Правоохранительные органы Франции
Франция — унитарное государство, она разделена на 95 департаментов, которые в свою очередь разделены на коммуны. Во Франции сочетаются элементы парламентской и президентской республик. Конституция принята 4 октября 1958 г.
Президент Республики обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование органов государственной власти и является главой государства. Государственная власть основана на ее разделении на три ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную. Органом законодательной власти является Парламент Франции, состоящий из Национального Собрания и Сената. Исполнительную власть осуществляет Правительство Франции, возглавляемое Премьер-Министром.
Судебную власть во Франции осуществляют суды. Система судов представляет: трибуналы малой инстанции, трибуналы большой инстанции, апелляционные суды и как высшее звено — Кассационный суд. Судом специальной юрисдикции считается Конституционный совет Франции.
Кассационный суд, возглавляющий систему общих судов, по существу является Верховным судом Франции. Он состоит из палат по гражданским и уголовным делам и рассматривает только кассационные жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. Сам кассационный суд дел по первой инстанции не рассматривает. В компетенцию Кассационного суда входит рассмотрение кассационных жалоб на постановления нижестоящих судов, по которым, как правило, исчерпаны возможности обжалования в апелляционном порядке.
Апелляционный суд является второй инстанцией для нижестоящих судов (трибуналов). Они рассматривают также по первой инстанции сложные дела о преступлениях. В состав уголовной палаты входят обвинительная камера и суд ассизов. Суд ассизов рассматривает сложные уголовные дела по первой инстанции. Он состоит из трех судей и девяти присяжных заседателей, которые совместно с судьями решают все фактические и правовые вопросы дела и, таким образом, составляют с постоянными судьями единую коллегию.
Суды первой инстанции, разбирающие гражданские дела, делятся на трибуналы большого и трибуналы малого процесса, а разбирающие уголовные дела — на суды присяжных, исправительные трибуналы и полицейские трибуналы.
Суды присяжных рассматривают уголовные дела о тяжких преступлениях. В состав каждого суда входят трое профессиональных судей и девять присяжных заседателей. В отличие от решений всех других судов первой инстанции приговор суда присяжных считается принятым в первой и последней инстанции и обжалованию в апелляционном порядке не подлежит.
С 1993 года действует Палата правосудия Республики для рассмотрения дел об уголовной ответственности членов Правительства за должностные преступления и проступки. Также существует самостоятельная система органов административной юстиции, где рассматриваются жалобы на действия и акты органов государственного управления, затрагивающие права и интересы частных лиц.
Кроме общих судов, во Франции имеются и специальные суды, которые также подразделяются на гражданские и уголовные. К специальным судам относятся суды: коммерческие, третейские, по квартирной плате, по социальному страхованию и обеспечению, по делам несовершеннолетних, военные, морские, государственной безопасности и Высший суд юстиции (уголовные суды).
Судьи во Франции назначаются президентом по рекомендации Высшего совета магистратуры, который состоит из девяти членов. Отличительной особенностью французской системы уголовной юстиции является наличие в ней фигуры судьи по исполнению наказаний, который вправе активно вмешиваться в процесс отбывание наказания осужденными, в том числе к лишению свободы.
Прокуратуру Франции нельзя отнести только к органам исполнительной власти или только к органам судебной власти. Прокуроры, подчиняясь Министерству юстиции, одновременно состоят при органах судебной власти.
Прокуроры состоят при судах трех звеньев: прокурор республики — при трибуналах большей инстанции, а генеральный прокурор — при апелляционных судах и при Кассационном суде Франции.
Прокуратура возбуждает уголовное преследование, осуществляет контроль за предварительным следствием, поддерживает обвинение в суде. Структура прокуратуры во Франции организационно совпадает со структурой судебной системы. Высшим должностным лицом является генеральный прокурор при кассационном суде. Генеральный прокурор вправе давать указания всем должностным лицам прокуратуры в районе компетенции апелляционного суда. Под его надзором находятся и все должностные лица судебной полиции. Он может поручить им собирание любых сведений, которые считает полезными в интересах наилучшего отправления правосудия. Генеральный прокурор лично или через своих заместителей поддерживает обвинение в апелляционном суде и в суде присяжных, учрежденном в месте нахождения апелляционного суда. При каждом апелляционном суде имеется генеральный прокурор со своими помощниками. Должностные лица прокуратуры очень близки к судейскому корпусу, так как они получают одинаковую подготовку и в ходе своей карьеры нередко переходят из прокуроров в судьи и обратно.
Независимо от того, по чьей инициативе возбуждено уголовное дело, исключительное право продолжать его и поддерживать в суде принадлежит прокуратуре. Во Франции прокурор в суде — фигура особая. Прокурор наравне с судьей может задавать подсудимому и свидетелям вопросы в любой момент допроса, причем вопросы прокурора не подлежат отводу.
Во Франции расследование большинства преступлений осуществляется судебной полицией. Должностные лица и агенты судебной полиции, действующие под руководством прокурора республики, производят все действия, направленные на обнаружение виновных и закрепление доказательств. Предварительное следствие ведется негласно. Право проведения предварительного следствия принадлежит следственным судьям — магистратам судебного ранга. Следственный судья получает от прокуратуры так называемые «требования». Он приступает к следствию на основе их вводного заключения. На любой стадии следствия прокурор вправе вмешаться и взять на себя исполнение следственных функций или предписать следственному судье производство таких действий, которые, по его мнению, целесообразны в интересах наилучшего отправления правосудия. Таким образом, следственный судья, находясь в организационном подчинении у судебных органов, при исполнении своих функций действует в пределах указаний прокуратуры.
Прокурор имеет право присутствовать при всех допросах обвиняемого, а также обжаловать любое постановление следственного судьи. Закончив следствие, следственный судья передает производство по делу прокурору республики. Уголовное преследование в суде, как правило, осуществляется прокуратурой, которая пользуется весьма широкими правами и по своему усмотрению может отказаться от передачи дела в суд. Понятие «возбуждение уголовного преследования» рассматривается здесь как «возбуждение публичного иска». Единственным государственным органом, имеющим право возбуждать уголовное преследование является прокуратура.
При каждом трибунале большого процесса имеются коллегии адвокатов, возглавляемые советом и старейшиной. Адвокаты могут заниматься индивидуальной практикой либо создавать совместные адвокатские конторы. Правом выступления в Кассационном суде и Государственном совете обладают только адвокаты, принятые в состав коллегии при Кассационном суде.