Т.о. органы испол. власти - целостная система, а её деят-ть направлена на осуществление функций управления
НОРМЫ ПРАВА В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СООТНОШЕНИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ИХ ОСОБЕННОСТИ
Нормами АП регулируются общест-е отн-я, возникающие в процессе руководства органами госвласти. Эти нормы определяют компетенцию управ. органов и правовой статус служащих, их поведение, оказывают содействие налаживанию правовых связей субъектов и объектов управления. Нормы АП устанавливают правила поведения граждан, орган-ий и должностных лиц (напр., правила торговли, общест-го порядка, охраны окружающей среды и др.) и админответ-ть за нарушение этих правил. По структуре АП делится на публичное и частное. Публичное охватывает нормы права, применяемые к отн-м между гос-ом и юрлицами. Такие нормы содержатся в ЗУ «Об объединении граждан», «О предприятиях» и т.п.. Частное АП регулирует паспортный режим, порядок передвижения иностранцев в стране, проведение демонстраций, митингов и т.п.
Админправовые отношения – это правоотн-я, базирующиеся на нормах АП. Это виды общест-ых отн-й: а) между центр-ми органами госуправления общей и специальной компетенции (КМУ- Министерство); б) между органами госуправления и подчинен. им госпред-ми и учреж-ми (Министерство образования- вуз); г) между органами госуправления и негоспред-ми и учреж-ми, общест-ми объединениями; д)между органами госуправления и гражданами (отдел социальной защиты - гражданин, к-й обращается с заявлением о назначении пенсии). Админправоотн-я состоят по содержанию из прав и обязан-ей субъектов этих отн-й. Их субъектами являются юрлица: органы госуправления, должностные лица госучреж-й, госпредп-ия и учреж-ия, объединения граждан (органы самоуправления, самодеятельные орган-ии и их органы), а акже физлица: граждане У., иностранцы и ЛБГ.
Субъекты админправоотн-й должны быть правоспособными и дееспособными. Админправоспособность юр.лица возникает с момента регистрации устава, прекращается с их ликвидацией. Админдееспособность – это способность приобретать, реализовывать права и обязан-ти, связанные с управлением. Дееспособность юр.лица возникает и прекращается вместе с его админправоспособностью. Юрфактами, с наличием к-х закон связывает возникновение, изменение и прекращение конкретных админправовых отн-й, часто бывают действия, прежде всего, издание норм. актов управления. Но админправоотн-я возникают не только по инициат. органов упр-ния, должностных лиц, но и по инициат. управляющих объектов и граждан. Так, в связи с рождением ребенка у родителей возникает обязанность зарегистрировать его в отделе ЗАГС, а у последнего – право и обязанность провести такую регистрацию.
Объектом большинства админ.-правовых отн-й (то, по поводу чего они возникают) выступают действия, деят-ть, поведение людей. Осуществление определен. действий означает реализацию админ.-правовых отн-й., использование их участниками своих прав и выполнение обязан-ей. В некоторых админ-правовых отн-х (организационно-имущественных) объект сложный; поведение (действия) людей и имущество (вещи). Для этих отн-й характерна связь прав и обязан-ей их участников с осуществлением определен. действий по поводу имущества (вещей). По своему смыслу админ.-правовые отн-я делятся на материальные и процессуальные.
Первые возникают и развиваются на базе материальных норм АП, к-е определяют права и обязан-ти органов госуправления, общест-ых. орган-ий и граждан в области госуправления.
Вторые регулируются процессуальными нормами, к-е устанавливают: каким образом и в каком порядке действуют органы госуправления, процедуру решения индивидуальных дел. Так, процессуальными нормами регулируются порядок рассмотрения жалоб на действия должностных лиц.
Права и обязан-ти участников админправоотн-ий делятся на «вертикальные» и «горизонтальные». Основа этого- принцип организацион. подчиненности субъектов, правовые отн-я. «Вертикальные» правоотн-я возникают, когда один из субъектов правоотн-й находится в организацион. подчиненности от др-го, или когда есть обязательность акта одного субъекта правоотн-я (органа, должн. лица) для др. субъекта при отсутствии организационной подчиненности. Пример: правоотн-я между пожарным госинспектором и админ-ей предприятия. Участники «горизонтальных» правоотн-й не находятся в организац. подчинен-ти. Это возникает, когда два органа управления издают совместный акт управления. В этом случае отн-я между ними будут «горизонтальными», а их отн-я с подчиненными организациями, (кому этот акт адресован) - «вертикальными». К горизонтальным относятся и правоотн-я органа госуправления и отдельного гражданина.
1) одной из сторон админправоотн-я обязательно выступает орган госуправления или должностное лицо с админ- полномочиями. Этот субъект - правомочное лицо, др. субъекты являются правообязанными относительно первого: админправовые отн-я не могут устанавливаться между отдельными гражданами; 2) право есть одновременно и обязан-ью правомочного органа, а не использование своего права управленческим органом или должностным лицом расценивается как правонарушение; 3) правообязанный субъект, к-й противостоит правомочной стороне, должен исполнять свои обязан-ти под угрозой санкций в виде юрответ-ти; 4) админправоотн-я могут возникать: - по инициативе любого субъекта АП независимо от волеизъявления др. стороны; - против желания др. стороны; 5) санкции, применяемые к сторонам админправовых отн-й за нарушение или невыполнение своих прав и обязан-ей - это меры админ. и дисциплинарной ответ-ти; 6) споры между участниками админправоотн-я решаются в админпорядке компетентными органами и должностными лицами, судом.