Часть 1. Курс дневного отделения Международно-правового факультета
ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
КАФЕДРА ЧАСТНОГО ПРАВА
Курс дневного отделения Международно-правового факультета,
«Гражданское процессуальное право. Арбитражное процессуальное право»
Часть 1.
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ:
«Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу в порядке кассации и надзора»
I. Основной целью практического занятияпо теме “Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу в порядке кассации и надзора” являетсяформирование целостного представления об эволюции правовой регламентации стадии надзорного пересмотра в отечественном гражданском процессе в контексте определения его целей, задач и принципов, а также существа и цели установления нового порядка пересмотра судебных постановлений в гражданском процессе – кассационного пересмотра.
В свете Постановления Конституционного Суда Российской Федерации №2-П от 5 февраля 2007 года и, как следствие, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года внесены 26 изменения в 41 главу «Производство в суде надзорной инстанции» ГПК РФ (В ред. Федерального закона от 04.12.2007 №330-ФЗ). Принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 12 февраля 2008 г. «О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». (все названные постановления и нормативные акты приведены в Приложении к Заданию).
Федеральным закономот 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"была упразднена глава 40 ГПК, внесены изменения в главу 41 ГПК (прежнее название«Производство в суде надзорной инстанции»), которая теперь называется «Производство в суде кассационной инстанции», введена новая глава 41.1. «Производство в суде надзорной инстанции», в соответствии с которыми вступившие в законную силу судебные постановления судов общей юрисдикции теперь пересматриваются сначала в порядке кассации, а затем в порядке надзора. Изменены основания пересмотра судебных актов в порядке надзора.
II.Методические рекомендации.
Начать подготовку к этому семинарскому занятию целесообразно с обращения к содержанию главы 32 «Обжалование и проверка судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора» учебника «Гражданский процесс» под ред.М.К.Треушникова, 5-е издание, М., 2014 г., и глав 41 и 41.1. ГПК РФ(2002 г.) в действующей редакции.
Затем, студенты должны, уяснить содержание и значение:
· основных правовых позиций Европейского Суда по правам человека о степени соответствия целям и задачам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод законодательной регламентации и правоприменительной практики надзорного производства в Российской Федерации;
· правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в его постановлении от 5 февраля 2007 г.о конституционности (условиях признания конституционными) положений Главы 41 ГПК РФ;
· правовых позиций Европейского Суда по правам человека о нарушениях права на справедливое судебное разбирательство в связи с отменой окончательных судебных актов в порядке надзора по основаниям, которые не представляют собой существенное нарушение по смыслу прецедентной практики Европейского Суда и не могут оправдать несоблюдение принципа правовой определенности.
В качестве основы для формирования целостного представления о предназначении кассационной и надзорной инстанций, умения определить их истинные цели и задачи, следует начать подготовку к семинару с чтения материалов раздела IV «Материалы для самостоятельного чтения» к части 1 настоящего практического занятия. При этом необходимо обратить внимание на правовые позиции Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ по вопросу о содержании принципа правовой определенности и значении сроков для возбуждения надзорного производства в обеспечении этого принципа, а затем на отражение этого принципа в содержании глав 41 и 41.1 ГПК РФ в действующей редакции (изменения, внесенные 04.12.2007 с принятием ФЗ №330.
После этого, студентам рекомендуется обратиться к материалам лекций и ознакомиться с содержанием учебного пособия Е.А.Борисовой «Апелляция. Кассация. Надзор». М., 2013. Тщательно ознакомьтесь с извлечениями из Постановлений пленума Верховного суда РФ в приложенных материалах для чтения. Ознакомьтесь со извлечением из обзора статистических данных о деятельности Верховного суда в 2012 году. Затем следует приступить к выполнению практических заданий №№1-2.
В результате самостоятельной подготовки к занятию и участию в нем, студент должен уметь ответить на вопросы:
1. Как соотносятся фундаментальные положения о «правовой определенности», «законности» и «окончательности» судебного разбирательства?
2. Каково значение срока на возбуждение производства о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления (решения, определения) для достижения конечной цели гражданского судопроизводства?
3. Суды общей юрисдикции, выполняющие функции судов кассационной и надзорной инстанции.
4. Участники гражданского судопроизводства, имеющие право на обращение в суд кассационной и надзорной инстанции.
5. Судебные постановления, являющиеся объектом пересмотра в порядке кассации и надзора.
6. Основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке.
7. Полномочия судов кассационной и надзорной инстанции.
8. Процессуальный порядок рассмотрения дела в порядке кассации и надзора.
III.Рекомендуемая литература:
Обязательная литература:
- Глава 32 «Обжалование и проверка судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора» учебника «Гражданский процесс» под ред.М.К.Треушникова, 5-е издание, М., 2014 г.
Дополнительная литература:
1. Е.А.Борисова «Апелляция. Кассация. Надзор в гражданском процессе российской Федерации». М., 2013.
2. Пучинский В.К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе. М., 2007.