Методические указания по подготовке к промежуточной аттестации. Бакалавр в рамках направления 40.03.01 Юриспруденция получает теоретическую и практико-ориентированную подготовку в области юриспруденции.
Бакалавр в рамках направления 40.03.01 Юриспруденция получает теоретическую и практико-ориентированную подготовку в области юриспруденции.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО бакалавра (п. 4.1.) область профессиональной деятельности бакалавров включает: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, правовое обучение и воспитание.
Бакалавр по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности (п. 4.3.):
нормотворческая,
правоприменительная,
правоохранительная,
экспертно-консультационная,
педагогическая (преподавание правовых дисциплин в учебных учреждениях, кроме высших учебных заведений).
Все указанные виды деятельности предполагают наличие правовых знаний, умелое использование этих знаний в нормотворческой, правоприменительной и других видах деятельности, наличие навыков реализации норм права.
Бакалавр по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция должен решать ряд профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности (п. 4.4.):
нормотворческая деятельность:
участие в разработке нормативно-правовых актов;
правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
экспертно-консультационная деятельность:
консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы документов;
педагогическая деятельность:
преподавание правовых дисциплин;
осуществление правового воспитания.
Учебный план РАП (бакалавр) относит дисциплину «Семейное право» к вариативной части профессионального цикла (Б.3. В.5). В соответствии с требованиями ФГОС ВО бакалавр, должен знать основные положения отраслевых юридических наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях права, уметь оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; владеть юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектом профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации правовых норм; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
Исходя из этого, студенты, проходящие промежуточную аттестацию в виде зачета по дисциплине «Семейное право», должны знать основные положения науки семейного права, предмет, методы, принципы семейного права, систему источников семейного права; понятие и состав семейного правоотношения, содержание прав и обязанностей участников семейного правоотношения; уметь анализировать семейно-правовые юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; грамотно толковать нормы семейного права, правильно применять их в конкретной ситуации, составлять правовые документы, разрешать практические задачи, предпринимать меры по восстановлению нарушенных семейных прав; владеть навыками работы с правовыми актами; навыками анализа семейно-правовых явлений, анализа правоприменительной практики; разрешения правовых проблем в сфере семейных правоотношений в сочетании с нормами других отраслей права.
Ответ на зачете должен носить четкий и конкретный характер. Важной является способность студента оперировать разными научными точками зрения, а также аргументировать свою позицию, в том числе путем отсылок к примерам из практики. Умение сопоставить содержание общих категорий с реальными явлениями государственно-правовой практики, правильно употребить теоретические знания в сфере практической правовой деятельности имеет важное значение для выпускника бакалавриата по направлению Юриспруденция.
При исследовании литературы студентам рекомендуется создавать так называемый «банк данных» с выдержками из научной и учебной литературы. Данное обстоятельство дает также возможность в дальнейшем сопоставлять точки зрения, критически их анализировать, формулировать собственные выводы.