Глава 14. прокурорский надзор и органы прокуратуры 3 страница

Генеральный прокурор РФ и его заместители вправе также обратиться в Президиум Верховного Суда РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, если в рассмотрении дела участвовал прокурор (ч. 3 ст. 391.1 ГПК).

В уголовном процессе прокурор также наделен правом внесения апелляционного представления на не вступившее в законную силу судебное решение, если он участвовал в деле в качестве государственного обвинителя или является вышестоящим по отношению к последнему должностному лицу прокурором (ч. 1 ст. 389.1 УПК). Помимо того, Генеральный прокурор РФ (его заместители), так же как и прокуроры субъекта Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры (их заместители), путем внесения представления о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться в суд кассационной инстанции (ч. 2 ст. 401.2 УПК). Генеральный прокурор РФ (его заместители), помимо того, наделен правом обращения в Президиум Верховного Суда РФ с надзорным представлением по уголовному делу (ч. 1 ст. 412.1, ч. 3 ст. 412.3 УПК).

Прокурор вправе вступить в рассматриваемое арбитражным судом дело, производство по которому могло быть возбуждено по его заявлению (иску), на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности (ч. 5 ст. 52 АПК).

Для того чтобы прокурор в полной мере мог реализовать данное направление деятельности прокуратуры, ему предоставлены права:

1) подать в апелляционном порядке представление на приговор или иное решение суда первой инстанции в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда (ч. 1 ст. 389.4 УПК);

2) ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока, в случае пропуска срока обжалования по уважительной причине (ч. 1 ст. 389.5 УПК);

3) быть извещенным о принесенных жалобах и получить копию каждой жалобы, с разъяснением возможности подачи на указанные жалобы возражений в письменном виде с указанием срока подачи (ст. 389.7 УПК);

4) подготовить указанные возражения;

5) быть извещенным о направлении дела с представлением (жалобами и др.) в суд апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 389.8 УПК);

6) отозвать свое представление до начала заседания суда апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 389.8 УПК);

7) не позднее чем за 5 суток до начала судебного заседания представить в суд дополнительное представление. При чем в таком представлении, поданном по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, если такое требование не содержалось в первоначальном представлении (ч. 4 ст. 389.8 УПК);

8) реализовывать иные предоставленные законом полномочия прокурора.

В связи с наделением части прокуроров полномочиями по принесению представления в кассационном и надзорном порядке они наделены также обязанностью участия в судебном заседании кассационной и надзорной инстанции (ч. 2 ст. 401.13, ч. 3 ст. 412.10 УПК).

14.6.5. Участие в правотворческой деятельности

Установив в ходе осуществления своих полномочий необходимость совершенствования действующих нормативных правовых актов, прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

14.7. Система органов прокуратуры и их организация

Система органов прокуратуры Российской Федерации состоит из Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных (транспортных и природоохранительных) прокуратур, научных и образовательных организаций, редакций печатных изданий, являющихся юридическими лицами, а также прокуратур городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур (транспортных, природоохранительных прокуратур, прокуратур по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, прокуратур по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах, прокуратуры Московского метрополитена).

Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

14.8. Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия

Руководит деятельностью Генеральной прокуратуры РФ Генеральный прокурор РФ, назначаемый на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. У Генерального прокурора РФ есть первый заместитель и заместители. Один из заместителей является Главным военным прокурором. Заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Представление об их назначении или об их освобождении от должности Генеральный прокурор РФ вносит Президенту РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), а также Главная военная прокуратура.

Главная военная прокуратура возглавляется заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором. Деятельностью Главных управлений, управлений и отделов на правах управлений руководят их начальники, являющиеся старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора РФ. Кроме должностей начальников и их заместителей в главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

В Генеральной прокуратуре, кроме того, имеются должности советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ также имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В Генеральной прокуратуре РФ действуют коллегия и научно-консультативный совет.

14.8.1. Полномочия Генеральной прокуратуры РФ

Полномочия Генеральной прокуратуры РФ следующие. Она в пределах своей компетенции:

1) как и вся прокуратура в целом, осуществляет прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

2) выпускает специальные издания, к примеру, ежемесячный журнал "Законность";

3) осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними;

4) заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью;

5) участвует в разработке международных договоров Российской Федерации;

6) реализует оперативное управление имеющимися у ней объектами социально-бытового и хозяйственного назначения;

7) осуществляет иные виды деятельности.

14.8.2. Генеральный прокурор РФ, его полномочия,

порядок назначения на должность

Генеральный прокурор РФ возглавляет Генеральную прокуратуру РФ, в связи с чем он вправе:

1) руководить системой прокуратуры Российской Федерации (ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

2) образовывать, реорганизовывать и ликвидировать органы и организации прокуратуры, определять их статус и компетенцию (ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

3) возлагать осуществление функций прокуратуры на органы военной прокуратуры в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации (ч. 1 ст. 46 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

4) в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливать штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определять полномочия структурных подразделений, устанавливать штатную численность и структуру подчиненных органов и организаций прокуратуры (ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

5) назначать и освобождать от должности:

- в Генеральной прокуратуре РФ - начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов и их помощников <132>;

--------------------------------

<132> Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора РФ.

- заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;

- прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров (ч. 5 ст. 129 Конституции РФ);

- ректоров (директоров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций прокуратуры, а также директоров филиалов научных и образовательных организаций прокуратуры и их заместителей (п. 1 ст. 40.5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

6) вводит прокурорских работников в состав коллегии Генеральной прокуратуры РФ (п. 5.1 Регламента Генеральной прокуратуры РФ);

7) утверждать:

- план работы Генеральной прокуратуры РФ (п. 4.3 Регламента Генеральной прокуратуры РФ);

- план работы коллегии Генеральной прокуратуры РФ (п. 5.3 Регламента Генеральной прокуратуры РФ);

- график приема граждан заместителями Генерального прокурора РФ, начальниками главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ (п. 8.5 Регламента Генеральной прокуратуры РФ);

8) председательствовать в заседаниях коллегии Генеральной прокуратуры и Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов РФ, председателей Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре РФ (п. 1.2 Регламента Генеральной прокуратуры РФ);

9) устанавливать порядок принятия присяги прокурора (ч. 2 ст. 40.4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

10) устанавливать порядок и сроки проведения аттестации прокурорских работников (ч. 3 ст. 41 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

11) присваивать классные чины работникам прокуратур (ч. 5 ст. 41 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

12) налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания, за исключением:

- понижения в классном чине прокурорских работников, которым классный чин присвоен Президентом РФ;

- увольнения из органов прокуратуры заместителей Генерального прокурора РФ, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом РФ (ч. ч. 2 и 2.2 ст. 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

13) давать согласие на наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" (ч. 5 ст. 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

14) устанавливать образец удостоверения прокурорского работника (ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

15) устанавливать порядок ведения личных дел прокурорских работников (ч. 3 ст. 41.2 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

16) определять полномочия подчиненных ему прокуроров и их заместителей по привлечению к дисциплинарной ответственности прокурорских работников, назначаемых им на должность (ч. 2 ст. 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

17) вносить представления в соответствующую палату Федерального Собрания о лишении ее членов (депутатов) неприкосновенности (ч. 2 ст. 98 Конституции РФ);

18) обращаться в Пленум Верховного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам (ст. 39 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

19) принимать участие в заседаниях федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, где рассматриваются внесенные ими представления и протесты (ч. 3 ст. 7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

20) обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ч. 6 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

21) принимать участие в заседаниях Верховного Суда РФ (ч. 5 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

22) по приглашению Председателя Верховного Суда РФ принимать участие в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ (ч. 2 ст. 5 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации");

23) присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

24) издавать обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников (ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

25) давать поручение нижестоящим прокурорам о необходимости их присутствия на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

26) приостанавливать исполнение приговора, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, путем принесения на токовой представления (ст. 38 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

27) принимать окончательное решение по вопросу имело ли место нарушение федерального законодательства, допущенное в ходе предварительного следствия (ч. 6 ст. 37 УПК);

28) направлять Президенту РФ представление о временном отстранении от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), привлеченного в качестве обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 5 ст. 114 УПК);

29) принимать решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства (ч. 4 ст. 462 УПК);

30) обращаться в любой суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступившего в законную силу решения, определения суда общей юрисдикции, рассматривавшего гражданское дело (п. 1 ч. 3 ст. 377 ГПК);

31) в пределах компетенции прокурора в арбитражном процессе обращаться в Верховный Суд РФ (ст. 52 АПК);

32) осуществлять иные полномочия.

Приведенный перечень прав Генерального прокурора РФ не является исчерпывающим. Помимо прав у Генерального прокурора РФ есть и обязанности:

1) как и вся прокуратура в целом, осуществлять прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

2) ежегодно представлять палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению (ч. 7 ст. 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

3) нести ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (ч. 4 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

4) иные обязанности.

В случае отсутствия Генерального прокурора РФ или невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а при отсутствии Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей - один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ состоит из положений, определяющих требования к кандидату на должность, орган, уполномоченный на принятие данного решения, срок полномочий Генерального прокурора РФ, а также круг действий, которые имеют место в случае отклонения предложенной кандидатуры.

На должность Генерального прокурора РФ может быть назначен лишь гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, получивший высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, способный по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Гражданин не может стать Генеральным прокурором РФ, если он:

- имеет гражданство иностранного государства;

- признан решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лишен решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

- имел или имеет судимость;

- имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника;

- состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Право назначения на должность сроком на пять лет и освобождения от должности Генерального прокурора РФ предоставлено Совету Федерации Федерального Собрания РФ на своем заседании. Представление о назначении Генерального прокурора РФ направляется в Совет Федерации Президентом РФ. Если за кандидатуру Генерального прокурора проголосовало большинство членов Совет Федерации, он считается назначенным на должность. После чего Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ приводит его к присяге. Содержание текста присяги следующее: "Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства".

Однако предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ может не набрать требуемого количества голосов членов Совета Федерации и, соответственно, Генеральный прокурор РФ не будет назначен. В таком случае Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации другую кандидатуру. О назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности сообщается в средствах массовой информации (в печати).

14.8.3. Коллегия Генеральной прокуратуры РФ,

порядок ее образования, состав, компетенция

В Генеральной прокуратуре создан совещательный орган, именуемый коллегией. В состав коллегии Генеральной прокуратуры РФ входят две группы должностных лиц, первые из которых являются членами коллегии в связи с назначением их на определенную должность, вторые - прокурорские работники, введенные в состав коллегии Генеральным прокурором РФ. По должности в состав коллегии входят Генеральный прокурор РФ, его первый заместитель и заместители.

Председателем коллегии является Генеральный прокурор РФ.

Каждое полугодие организационным управлением Генеральной прокуратуры РФ на основе предложений заместителей Генерального прокурора РФ, членов коллегии, руководителей подразделений центрального аппарата формируется план работы коллегии. Затем он утверждается Генеральным прокурором РФ. В плане определяются проблемы, подлежащие рассмотрению, лица, ответственные за подготовку необходимых материалов, сроки проведения заседаний коллегии Генеральной прокуратуры РФ.

На заседаниях коллегии обсуждаются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского надзора, организации и осуществления уголовного преследования, подбора и расстановки кадров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Генеральной прокуратуры, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров (п. п. 5.1 - 5.4 Регламента Генеральной прокуратуры РФ).

По актуальным проблемам укрепления законности и противодействия преступности могут проводиться совместные заседания коллегии Генеральной прокуратуры РФ и коллегий правоохранительных, иных федеральных органов исполнительной власти.

Заседания коллегии Генеральной прокуратуры РФ могут проводиться и в расширенном составе, в том числе с участием представителей правоохранительных, контролирующих органов, других министерств и ведомств.

Работа коллегии осуществляется гласно, если это не противоречит интересам соблюдения государственной, иной охраняемой законом тайны. Решение о приглашении на заседание коллегии представителей средств массовой информации и объеме предоставляемой им информации принимает председатель коллегии.

Обсуждение вопроса на заседании коллегии проводится в порядке, определяемом ее председателем. Однако по согласованию со всеми членами коллегии повестка дня может быть изменена или дополнена.

На заседании ведется протокол, а по указанию председателя коллегии - аудио- и (или) видеозапись.

Решение коллегии считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствовавших на заседании членов коллегии и Генеральный прокурор РФ. Любой из членов коллегии имеет право на особое мнение. Особое мнение члена (членов) коллегии отражается в протоколе заседания, который в этом случае должен быть подписан также лицом, высказавшим особое мнение.

Решения коллегии, другие документы, подготовленные в соответствии с решением коллегии, должны незамедлительно направляться организационным управлением членам коллегии, начальникам главных управлений и управлений, ректору Академии, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, которые в обязательном порядке доводят их содержание до сведения подчиненных работников, разрабатывают меры по их выполнению (в необходимых случаях с предварительным обсуждением на оперативном совещании), определяют ответственных исполнителей и организуют контроль исполнения.

14.8.4. Центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ,

его структура

Центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ состоит из главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, а также Главной военной прокуратуры.

Если быть более точным, то следует отметить, что в Генеральной прокуратуре РФ действуют следующие структурные подразделения:

1) Главное организационно-аналитическое управление, в составе которого действуют:

- аппарат Генерального прокурора РФ;

- организационное управление;

- управление правовой статистики;

- отдел дежурств;

2) Главное управление кадров, в которое входят:

- управление кадров центрального аппарата и территориальных органов прокуратуры;

- управление штатов, методического обеспечения и подготовки кадров;

- инспекторское управление;

- отдел пенсионного обеспечения;

3) Главное организационно-аналитическое управление, в составе которого действуют:

- аппарат Генерального прокурора РФ;

- организационное управление;

- управление правовой статистики;

- отдел дежурств;

4) Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, которое составляют:

- управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан, состоящее из отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан, отдела по делам несовершеннолетних и молодежи, отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан;

- управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики, состоящее из отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и отдела по надзору за исполнением бюджетного законодательства;

- управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей, состоящее из отдела по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей и отдела по надзору за законностью проверок органов контроля;

- управление по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества, состоящее из отдела по надзору за исполнением законов в сфере обеспечения правопорядка, защиты интересов государства и общества, отдела по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности, отдела по надзору за исполнением законов в экологической сфере;

- управление по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, состоящее из отдела по надзору за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе и отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе;

- организационно-методический отдел;

- отдел документационного обеспечения (п. 2.2 Положения о Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства, утвержденного Генпрокуратурой России 4 июня 2014 года);

5) Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;

6) Главное управление по надзору за следствием, в котором есть:

- управление по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета РФ, в состав которого входят первый, второй и третий зональные отделы;

- управление по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России, в состав которого входят первый, второй и третий зональные отделы;

- организационно-методический отдел;

- отдел документационного обеспечения (п. 2.2 Положения о Главном управлении по надзору за следствием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденного Генпрокуратурой России 1 марта 2012 года);

7) Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью;

8) Управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью;

9) Управление по надзору за расследованием особо важных дел;

10) Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;

11) Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

12) Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, состоящее из:

- управления по обеспечению участия прокуроров в кассационном производстве Верховного Суда РФ;

- управления по обеспечению участия прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства;

- отдела по поддержанию государственного обвинения;

- организационно-аналитического отдела;

- отдела документационного обеспечения;

13) Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;

14) Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

15) Правовое управление, в состав которого входят:

- отдел координации правотворческой деятельности прокуратуры и мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения безопасности и уголовного судопроизводства;

- отдел координации правотворческой деятельности прокуратуры и мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере государственного строительства, гражданских и социальных правоотношений;

- отдел по организации взаимодействия с органами государственной власти, институтами гражданского общества, правового обеспечения и просвещения;

- отдел документационного обеспечения (п. 2.2 Положения о правовом управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденного Генпрокуратурой России 23 января 2012 года);

16) Главное управление международно-правового сотрудничества, в котором имеются:

Наши рекомендации