Проблемы гражданской правосубъектности юридических лиц

Юридическое лицо является специфическим субъектом гражданского права, появившимся в рамках развития частноправового регулирования. Обновленное понятие юридического лица содержится в п.1 ст. 48 ГК РФ, в соответствии с которым юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Эволюция определения данного понятия, прежде всего, выражается в устранении указания на те вещные права, на которых может принадлежать юридическому лицу его обособленное имущество.

В соответствии с п. 4 ст. 49 ГК РФ гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте регулируются в первую очередь ГК РФ. При этом особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются в соответствии с ГК РФ другими законами и иными правовыми актами.

Законодатель устанавливает для юридического лица только его правоспособность, дееспособность юридического лица в позитивном праве не выделяется, что приводит к продолжающимся дискуссиям в цивилистической литературе о правосубъектности юридического лица и ее соотношении с его правоспособностью[43].

Традиционным для гражданского права современной России является деление юридических лиц на коммерческие организации (организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) и некоммерческие организации (организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками). Наименование «коммерческие» обусловлено историческими причинами. В настоящее время коммерция (торговля) не является единственным видом предпринимательской деятельности, поэтому по своей сущности коммерческие организации рассматривать как предпринимательские. Следует отметить, что с первой редакции действующего ГК РФ и некоммерческие организации были наделены правом на занятие предпринимательской деятельностью, однако реформа гражданского права предполагает закрепление за ними права на занятие деятельностью, приносящей доход. Как справедливо отмечается в литературе замена по отношению к некоммерческим организациям термина «предпринимательская деятельность» категорией «деятельность, приносящая доход» в реальности «не решит проблемы критерия соответствия или несоответствия этой деятельности целям создания некоммерческой организации»[44].

Новое для отечественного законодательства деление юридических лиц на корпоративные и унитарные закреплено в ст. 65.1 ГК РФ. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами.

Типичным корпоративным юридическим лицом (корпорацией) является акционерное общество. Статус акционера является сложным, он обладает двумя правами в отношении юридического лица разной правовой природы: правом на часть его прибыли (дивиденды[45]), а также правом на управление. Кроме того, акционер, как и другой участник корпоративного юридического лица, обладает правами по отношению к иным участникам, при этом состав данных прав и порядок их осуществления может определяться не только законом и уставом корпорации, но и особым соглашением – корпоративным договором. Права участника корпорации именуются также правами членства[46].Однако несмотря на стремление законодателя в корпоративном праве объединить предпринимательские и непредпринимательские отношения, необходимо отметить, что возможность заключения корпоративного договора признается не за всеми лицами, обладающими правами членства (корпоративными правами), а лишь за теми, которые являются участниками хозяйственного общества (ст. 67.2 ГК РФ), а, например, участники товарищества собственников недвижимости лишены такого права. Таким образом, в корпоративном праве появляется дуализм: законодательство не только различным образом подходит к участию коммерческих и некоммерческих организаций в гражданском обороте, но и разделяет порядок осуществления корпоративных прав в коммерческих и некоммерческих корпоративных юридических лицах.

Следует отметить, что при банкротстве юридического лица (как корпоративного, так и не корпоративного) схожими с правами участниками корпорации правами наделяются кредиторы должника, а общее собрание кредиторов становится по существу органом корпоративного управления, подобным общему собранию участников (акционеров).

Проблема защиты прав кредиторов юридического лица привела не только к развитию конкурсного (банкротного) права в рамках гражданского и предпринимательского (корпоративного) права, но и заставила юридическую мысль сформулировать доктрину «снятия корпоративного покрова (вуали)», представляющего с собой «игнорирование юридической самостоятельности юридического лица и может проявляться в привлечении к ответственности по долгам юридического лица его участников, или менеджеров, или иных лиц, контролирующих юридическое лицо, за счет их личного имущества»[47]. При этом снятие корпоративного покрова (вуали) должно применяться только в тех случаях, когда «корпоративная форма используется для того, чтобы ввести в заблуждение, обмануть кредиторов»[48].

Несмотря на наличие большого количества спорных вопросов теории юридических лиц, отдельных аспектов корпоративного права, принципиальные теоретические трудности определения гражданско-правового положения юридических лиц разрешены в рамках реформы гражданского законодательства. В то же время, остаются нерешенными ключевые проблемы участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом п. 2 названной статьи устанавливает, что к ним как к субъектам гражданского правоотношения применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

ГК РФ не использует какого-либо единого термина для обозначения указанных субъектов. Не используется для их идентификации и термин «государство». Следует отметить, что термин «государство» в той или иной степени он применим не только к самой Российской Федерации, но и к субъектам Российской Федерации (в частности, так именуются республики в ст. 5 Конституции РФ). Субъекты Российской Федерации являются самостоятельными от нее субъектами права государственной собственности. Особенно принципиальным разделение значений термина «государство» является для правоприменительных актов в сфере наследственного права, где в разных случаях наследниками выморочного имущества может быть как Российская Федерация, так и два ее субъекта – города Москва и Санкт-Петербург (ГК РФ не называет в числе наследников выморочного имущества город Севастополь), а также муниципальные образования. При этом в первых двух случаях выморочное имущество переходит в государственную собственность, но ее собственники различаются.

В научных трудах, в ряде подзаконных актов и в новой редакции ГК РФ в п. 5 ст. 66 и в п. 1 ст. 114 используется общий термин «публично-правовое образование».Одним из первых источников этого термина является учебник гражданского права Московского государственного университета[49]. Сам этот термин может быть переводом английского body governed by public law – такое название в англоязычной литературе дается тому явлению, которое континентальная юриспруденция именует юридическими лицами публичного права. В отечественной науке высказываются доводы как за[50], так и против[51] введения категории юридического лица публичного права в российском праве.

Концепция развития гражданского законодательства отвергла идею юридических лиц публичного права. Представляется, что выделение юридического лица публичного права допустимо в тех национальных правовых системах, где существует принципиальная возможность деления юридических лиц по отраслевому принципу. Так, во Франции самостоятельно существуют юридические лица гражданского права (ст. 1832-1873 ФГК[52]) и торгового (коммерческого) права (ст. L2010-L229-15 Коммерческого кодекса Франции[53]). Безусловно, если в данной правовой системе даже в двух отраслях частного права существует самостоятельное регулирование отраслевых юридических лиц, то логичным выглядит появление собственных юридических лиц и в других отраслях, в том числе в публичном праве. ОднакоВ России правовое положение отдельных видов юридических лиц, определяемое в специальных законах базируется на положениях ГК РФ (ст. 1 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и т.д.). Все юридические лица участвуют в отношениях, регулируемых как отраслями, относимыми к частному праву, так и отраслями, относимыми к публичному праву (например, все юридические лица участвуют в налоговых правоотношениях, в административных правоотношениях по поводу государственной регистрации и т.д.)

Термин «публичные образования» также не является подходящим для обозначения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как участников гражданских правоотношений, поскольку понятие «публичный» является неоднозначным, что подтверждается и появлением категории «публичное акционерное общество» в ГК РФ (ст. 97).

Кроме того, при участии в большинстве видов отношений, регулируемых гражданским законодательством, имеются существенные различия в содержании правоспособности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Следует отметить, что для науки гражданского права вопрос о гражданской правоспособности государственных и муниципальных образований относится к числу спорных. Прежде всего, в правоспособности данных субъектов должны найти отражение их особенности, следующие из их правовой природы и социального назначения. Следует отметить, что правом нормотворчества в сфере гражданского права наделяется только один из данных субъектов – сама Российская Федерация. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не имеют права принимать акты, содержащие нормы гражданского права и поэтому властный элемент в их гражданско-правовом статусе существенно меньше, чем в статусе Российской Федерации.

В теории гражданская правоспособность государственных и муниципальных образований характеризует в основном как специальная (Е.А. Суханов)[54], либо как целевая (А.А. Иванов)[55].

Представляется, что ответить на вопрос о характере правоспособности государственных и муниципальных образований можно только охарактеризовав участие органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее также – органы власти) в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

ГК РФ устанавливает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов ( п.1 ст. 125). Аналогично от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять данные права и обязанности органы местного самоуправления (п. 2 ст. 125). Указанные нормы являются общим правилом приобретения прав и обязанностей государственными и муниципальными образованиями через действия органов власти.

Кроме того, п. 3 ст. 125 устанавливает, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Это частный случай приобретения государственными и муниципальными образованиями гражданских прав и обязанностей через действия органов власти, юридических лиц и граждан по их специальному поручению. Таким случаем может быть, например, выдача доверенности органом власти государственному или муниципальному служащему на совершение действий от имени государственного или муниципального образования.

Юридические лица наделяются отдельными правами на совершение действий от имени государственных и муниципальных образований специальными нормами права. Так, казенное учреждение может от имени государственного или муниципального образования заключать государственные или муниципальные контракты в силу ст. 4 Федерального закона от 4 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Выступая от имени государственных и муниципальных образований, органы власти, тем не менее, могут являться юридическими лицами в форме казенных учреждений. При этом получение статуса юридического лица не требуется для осуществления соответствующим органом властных полномочий. В этом случае его деятельность обеспечивается иными органом (так, деятельность представительного органа местного самоуправления может обеспечиваться местной администрации, если представительный орган не наделен правами юридического лица в соответствии с п. 9 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), либо специально созданным аппаратным органом (например, управлением делами), который, в свою очередь, регистрируется как учреждение[56].

Во всех случаях государственные и муниципальные образования не вступают в гражданско-правовые отношения с юридическими или физическими лицами иначе как через органы власти или иных лиц, действующих от их имени и приобретающих для них права и обязанности.

Наделение самих органов власти правами юридических лиц позволяет сделать вывод, что имеет место гражданско-правовое представительство или похожий на него прием, поскольку один субъект действует от имени другого, приобретая для него права и обязанности. Ю.В. Романец справедливо отмечает, что «суд может применить по своей инициативе двустороннюю реституцию для возврата государству незаконно приватизированного имущества, если уполномоченный государственный орган уклоняется от предъявления иска», что, по его мнению не противоречит принципу защиты нарушенного права, поскольку имеет место «не добровольный отказ от защиты своего права, а недобросовестное выполнение обязанности по защите чужого (выделено нами. – А.К.) права»[57], что также является аргументом в существования здесь представительства.

Приобретать права и обязанности от своего имени органы власти могут потенциально, однако в большинстве случаев им это запрещено. В частности, п. 6 ст. 66 ГК РФ устанавливает, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе от своего имени участвовать в хозяйственных обществах и товариществах. Закон о контрактной системе не позволяет органам власти от своего имени закупать товары, работы и услуги. При этом органы власти, являющиеся юридическими лицами, действуют от своего имени в отношениях с государственными и муниципальными образованиями, например, при передаче им государственного или муниципального имущества в оперативное управление или безвозмездное пользование, а также при определении их компетенции государственным или муниципальным образованием.

Государственное или муниципальное образование обладает способностью иметь и осуществлять большинство прав и обязанностей юридического лица, но для их осуществления оно создает другие субъекты, ограничивая их компетенцию. В то же время, ГК РФ признается сама возможность для органов государственной власти и местного самоуправления приобретать гражданские права и обязанности от своего имени. Следовательно, органы государственной власти и местного самоуправления нельзя рассматривать исключительно как часть соответствующего государственного или муниципального образования (что отличает их от органов юридического лица).

От своего имени органы государственной власти и местного самоуправления могут участвовать, прежде всего, в отношениях между собой. Например, при передаче имущества на основании договора безвозмездного пользования или договора передаче имущества на праве оперативного управления от одного органа государственной власти или местного самоуправления другому (при сохранении на него права собственности государственного или муниципального образования), очевидно, ни один из них не будет действовать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В противном случае соответствующее государственное или муниципальное образование получит свое собственное имущество в пользование от самого себя, либо станет обладателем права оперативного управления. Первый случай делает заключение договора бессмысленным, а второй не предусмотрен действующим законодательством и означает наличие двух вещных прав (собственности и оперативного управления) у одного субъекта. В юридическом лице подобные действия относятся к внутренним отношениям (например, передача имущества от одного филиала к другому). Особенности государственных и муниципальных образований как субъектов гражданского права приводят к тому, что внутренние отношения в государственном или муниципальном образовании по своей форме становятся отношениями между самостоятельными субъектами гражданского права.

Однако в тех отношениях, которые и для юридических лиц являются внешними (закупки товаров, сдача в аренду имущества), государственные и муниципальные органы действуют от имени государственного или муниципального образования.

Поскольку органы государственной власти и местного самоуправления не только совершают сделки от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, но и совершают от их имени любые другие юридически значимые действия, постольку этот прием по своему содержанию соответствует правовому регулированию деятельности органов юридического лица (орган юридического лица также совершает не только сделки, но и иные юридические действия: «выступает в суде, несет имущественную ответственность перед юридическим лицом, принимает управленческие решения»[58]), в силу чего не может быть сведен к представительству.

Учитывая изложенное, представляется, что правоспособность государственного или муниципального образования не отличается принципиально от правоспособности юридического лица и может быть названа общей, в отличие от правоспособности органов власти как юридических лиц, которая ограничивается их компетенцией и потому может быть названа специальной или целевой. Тем не менее, и правоспособность последних является достаточно широкой, включая даже возможность в определенных случаях осуществлять приносящую доход деятельность, что подтверждается судебной практикой[59].

Следует отметить, что помимо юридических лиц органы власти, являющиеся представителями государственных и муниципальных образований, могут быть и должностными лицами. Так, одним из органов местного самоуправления является глава муниципального образования (физическое лицо), имеющий право действовать от его имени (ст. 34, 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Рекомендуемая литература:

Основная

Гражданское право. Учебник Т. I: Обязательственное право/– 2-е изд., стереотип. Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Статут,. 2011

Гражданское право. Учебник Т. II: Обязательственное право/– 2-е изд., стереотип. Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Статут,. 2011

Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики. Под общей ред. В.А. Белова М.: Юрайт2007

Кулаков В.В. Обязательство и осложнения его структуры М.: Волтерс Клувер, РАП, 2010

Дополнительная:

Андреев В.К. О праве частной собственности в России (критический очерк). М., 2007.

Бабаев А.Б. Система вещных прав. Монография. М., 2007.

Барков А.В. Договор как средство правового регулирования рынка социальных услуг: Монография. М.: Юрист, 2008.

Бекленищева И.В. Гражданско-правовой договор: классическая традиция и современные тенденции. М.: Статут, 2006. *

Брагинский М.И., Витрянский В.В.Договорное право: Общие положения М.: Статут, 2007.

Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Волтерс Клувер, 2009.

Гонгало Б. М. Учение об обеспечении обязательств. Вопросы теории и практики. М.: Статут, 2004.

Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М., 1972; М., 1993.

Ефимова Л.Г. Рамочные (организационные) договоры. М., 2006

Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.

Корпоративное право : актуальные проблемы теории и практики / под общ. ред. В. А. Белова. М.: Юрайт, 2009.

Красавчикова Л.О. Понятие и система личных неимущественных прав граждан (физических лиц) в гражданском праве РФ. Екатеринбург, 1994.

Кулаков В.В.Состав и структура сложного обязательства М.: РАП, 2011.

Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М.: Статут, 2014.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите место гражданского права в системе российского права.

2. Выделите критерии разграничения гражданского, трудового и семейного права. Назовите их общие институты.

3. Охарактеризуйте особенности метода гражданско-правового регулирования. Каково соотношение диспозитивности и императивности в гражданско-правовом регулировании?

4. Назовите особенности отношений, составляющих предмет гражданского права.

5. Назовите особенности вещных отношений, составляющих предмет гражданского права.

6. Каковы особенности обязательственных отношений? Каково соотношение вещных и обязательственных отношений как отношений по поводу имущества.

7. Предпринимательская деятельность как предмет гражданско-правового регулирования.

8. Корпоративные отношения в предмете гражданского права.

9. Каковы основные подходы к определению принципов гражданского права?

10. Охарактеризуйте принципы гражданского права.

11. Определите особенности принципа добросовестности (п. 3,4 ст. 1 ГК РФ). Каково его соотношений с презумпцией добросовестности (ст. 10 ГК РФ)

12. Каковы особенности Гражданского кодекса РФ как основного нормативного гражданско-правового акта.

13. В чем заключается проблема определения состава гражданского законодательства. Каково соотношения ГК РФ и иных федеральных законов в сфере гражданского права.

14. Особенности подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения. Особенности нормативных актов ЦБ РФ.

15. Каковы особенности правового обычая как формы (источника) гражданского права. Соотнесите обычаи делового оборота и деловые обыкновения.

16. Назовите особенности применения международных договоров и общепризнанных норм и принципов международного права в сфере гражданско-правового регулирования.

17. Определите круг субъектов гражданских правоотношений.

18. Проблемы гражданской правосубъектности физических лиц

19.Проблемы гражданской правосубъектности юридических лиц

Темы для эссе

1. Понятие и классификация форм (источников) гражданского права.

2. Принцип свободы договора. Непоименованные и смешанные договоры.

3. Принципы гражданского права в системе гражданско-правового регулирования.

4. Соотношение правового положения юридического лица, индивидуального предпринимателя, государственного органа, органа местного самоуправления как участников гражданских правоотношений.

5. Признаки юридического лица. Классификация юридических лиц.

6. Корпоративные отношения и корпоративные организации.

7. Международно-правовое регулирование в сфере гражданского права.

8. Признаки предпринимательской деятельности.

Обязательная терминология

Дееспособность гражданина - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Должник - лицо, которое обязано выполнить определенное действие по договору в пользу кредитора.

Исковая давность - срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Кредитор - субъект (юридическое или физическое лицо), предоставляющий ссуду и имеющий право на этой основе требовать от дебитора ее возврата или исполнения других обязательств.

Моральный вред - нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права.

Обязательство – отношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Сделка - действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Убытки - расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Франшиза - условие в страховом полисе, освобождающее страховщиков от возмещения убытков, если они не превышают определенного размера.

Юридическое лицо - организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Цессия представляет собой передачу права в силу заключенной между прежним кредитором (цедентом) и новым кредитором (цессионарием) сделки либо на основании иных предусмотренных непосредственно законом юридических фактов, приводящую к замене кредитора в обязательстве

Исполнение обязательства состоит в совершении должником в пользу кредитора конкретного действия, составляющего предмет обязательства (либо воздержания от определенных обязательством действий).

Заключение договора – достижение сторонами в надлежащей форме соглашения по всем существенным условиям договора в порядке, предусмотренным законодательством.



[1] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 г. № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" (п. 20).

[2] См., например, Постановление Президиума Московского городского суда от 8 октября 2010 г. по делу № 44г-167/10, который посчитал такое возможным.

[3] Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012)

[4] Отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состава административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли (Постановление Верховного Суда РФ от 30.06.2006 № 53-ад06-2).

[5] Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Уполномоченным регистрирующим органом по общему правилу являются налоговые органы. Решение о государственной регистрации кредитных организаций принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации (ст. 12 Закона о банках).

[6] К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Соответственно остальные юридические лица являются унитарными (государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании) (ст. 65.1 ГК РФ).

[7] .См.: Кузнецова О.А. Принципы гражданского права: современное состояние вопроса // Власть закона. 2011. № 4 (8). С .87-95; Кулаков В.В. Основные принципы гражданского права как особая форма права // Вестник Пермского государственного университета. Юридические науки. 2013. № 4; Ершов В.В. Юридическая природа общих и гражданско-правовых принципов: дисс. канд. юрид. наук. 12.00.01, 12.00.03. М., 2009.

[8] В современных условиях назрела необходимость в принятии специального Федерального закона о нормативных правовых актах Российской Федерации. Подобные нормативные акты есть в ряде государств СНГ, например, Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 г. № 213-I «О нормативных правовых актах Республики Казахстан».

[9] См. п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. № 20 "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан".

[10] См., например, определения Верховного Суда РФ от 17.05.2011 № 35-Г11-18 и от 01.03.2011 № 201-Г11-9; п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147 «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о кредитном договоре»; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.07.2013 по делу № А52-3054/2012 и др.

[11] lex specialis derogat generali (лат. «специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон) и lex posterior derogat priori (лат. «закон, принятый позже, отменяет ранний»).

[12] Правовой обычай, во-первых, имеет юридическую силу - защищается возможностью применения мер государственного принуждения; во-вторых, не должен противоречить обязательным для участников отношений положениям законодательства или договору; в-третьих, существует достаточно продолжительное время и известен достаточно широкому кругу лиц; в-четвертых, имеет неписаный характер.

[13] См. также: постановления ФАС Волго-Вятского округа от 8 сентября 2009 г. по делу № А28-10951/2008-271/19, ФАС Поволжского округа от 14 октября 2008 г. по делу № А55-861/2008, ФАС Уральского округа от 29 января 2007 г. № Ф09-12286/06-С1.

[14] Среди них следует выделить как многосторонние договоры (например, Конвенция по охране промышленной собственности" (заключена в Париже 1883 г.); Конвенция ООН о договорах международной купли - продажи товаров (заключена в Вене 1980 г.); Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 1956 г.); Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 г.; Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге" (заключена в Оттаве 28.05.1988) и др.), так и двусторонние международные договоры (например, "Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" (подписан в г. Москве 03.04.1958), "Договор между СССР и Королевством Испании о правовой помощи по гражданским делам" (подписан в г. Мадриде 26.10.1990) и др).

[15] Корнев В.Н. Международное трудовое право, реализуемое в Российской Федерации // Российское правосудие. 2012. № 7. С.74

[16] Постановление ФАС Уральского округа от 18 июля 2007 г. № Ф09-4608/07-С5, см. также решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 апреля 2012 г. № ВАС-308/12; Постановление Президиума ВАС РФ от 1 декабря 2009 г. № 11284/09 по делу № А03-12971/2006-3 и др.

[17] http://zamoskvoretsky.msk.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&case_id=111044288&result=1&new=&delo_id=1540005&srv_num=1

[18] Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права. М., 2003. С. 48.

[19] Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»//СЗ РФ. 2001. N 33 (Часть I). Ст. 3431// СПС «Гарант».

[20] Гражданское право. Т.1./Под ред. Ю.К. Толстого. М. 2010. С. 118.

[21] Теория государства и права/Под ред.Марченко М.Н. М.: Зерцало, 2004. С. 168 (автор главы – Бережнов А.Г.)

[22] Там же. С. 169

[23]Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»//Российская газета от 11 июля 2012 г. N 156//СПС «Гарант»

[24] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30 ст. 1792// СПС «Гарант».

[25] СЗ РФ. 1998. ст. 2331// СПС «Гарант».

[26] СЗ РФ. 2007. N 10. ст. 1152// СПС «Гарант».

[27] СЗ РФ. 2004, N 31, ст. 3215// СПС «Гарант».

[28] СЗ РФ. 2011. N 7. ст. 900. // СПС «Гарант».

[29] Поспелов И.Г. Экономические агенты и системы балансов: ПрепринтWP2/2001/03 − М.: ГУ-ВШЭ, 2001.С 4,6.

[30] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. —2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002.С.51, Экономическая теория/ Под ред.Е.Н. Лобачевой М.Юрайт, 2012. С. 38.

[31] СЗ РФ. 2011. N 19. ст. 2716.

[32] Утв. Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79// СЗ РФ. 2012. N 7. ст. 863.

[33] Утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081// СЗ РФ. 2012. N 1. ст. 126.

[34] СЗ РФ. 2007.N 1 (1 ч.).ст. 7.

[35] Российская газета. 1993 . N 6.

[36] В.В. Лаптев. Указ.соч. С. 51

[37] См.: Российское предпринимательское право / Отв. ред. И.В, Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2012. С. 209 (автор главы – Г.Д. Отнюкова).

[38] Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2007 по делу N А29-1766/2007//СПС «Гарант».

[39] Андреев В.К. Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права России. М., 2012. С. 140.

[40] Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.03.2007, 27.02.2007 N Ф03-А37/07-1/296 по делу N А37-1184/06-8/13//СПС «Гарант».

[41] Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.04.2011 по делу N А63-4184/2010//СПС «Гарант».

[42] Постановление Верховного Суда РФ от 10.01.2012 N 51-АД11-7// СПС «Гарант».

[43]Долинская В.В. Правовой статус и правосубъектность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 2. С. 6 - 19.

[44]Сойфер Т.В. Актуальные направления развития гражданского законодательства о некоммерческих организациях // Российская юстиция. 2014. N 3. С. 8 - 10.

[45]Микрюков В.А., Микрюкова Г.А. О праве на дивиденды и пределах его ограничения // Юрист. 2012. N 12. С. 3 - 8.

[46]Крашенинников Е.А., Байгушева Ю.В. Право членства // Вестник ВАС РФ. 2013. N 12. С. 71 - 77.

[47]Гутников О.В. Ответственность перед кредиторами в корпоративных отношениях: тенденции и перспективы развития правовых норм // Журнал российского права. 2014. N 7//СПС «КонсультантПлюс»

[48]Шиткина И. "Снятие корпоративной вуали" в российском праве: правовое регулирование и практика применения // Хозяйство и право. 2013. N 2//СПС «КонсультантПлюс»

[49] Гражданское право: Учебник: В 2-х т. / Под ред.: Суханов Е.А.; 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. Т. 1.

[50] См., например: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007.

[51] См., например: Суханов Е.А. О юридических лицах публичного права // Вестник гражданского права. 2011. Т. 11 № 2. С. 4-24.

[52]Режим доступа: URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070721&dateTexte=20080121.

[53] Режим доступа:URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000005634379&dateTexte=vig.

[54] Российское гражданское право..В 2-х т. /Отв. Ред. Е.А. Суханов. М., 2010. Т I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные праваС. 287 (автор главы – Е.А. Суханов).

[55] Гражданское право. В 3-х. /Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2004. т. Т. 1.С. 221 (автор главы – А.А. Иванов).

[56]Болдырев В.А. Конструкция юридического лица несобственника: опыт цивилистического исследования. М., 2012. С. 114 и далее

[57]Романец Ю.В. Этические основы права и правоприменения. М., 2012. С. 40.

[58]Андреев В.К. Представительство. Доверенность // Нотариус. 2013. N 3.

[59] Постановление Президиума ВАС от 21 февраля 2012 г. № 12499/11.

Наши рекомендации