Обьем дисциплины и виды учебной работы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Уральский филиал

Кафедра государственно-правовых дисциплин

СУДЕБНОЕ ПРАВО

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

направление подготовки 030900.62 – «Юриспруденция»

Челябинск

Автор: Князева Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, судья Челябинского областного федерального суда, к.ю.н

Рецензенты:

Петров А.В. д.ю.н., доцент, заведующий кафедрой Истории и теории права и государства, Южно-Уральского Государственного Университета.

Сабитов Р.А. д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ, профессор кафедры уголовно - правовых дисциплин Южно-Уральского Государственного Университета.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»

Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин «Российская академия правосудия» (Уральского филиала) (протокол № 01 от 06 cентября 2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом ФГБОУВПО

«Российская академия правосудия» (Уральского филиала) (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.).

© Российская академия правосудия, 2012

© Князева И.Н.,2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….....4

Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………………...9

Тематический план..……………………………………………………………..10

Программа курса…………………………………………………………………13

Планы семинарских занятий …………………………………………………...16

Методические рекомендации по изучению дисциплины…………………….19

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов ………........................................................................................................35

Контрольные задания для самостоятельной работы………………………….36

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля………….42

Рекомендуемая литература …………………………………………………….43

Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………………..46

Введение

Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины «Судебное право» предназначен для подготовки бакалавров по направлению 030900 Юриспруденция заочной формы обучения.

УМК включает рабочую учебную программу дисциплины, где представлены цели задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины (компетенции); объем дисциплины и виды учебной работы; содержание дисциплины; темы семинарских занятий; контрольные задания по самостоятельной работе студентов; вопросы для подготовки к экзамену; учебно-методическое обеспечение.

«Судебное право» является обязательной дисциплиной базовой части учебного профессионального цикла основной образовательной программы.

Изучение учебного курса «Судебное право» продиктовано практической потребностью, так как знания о судебной системе Российской Федерации и об её развитии необходимы студентам академии как для глубокого и осмысленного усвоения в целом всех правовых учебных дисциплин, так и для будущей профессиональной деятельности. В своей практической деятельности юрист нередко соприкасается с работой судов, представляя интересы юридических лиц, защищая права и законные интересы граждан, либо непосредственно осуществляет судебную деятельность.

Основными целями курса являются: ознакомление слушателей с системой судебных органов РФ, понимание их места в государственном аппарате, правильное определение подведомственности юридических дел, что позволит бакалаврам уверенно ориентироваться в нормах о судоустройстве и судопроизводстве.

Содержание и структура дисциплины учитывают изменения в зако­нодательстве и направление развития отрасли судебного права.

Базовой частью УМК является программа курса, которая составлена из расчета учебного времени, предусмотренного учебным планом, и представляет собой последовательный перечень тем и вопросов, подлежащих изучению. Изложение материала в ней дается с учетом современной правоприменительной практики.

Основными видами аудиторных занятий являются лекции и семинарские занятия. Их темы, а также количество отведенных для их проведения часов определяются тематическими планами аудиторных занятий для очной формы обучения.

УМК содержит планы семинарских занятий. Семинарские занятия рекомендуется проводить с использованием технических средств, а также в форме опроса и дискуссий за «круглым столом» по реальным проблемным вопросам, с которыми сталкивается каждый человек.

Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины «Судебное право»:

а) нормотворческая;

б) правоприменительная;

в) педагогическая.

Цели и задачи курса

Цель– формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций позволяющих бакалаврам:

- осуществлять нормотворческую деятельность;

- осуществлять правоприменительную деятельность;

- осуществлять преподавательскую деятельность в образовательных учреждениях по основам судопроизводства, структуре судебной системы в Российской Федерации.

Основные профессиональные задачи курса дисциплины «Судебное право» по подготовке бакалавров:

- усвоение студентами знаний о системе судебных органов, их месте в государственном аппарате и компетенции;

- формирование у студентов умения выявлять пробелы, коллизии в источниках судебного права, вырабатывать предложения по их разрешению и восполнению;

-формирование у студентов правовой культуры и профессионального правового сознания;

-выработка у студентов уменияанализировать нормы Конституции, законы, подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие организацию и функционирование судебных органов РФ и давать им правовое толкование.

Требования к уровню освоения дисциплины бакалаврами:

Курс «Судебное право» базируется на знаниях философии права, основ общей теории государства и права, истории отечественного государства и права, международного права, системы конституционного законодательства.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление об организации и деятельности судебной системы Российской Федерации, судопроизводстве, подведомственности рассмотрения дел судами.

Знать:

- современные тенденции развития судоустройства и судопроизводства в Российской Федерации;

- внутреннюю структуру отрасли судебного права, характерные черты ее элементов;

- основные источники отрасли судебного права;

- конституционные характеристики судоустройства;

- принципы организации, деятельности судебной системы Российской Федерации,

- принципы правосудия и их основное содержание;

- компетенцию судов различных уровней и различных судебных систем;

- порядок создания и упразднения судов;

- требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, федерального судьи (всех уровней), мирового судьи;

- порядок формирования списков присяжных и арбитражных заседателей;

- виды органов судейского сообщества и их задачи.

Уметь:

- оперировать категориями и понятиями отрасли судебного права;

- анализировать, толковать и применять нормы о судоустройстве и судопроизводстве;

- анализировать решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовые акты данного суда как источники судебного права

- разграничивать компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

- определять подсудность дел военным судам Российской Федерации;

- определять состав суда при рассмотрении различных категорий дел;

- определять последовательную инстанционность рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции;

- определять последовательную инстанционность рассмотрения дел в арбитражных судах;

- ориентироваться в порядке вступления в законную силу решений, приговоров, постановлений, определений суда.

Владеть навыками:

в сфере общекультурной компетенции:

- использования различных методов анализа тенденций развития современного российского общества и государства;

- оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;

- самостоятельно осваивать прикладные политические, экономические социальные знания, необходимые для работы в конкретных сферах юридической практики;

- логически последовательно, аргументировано и лаконично, излагать свою позицию;

- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения.

в сфере профессиональной компетенции:

- применения теоретических знаний курса в правотворческой и правоприменительной деятельности;

- разрешения правовых коллизий и восполнения пробелов в законодательстве;

- работы с правовыми актами, регулирующими судоустройство и судопроизводство в Российской Федерации;

- осуществления правотворческой, правоприменительной деятельности;

- анализа, интерпретации и применения решений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации в судебной практике;

- выявления проблем в законодательстве о судоустройстве и судопроизводстве и разработки предложений по их разрешению.

ОБЬЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по видам заочной формы обучения
4года на базе СО ВПО СПО
Зачетные единицы - общая трудоемкость     72ч.   72ч.   72ч.
Всего аудиторных занятий из них:
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС  
Форма итогового контроля   зачет зачет экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наши рекомендации