Правоведение (Лекция №3). 12.10.2012
Теоретическая основа конституционного права
Конституционное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых отношений.
Конституционное право составляет две основных сферы общественных отношений:
1. Отношения между человеком и государством в РФ (права и свободы человека)
2. Власть отношений (организация государства, государственной власти)
Предмет регулирует конституционное право РФ и не исчерпывается указанными группами отношений, поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественными порядками, формами собственности, экономической, политической, социальной системами. Данные отношения также входят в предмет регулирования конституционного права. Специфика в том, что конституционное право регулирует основополагающие принципы данных отношений. Метод конституционного права императивен.
Конституция – основной закон государства, выражает волю и интересы народа, целых или отдельных слоев групп общества, закрепленные в их интересах важнейшие начала общественного строя и организации государства соответствующей страны.
По своей форме Конституция – юридический документ, который принимается парламентом, специальной конституционной ассамблеей, народом на референдуме. Иногда Конституция даруется монархом. Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всего законодательства страны. Конституция классифицируется по наиболее важным основаниям:
· По форме
· По способу изменения, внесения поправок и дополнений
· По степени соответствия или несоответствия существующих общественных отношений
Классификация конституций.
I. По форме
· Надписанные или кодифицированные. Конституции, составленные и принятые в виде единого документа. Большинство действующих конституций в мире.
· Неписанные или некодифицированные. Конституции, которые составлены из нескольких разных законов, содержащих конституционные нормы, а так же нравственные обычаи и судебные прециденты. Действуют в Великобритании – множество парламентских актов, принятые в разные века и их судебное толкование. В Швеции – 4 Конституционных закона. В Израиле – 10 основных государственных законов.
II. По способу изменения, внесения поправок и дополнений
· Гибкие. Конституции, которые принимаются, изменяются как обычные законы, в результате чего в Конституцию легко вносить поправки, она постоянно изменяется. Конституция РСФСР (1978 г.) за 1989-1993 внесено более 300 поправок. Конституция Индии (1950) поправки вносятся регулярно, и по сей день.
· Жесткие. Конституция предусматривает очень сложный порядок внесения изменения и поправок, влекущие фактически невозможное изменение Конституции. Конституция США (1787 г.) – внесено 27 поправок на сегодняшний день. Конституция РФ (1993 г.) – не внесено ни единой поправки, кроме изменения наименований некоторых субъектов РФ, которые вносятся с указанием президента.
III. По степени соответствия или несоответствия существующих общественных отношений
· Реальные. Конституция адекватно отражает существующие общественные отношения (обычно это Конституции демократических государств).
· Фиктивные. Конституции, не отражающие существующие общественные отношения, зачастую не реализующиеся в реальной жизни (Конституции тоталитарных, авторитарных государств). Например, Сталинская Конституция (1936 г.).
Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года. По своей структуре состоит из преамбулы, I раздела (137 статей), II раздела (заключенных и переходных положений).
Преамбула – торжественная вводная часть Конституции, имеющий программный характер. Идет от имени народа РФ, провозглашает следующие основополагающие принципы и программные задачи:
· Ответственность за судьбу Родины перед нынешними и будущими поколениями
· Осознание России – частью мирового сообщества
· Гражданский мир и согласие
· Равноправие и самоопределение народа
· Государственное единство
· Незыблемость прав и свобод человека
· Демократические основы государства
Данные принципы раскрываются в I разделе, в 137 статьях, разделенных 9 главами:
1 Глава – Основы Конституционного строя
2 Глава – Права и Свободы человека и гражданина
3 Глава – Федеративное устройство
4 Глава – Президент РФ
5 Глава – Федеративное собрание
6 Глава – Правительство РФ
7 Глава – Судебная власть
8 Глава – Местное самоуправление
9 Глава – Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Конституция РФ имеет стабильность, жесткий характер, обладает повышенной устойчивостью и практически не может быть изменена. Жесткий характер Конституции обеспечивается сложным порядком ее изменения, закрепленным в 9 Главе I Раздела Конституции РФ. Инициатива пересмотра Конституции и внесения в нее изменений может исходить от Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, Законодательного органа РФ и не менее ⅕ части депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации.
Существуют четыре способа изменения Конституции РФ:
· Изменение глав кроме 1,2,9 Парламентом РФ путем: принятия поправки не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации при условии, если данную поправку ратифицирует не менее чем 2/3 законодательных (представительных) органов субъектов РФ
· Главы 1, 2 и 9 не могут быть изменены парламентом, а только путем пересмотра всей Конституции. В этом случае по решению не менее 3/5 от общего числа депутатов Госдумы и Совета Федерации созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Кощтитуиии. который: принимается 2/3 голосов от общего числа участников Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование
· Изменение состава субъектов РФ (принятие в РФ нового субъекта, образование нового субъекта внутри РФ) путем принятия федерального конституционного закона
· Изменение названия субъекта РФ — новое название данного субъекта включается в Конституцию (ст. 65) указом Президента РФ к настоящему времени в ст. 65 Конституции РФ внесено (в упрошенном порядке) только пять поправок, касающихся изменения названий субъектов РФ