Список дополнительной литературы к теме
1. Акулов В.И., Соломатина Е.А. Административно-правовое регулирование государственной службы в Германии // Административное и муниципальное право. 2010. № 11.
2. Анохин С.А., Игошкина А.С. Административно-правовая защита персональных данных работника // Административное и муниципальное право. 2010. № 9.
3. Антипьева Н.В. Понятие и виды социального обеспечения военнослужащих // Российский юридический журнал. 2013. № 1. С. 164 - 174.
4. Антошина Н.М. Актуальные вопросы повышения эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих // Административное и муниципальное право. 2010. № 10.
5. Артеменко Т.А. Некоторые вопросы политической правовой культуры в деятельности должностных лиц исполнительной власти // Административное право и процесс. 2007. № 4.
6. Атаманчук Г.В. Сущность государсвтенной службы. М., 2003.
7. Багмет М.А. Коррупция в полиции // Юридический мир. 2014. № 5. С. 38 - 40.
8. Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный). М.: Деловой двор, 2012. - 424 с.
9. Бахрах Д.Н. Государственная служба России. М.: Проспект, 2007.
10. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. 1996. № 12. С. 10-19.
11. Башуров В.Б. Основные элементы системы присвоения, сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации // Современное право. 2011. № 9. С. 32 - 37.
12. Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России // Государство и право. 1994. № 4. С. 24-32.
13. Бережкова Н.Ф. Современные этические требования к сотрудникам полиции России // Административное право и процесс. 2013. № 3. С. 61 - 62.
14. Бобров А.М. Поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации как элемент прохождения государственной правоохранительной службы // Административное право и процесс. 2010. № 3.
15. Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. 2003. № 7. С. 10-18.
16. Буянов И.В. Понятие и сущность российской государственной правоохранительной службы // Административное право и процесс. 2011. № 11. С. 49 - 51.
17. Быковская Ю.В. Реформирование системы пенсионного обеспечения сотрудников полиции: зарубежный опыт // Социальное и пенсионное право. 2014. № 2. С. 32 - 38.
18. Воробьев Е.Г. Об институте субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2014. № 7. С. 42 - 62; № 8. С. 33 - 49; № 9. С. 26 - 36.
19. Воробьева М.В. Сущность служебного спора, возникающего в системе государственной гражданской службы, как разновидности административно-правового спора // Российская юстиция. 2014. № 5. С. 69 - 72.
20. Гарина О.В. Организация деятельности Отдельного корпуса жандармов в Российской империи (1881 - 1917 гг.) // Административное право и процесс. 2010. № 3.
21. Глухов Е.А. Ограничено ли право на доступ к правосудию военнослужащим (бывшим военнослужащим) и членам их семей по жилищным вопросам? // Право в Вооруженных Силах. 2014. № 8. С. 117 - 125.
22. Голубцов В.Г. Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных органов // Журнал российского права. 2006. № 6. С. 58-68.
23. Гончаров И.В. Создание в России полиции: переименование или изменение содержания? // Российская юстиция. 2010. № 12.
24. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия // Государство и право. 2004. № 1. С. 24-36.
25. Гришковец А.А. Право государственного служащего на продвижение по службе // Государство и право. 1998. № 10. С. 27-35.
26. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной службы // Журнал российского права. 1998. № 7. С. 24-36.
27. Гришковец А.А. Проблемы реформы государственной службы в РФ // Государство и право. 2001. № 12. С. 54-63.
28. Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. 2002. № 12.
29. Деменкова Н.Г., Игнатова М.С. К вопросу о законодательном закреплении понятий «государственный служащий» и «должностное лицо» // Административное право и процесс. 2010. № 2.
30. Добробаба В.В. Традиции и новации в правовом регулировании института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 3. С. 29 - 31.
31. Дугенец А.С. Рецензия на диссертацию Р.Д. Курбанова «Совершенствование организационно-правовых основ государственной гражданской службы в Российской Федерации» // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. № 4. С. 30 - 32.
32. Дугенец А.С., Киселев А.К. Правовые основы обучения сотрудников полиции в странах Евросоюза // Административное право и процесс. 2007. № 5.
33. Егоршина Е. Право военнослужащих на жилище: теоретико-правовой аспект // ЭНИ «Военное право». 2013. Выпуск № 1.
34. Ефремов А.В. О некоторых вопросах, связанных с назначением пенсии по инвалидности лицам, проходившим военную службу в других государствах (по материалам судебной практики) // Право в Вооруженных Силах. 2014. № 6. С. 39 - 44.
35. Зайцев И.А. Административно-процессуальный статус участкового уполномоченного милиции, осуществляющего производство по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2010. № 6.
36. Зубарев С.М. Участие граждан в общественном контроле за деятельностью государственного аппарата: новые законодательные гарантии // Административное право и процесс. 2007. № 4.
37. Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права. 2003. № 5.
38. Ивенин А.Э. Ответственность военнослужащего за непредставление сведений о доходах своего супруга // Военно-юридический журнал. 2014. № 10. С. 8 - 11.
39. Игнатов В.Г. Государственная гражданская служба: учебник. М. 2005.
40. Игнатов В.Г. Служебное право. М., 2005.
41. Избиенова Т.А. Трудоправовые аспекты предотвращения коррупции на государственной гражданской службе // Административное право. 2010. № 2.
42. Интервью: Экспертный анализ проекта Федерального закона «О полиции» (интервью с судьей Верховного Суда Российской Федерации (в отставке), профессором кафедры судебной власти и организации правосудия ГУ - ВШЭ доктором юридических наук Н.А. Колоколовым) // Юрист. 2010. № 9.
43. Казаченкова О.В. Административно-правовое регулирование антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ // Административное и муниципальное право. 2010. № 9.
44. Калинина Л.А. Государственная служба – организационно-правовой элемент исполнительной власти // Административное право и процесс. 2004. № 1.
45. Кананыкина Е.С. Децентрализация и вопросы школьного обучения в нормативных актах американских штатов // Административное и муниципальное право. 2010. № 3.
46. Карасев А.А. О содержании и месте института дисциплинарной ответственности военнослужащих в системе российского законодательства // ЭНИ «Военное право». 2014. Выпуск N 3.
47. Каримов Д. Нужен ли опыт госслужбе? // ЭЖ-Юрист. 2011. № 45. С. 1, 3.
48. Кобзарев Ф.М. Квалификационные требования к должностям прокурорских работников - основа формирования высокопрофессионального состава работников прокуратуры // Законность. 2012. № 1. С. 3 - 6.
49. Козбаненко В.А. Публично-правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 3. С. 20-34.
50. Колонтаевская И.Ф. Профессиональная подготовка управленческих кадров полиции за рубежом (теоретические и организационно-правовые аспекты) // Административное право и процесс. 2007. № 3. С. 42-47.
51. Корнеева О.В. Совершенствование системы обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции: вопросы теории и практики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 3. С. 55 - 59.
52. Костенников М.В., Кулешов Г.Н. Административно-информационное обеспечение государственной гражданской службы // Административное и муниципальное право. 2010. № 11.
53. Костенников М.В., Куракин А.В., Колчеманов Д.Н., Марьян А.В. Административно-правовые средства минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности государственных служащих зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. № 5.
54. Кудашкин А.В. Административно-правовые санкции за коррупционные правонарушения // Административное и муниципальное право. 2010. N 7.
55. Кудрин С.М. О некоторых правовых проблемах социального партнерства на государственной службе // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2014. № 2. С. 192 - 197.
56. Купреев С.С. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в органах власти и управления // Административное и муниципальное право. 2010. № 9.
57. Лаврентьева О.О. Административно-правовое регулирование противодействия коррупционным рискам в системе государственной гражданской службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2014. № 6. С. 592 - 605.
58. Левинова Т.А. Ограничения, связанные со службой в органах внутренних дел: уголовно-процессуальный аспект // Российская юстиция. 2012. № 3. С. 50 - 52.
59. Левый М.Г. Организация прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав военнослужащих в условиях перехода Вооруженных Сил Российской Федерации к новому облику // Военно-юридический журнал. 2013. № 2. С. 17 - 20.
60. Литвинова Г.А. Социально-психологическое обеспечение деятельности полиции Баварии (Германия) // Юридическая психология. 2010. № 3.
61. Ломакина Л.А. Ротация государственных гражданских служащих в контексте преодоления коррупции // Журнал российского права. 2013. № 4. С. 43 - 50.
62. Макаров А.А., Чупров В.М. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. № 3.
63. Макеев Н.Н. Надзор за соблюдением федерального законодательства при установлении денежного содержания, доплат к пенсии и иных гарантий лицам, замещающим государственные, муниципальные должности и должности государственной и муниципальной службы // Законность. 2012. № 1. С. 7 - 11.
64. Максимов В. Тотальная зачистка местности - способ избавиться от антикоррупционных разбирательств // Административное право. 2010. № 4.
65. Мальцев Р. Госслужба: карьерный рост и кадровый отбор // ЭЖ-Юрист. 2014. № 32. С. 1, 3.
66. Миронов А.Н. Административно-правовое регулирование оценки эффективности антикоррупционных мер в Республике Башкортостан // Административное и муниципальное право. 2010. № 10.
67. Мирошниченко Я.В. Особенности административно-правового статуса государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. № 12.
68. Михайлюк П.А.К вопросу о совершенствовании социальной защиты сотрудников органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2010. № 12.
69. Некрасова Т.А. Административно-правовые меры минимизации коррупционных рисков в деятельности ГИБДД в связи с выдачей регистрационных знаков автотранспортных средств // Административное и муниципальное право. 2010. № 6.
70. Нечаева Т.В., Кирилин А.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Деловой двор, 2013. - 368 с.
71. Новоселова Н.В.Конфликт интересов на государственной службе: некоторые проблемы правопонимания // Административное право и процесс. 2010. № 6.
72. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. – М.: Статут, 1999. – 592 с.
73. Оболонский А.В. Без реформы бюрократии административные реформы бессмысленны // Общественные науки и современность. 2005. № 6. С. 58-67.
74. Овечко В.В. Меры противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Военно-юридический журнал. 2011. № 9. С. 17 - 18.
75. Овсянко Д.М. Государственная служба РФ. М.: Юристъ, 2005.
76. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего РФ // Государство и право. 2003. № 9.
77. Полевец И.М. Правовые основы прохождения военной службы // Административное право и процесс. 2013. № 4. С. 74 - 77.
78. Попова О.В. Формирование административно-правовых основ государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибирском федеральном округе // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 11. С. 18 - 29.
79. Редкоус В.М. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции на Украине // Административное и муниципальное право. 2010. № 7.
80. Романов А.К. Полиция вместо милиции // ЭЖ-Юрист. 2010. № 35.
81. Сизов И.Ю. Правовое регулирование совместительства в органах внутренних дел (полиции) // Административное и муниципальное право. 2014. № 10. С. 1067 - 1072.
82. Скобликов П. Молчание полицейских. К чему ведет запрет на публичные суждения сотрудникам органов внутренних дел // Юрист спешит на помощь. 2014. № 4. С. 10 - 13.
83. Смирнов А.Г., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы военной службы. М., 2001.
84. Старилов Ю.Н. Профессиональное «чиновничество» и служебное право в России: была ли реформа государственной службы и основательны ли сомнения в существовании служебного права? // Административное право и процесс. 2014. № 7. С. 8 - 25.
85. Таева Н.Е. Направления совершенствования системы государственной и муниципальной службы в сфере оказания государственных и муниципальных услуг (нормативное регулирование) // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 6. С. 1121 - 1128.
86. Тарабрин С.В. Правовой статус участкового уполномоченного милиции // Административное право и процесс. 2010. № 5.
87. Трегубова Е.В. Административно-правовые формы реализации запретов в системе государственной службы // Административное и муниципальное право. 2010. № 10.
88. Фабричный С.Ю. Перспективы правового регулирования института муниципальной службы // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 1. С. 43-46.
89. Чукичев Ю.В. Ответственность государственных служащих за незаконное участие в предпринимательской деятельности // Административное и муниципальное право. 2010. № 10.
90. Шветова К.Г. Ограничения и запреты в структуре правового статуса военнослужащих // ЭНИ «Военное право». 2014. Выпуск № 3.
91. Щукина Т.В. Вопросы содержания и структуры кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации // Административное право и процесс. 2011. № 11. С. 4 - 5.
Тема № 7. Формы осуществления исполнительной власти (2 часа)
Теоретические вопросы:
1. Понятие и виды административно-правовых форм осуществления исполнительной власти.
2. Нормативные правовые акты управления: понятие, виды и юридическое значение.
3. Индивидуальные правовые акты управления: понятие, виды и юридическое значение.
4. Нормативный административный договор: понятие, виды.
5. Ненормативный административный договор: понятие, виды.
Доклады:
- Правовые и неправовые акты Президента РФ (См.: О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 // РГ. 1996. 28 мая; Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06 апреля 2004 г. № 490 // РГ. 2004. 8 апреля; Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28 мая 2004 г. № 699 // СЗ РФ. 2004. № 22. Ст. 2147).
- Нормативные правовые акты Правительства РФ: понятие, виды, порядок принятия (См.: О Правительстве РФ: ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ; О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 // РГ. 1996. 28 мая; О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 01 июня 2004 г. № 260 // РГ. 2004. 8 июня.
- Нормативные правовоые акты федеральных органов исполнительной власти. (См.: О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 // РГ. 1996. 28 мая; Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895. Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Приказ Минюста РФ от 04 мая 2007 г. № 88 // Российская газета. 2007. 24 мая; О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти: Постановление Правительства РФ от 06 сентября 2012 г. № 890 // СЗ РФ. 2012. N 38. Ст. 5102; Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 01 сентября 2012 г. № 877 // СЗ РФ. 2012. № 37. Ст. 4997).
- Акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
(См.: Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: ФЗ от 06 октября 1999 г. Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. (ред. от 20 февраля 2010 г.) № 904 // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4826; 2010. № 16. Ст. 567).
- Административные регламенты: понятие, особенности, значение в осуществлении государственного управления.
- Соглашения между орагнами исполнительной власти: правовая природа, порядок заключения. (См.: ФЗ от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 08 декабря 2008 г. № 924 «О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий»; Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 752 «Об утверждении Правил заключения соглашений между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 02 февраля 1998 г. № 129 «Об утверждении Положения об обеспечении контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации»)
Практические задания:
1. В Службе судебных приставов был подготовлен проект информационного письма Службы судебных приставов РФ о дополнительных полномочиях судебных приставов. Может ли быть принят такой акт? На основе анализа Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 скажите, какие требования юридической техники предъявляются к подзаконным актам исполнительных органов власти РФ.
2. Правительство Республики Хакасия приняло Постановление «О дополнительных выплатах пенсионерам, страдающим онкологическими заболеваниями» и Распоряжение «О праздновании Дня города Абакана в 2013 г.». После принятия оба акта были в течение 8 дней опубликованы и в течение 15 дней направлены Главой Правительства Хакасии в Министерство юстиции РФ в Москву для регистрации. Какие нарушения федерального законодательства допустило Правительство Хакасии в этом случае? Какова роль высшего должностного лица субъекта РФ в процедуре внесения в федеральный банк нормативных правовых актов субъектов РФ? В какой орган необходимо направлять принятые подзаконные акты субъекта РФ для правовой экспертизы? Подлежат ли названные акты включению в федеральный регистр в случае, если они будут признаны противоречащими федеральному законодательству?
3. Правительство РФ отменило приказ министра обороны РФ о реструктуризации Генерального штаба ВС РФ как не соответствующий законодательству РФ. Федеральный министр обратился к Президенту РФ с просьбой разрешить сложившуюся ситуацию.
Дайте юридический анализ дела.
4. Разгуляев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействительным протокол об административном правонарушении, составленный в отношении него по статье 20.1 КоАП РФ. Судья отказал в принятии заявления, указав на то, что протокол не является индивидуальным административным актом и его нельзя оспорить в порядке главы 25 ГПК РФ.
Прав ли судья?
5. Можно ли на Ваш взгляд говорить об электронной форме осуществления исполнительной власти в современной России?
6. Приведите примеры и кратко охарактеризуйте содержание административных договоров и административных соглашений.
7. Приведите примеры словесных и конклюдентных административных актов.
8. Какие требования установлены в законодательстве РФ для таких актов, как свидетельство о государственной регистрации права собственности, постановление по делу об административном правонарушении, лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, постановление об административном правонарушении, схема территориального планирования РФ, протокол изъятия документа, приказ министра?
9. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 15 утверждены и введены в действие с 5 апреля 2010 г. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.5.2582-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения» Постановление зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2010 г., № 167003, опубликовано в «Российской газете» 2010 г., 26 марта.
В соответствии с пунктом 4.7.1 СанПиН 2.1.5.2582-10 сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в воду морей в районе водопользования после очистки и обеззараживания только через глубоководные выпуски, длина которых определяется в соответствии с требованиями таблицы 3 указанных санитарных правил. В таблице 3 приведена длина глубоководного выпуска очищенных до нормативных значений сточных вод в зависимости от производительности очистных сооружений.
9 сентября 2013 г. ОАО «Сахалинпродукт» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 4.7.1 и таблицы 3 СанПиН 2.1.5.2582-10, полагая, что данные нормативные положения, противоречат п. 1, 2, 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации и ограничивают права юридических лиц, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты, возлагая на них дополнительные обязанности.
Разрешите дело.