и некоторые другие органы. Функция расследования преступлений возложена на органы предварительного следствия и дознания.
6.Государственная защита прав человека и гражданина – Уполномоченным по правам человека.
7. Оказание квалифицированной юридической помощи, возложено на адвокатуру и нотариат.
8. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка, осуществляется федеральными органами безопасности, министерством внутренних дел.
У разных авторов количество и наименование функций может разниться. Это не связано с тем, что нет единого понимания в данном вопросе. Данные расхождения обусловлены авторскими трактовками и способом их изложения. Но в самом существе понимания функций все авторы едины.
Задачи курса «ПО» направлены на восприятие, понимание и осознание у обучаемых основных вопросов данной учебной дисциплины. Таким образом к задачам данного курса можно отнести следующие задачи, то есть то, что необходимо понять и усвоить каждому учащемуся, для дальнейшего освоения учебного материала.
1.Сформировать у обучающихся общее представление о системе правоохранительных органов в Российской Федерации.
2.Повысить общую юридическую подготовку каждого курсанта.
3.Помочь в достижение понимания структуры каждого из правоохранительных органов.
4.Объяснить обучаемым компетенцию и функции каждого из правоохранительных органов с целью дальнейшего применения этих знаний в правоприменительной деятельности.
- Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы».
Под предметом дисциплины понимается то, что изучается конкретной учебной дисциплиной. В нашем случае это означает, что изучает дисциплина «ПО». В связи с этим необходимо различать предмет данной дисциплины в широком и узком (непосредственном) смысле. В широком понимании, дисциплина «ПО» изучает вопросы, связанных с образованием, функциональным назначением и структурой всех правоохранительных органов (суд, прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Федеральной регистрационной службы и т.д.). В рамках курса изучаются и другие органы государства, которые наряду с иными функциями осуществляют правоохранительную деятельность ( в частности, органы таможенной службы), а также общественные организации, занимающиеся правоохранительной работой (прежде всего адвокатура). В предмет курса в широком понимании входит ознакомление с правоохранительными органами зарубежных стран.
Предметом изучения в узком (непосредственном) смысле в рассматриваемой дисциплине являются нормы конкретных законов и нормативных-правовых актов устанавливающие назначение и устройство конкретного правоохранительного органа.
Для учебных целей под предметом дисциплины «ПО» можно понимать 1) порядок организации и деятельности правоохранительных органов, 2) их систему и внутреннюю структуру, 3) функциональную компетенцию этих органов, 4) правовой статус лиц, являющихся должностными лицами данных органов, 5) порядок реализации полномочий указанных должностных лиц.
Подробное изучение полномочий и порядка деятельности отдельных правоохранительных органов предстоит в рамках специальных юридических дисциплин: уголовного и гражданского процессов, прокурорского надзора, оперативно-розыскной деятельности, административного права и других.
Однако, без первоначальных и базовых знаний того, как устроены, как организуются суды, прокуратура, следственные аппараты и т.д., каковы их полномочия, задачи, взаимодействие с другими органами государства, будет затруднительно в дальнейшем подробно изучать организацию и деятельность конкретного правоохранительного органа.
Наибольшее внимание и время при изучении данной дисциплины будет уделено судебной системе, поскольку деятельность всех иных правоохранительных органов прямо или косвенно связана с дальнейшим отправлением правосудия, которое осуществляют только суды.
Система и содержание дисциплины «ПО» определяется его предметом. В содержание курса входят вопросы о понятии, задачах и функциях правоохранительных органов, предмете и системе курса, взаимосвязи его с другими юридическими дисциплинами, нормативно-правовой базе, выступающей в качестве источника данного курса. Основное содержание курса составляют вопросы организации и деятельности отдельных правоохранительных органов; порядок их создания, компетенция, структура и организация, основные задачи и функции, порядок комплектования кадрами, требования к кандидатам на занимаемые должности, их полномочия и правовой статус.
Место дисциплины «ПО» и его значение для изучения других юридических дисциплин определяются прежде всего тем, что эта дисциплина – наука юридическая, она изучает право и связана с другими правовыми науками и дисциплинами.
Методологической основой данного курса является общая теория государства и права, дающая основные правовые понятия, общетеоретические подходы и т.д.
Курс «ПО» тесно взаимосвязан с конституционным правом, поскольку конституционные нормы определяют основные принципы построения и деятельности правоохранительной системы государства, а в наиболее общем виде – так же задачи и компетенция отдельных правоохранительных органов.
Взаимосвязь данного курса с курсом «Административное право» заключается в том, что последний изучает вопросы организации и функционирования органов государственного управления, некоторые из которых выполняют, в том числе, и правоохранительные функции (Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ и т.д.). В рамках этого же курса рассматриваются вопросы об административных правонарушениях, административной ответственности и порядке производства по делам об административных правонарушениях.
Тесно взаимосвязан курс «ПО» и с непосредственно процессуальными отраслями права: гражданским процессом, арбитражным процессом и уголовным процессом.
Так, уголовный процесс рассматривает порядок деятельности органов, осуществляющих выявление, расследование преступлений, их предупреждение, а также порядок осуществления правосудия по уголовным делам. Гражданский и арбитражный процессы регламентируют процедуру осуществления правосудия по гражданским делам и порядок защиты прав и свобод личности, общества и государства в сфере имущественных, личных неимущественных отношений, трудовых и семейных отношений и т.д. Процессуальные нормы, установленные уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются основой для деятельности соответствующих правоохранительных органов в данных сферах, носят для них обязательный характер.
Структура рассматриваемого курса включает в себя три части – общую, особенную и специальную.
Общая часть посвящена рассмотрению таких вопросов, как понятие законности и правопорядка, характеристике правоохранительной деятельности и правоохранительных органов. Здесь раскрывается система дисциплины, ее законодательные источники.
Особенная часть курса отведена изучению всех и каждого в отдельности правоохранительных органов и организаций с точки зрения их устройства, системы и структуры, целей, задач и функций.
Специальная часть рассматривает правоохранительные органы зарубежных стран.
Систему курса составляет совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, изучаемых в определенной последовательности:
1) Основные понятия, предмет, задачи и система дисциплины;
2) Судебная власть и судебная система Российской Федерации;
3) Правосудие как вид правоохранительной деятельности и его принципы;
4) Конституционное правосудие в РФ;
5) Суды общей юрисдикции. Военные суды;
6) Система Арбитражных судов, их организация и правоохранительная деятельность;
7) Прокуратура как орган правоохраны и ее правоохранительная деятельность;
8) Органы юстиции, деятельность по исполнению судебных решений;
9) Органы обеспечения безопасности в РФ, их организация и правоохранительная деятельность;
10) Система органов выявления и расследования преступлений;
11) Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам;
12) Частные охранные и детективные службы;
13) Уполномоченный по правам человека в РФ, его правоохранительная деятельность;
14) Органы внутренних дел как система правоохранительных органов и их правоохранительная деятельность;
15) Правоохранительные органы зарубежных стран.
Правовые основы правоохранительной деятельности правоохранительных органов.
Правовую основу ПД составляют законодательные и другие нормативно-правовые акты, определяющие задачи, функции, структуру, порядок организации и деятельности правоохранительных органов. Среди многочисленных нормативных правовых актов есть те, которые обладают наибольшей юридической силой, например Конституция РФ, и такие, которые распространяют свое действие на весьма узкий круг лиц (ведомственные акты и т.п.).
Традиционно все нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов можно классифицировать по нескольким основаниям.
Если взять за основу содержание нормативно-правовых актов о правоохранительных органах, то их можно разделить на следующие группы.
Акты общего действия:
1) международно-правовые акты, регламентирующие стандарты в области юстиции, положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферу деятельности правоохранительных органов и т.д. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К числу таких актов следует отнести Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейскую конвенцию прав и свобод человека и гражданина, Основные принципы, касающиеся роли юристов, Основные положения о роли адвокатов, Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, Резолюцию Экономического и Социального совета ООН от 24 мая 1989 г. № 1989/60 «Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов», Европейскую хартию о законе «О статусе судей», Итоговый документ семинара «Европейская хартия о статусе судей в общем судебном пространстве Совета Европы», законодательство о Европейском суде по правам человека и др.;
2) Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой и носит общий универсальный характер, имеет прямое действие на всей территории РФ. Конституция РФ, устанавливая основы конституционного строя, закрепляет самостоятельность судебной власти, ее основы, определяет построение судебной системы, основные принципы, касающиеся вопросов организации судоустройства и осуществления правосудия, другие вопросы, касающиеся отдельных сторон деятельности правоохранительных органов (ст. 2,15,19, 22, 24, 29,48,49,122 и др.).