Вопрос №7. Федеральное Собрание РФ
Согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание – парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
В ст. 94 Конституции РФ говориться, что Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым устанавливается, что формой нашего государства является представительное, т.е. опосредованное выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.
В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется как законодательный орган РФ. Это означает, что ни один закон РФ не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной компетенцией в сфере законодательства.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, заседания являются открытыми. Однако в случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить и закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ.
Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
Членом Совета Федерации может быть гражданин РФ не моложе 30-ти лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ – избирается законодательным (представительным) органом субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Член Совета Федерации – представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ – избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
Член Совета Федерации – представитель от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ должен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ нового созыва, а член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и от законодательного (представительного) органа субъекта РФ, формируемого путем ротации, - со дня истечения срока на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа.
Решение законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и формируется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного органа – совместным постановлением обеих палат.
Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя от исполнительного органа власти субъекта РФ оформляется соответствующим указом. Указ в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ.
Указ (постановление) о назначении представителя от исполнительного органа госвласти вступает в силу, если на заседании законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации.
Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания.
К ведению Совета Федерации относится:
а)утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов.
Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией Российской Федерации.
Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) тарификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуca и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельностью. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
Согласно статье 99 Конституции РФ Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
Государственная Дума образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания.
С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст. 109 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.