Мера предварительной защиты, принимаемые судом
Суд наделяется правом принять только одну меру предварительной защиты - запрет применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца.
Под административным истцом, согласно ч. 2 ст. 38 настоящего Кодекса, понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.
Может возникнуть ситуация, когда с административным исковым заявлением обращаются в суд несколько истцов, требующих признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части, либо оспариваются разные положения одного и того же акта. В этом случае суду предоставляется право объединить в одно производство несколько административных дел.
Порядок судебного разбирательства по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
Устанавливая эти правила, законодатель прежде всего определяет сроки судебного разбирательства.
Так, по общему правилу административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом РФ в течение трех месяцев со дня его подачи.
В сокращенные сроки рассматриваются административные дела данной категории в установленных Кодексом случаях.
Во-первых, в период избирательной кампании, кампании референдума административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятых избирательными комиссиями, либо нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данными избирательной кампанией, кампанией референдума, рассматриваются судом в срок, установленный ч. 1 ст. 241 настоящего Кодекса, а именно в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
Во-вторых, если оспаривается закон субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования, то административное дело рассматривается судом в десятидневный срок со дня поступления административного искового заявления в суд.
Процессуальной особенностью является обязательное условие судебного разбирательства по административным делам данной категории -участие прокурора.
Если же административное дело возбуждено по заявлению самого прокурора, то в этом случае он не дает заключение по этому административному делу.
Суд должен известить лиц, участвующих в деле, их представителей, а также иных участников судебного разбирательства о месте и времени судебного заседания.
При рассмотрении и разрешении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителяоргана государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. В этом проявляется одна из процессуальных особенностей рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов. В случае их неявки суд может наложить судебный штраф в порядке и в размере, установленных ст. 122 и 123 настоящего Кодекса.
Следует обратить внимание, что суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверяет законность тех положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет следующие обстоятельства:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 и 3, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Кодекс не содержит нормы, запрещающей лицу, обратившемуся в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, отказаться от своего требования, однако этот отказ не влечет за собой безусловного прекращения производства по делу.
Это объясняется тем, что вступившее в законную силу решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер и является обязательным для всех лиц, как участвующих, так и не участвующих в рассмотрении данного дела.
По этим же причинам признание требования заявителя органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда не обязательно.
Особенностью является и то, что если в ходе судебного разбирательства оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу или был отменен, то это обстоятельство не может быть основанием для прекращения производства по этому делу при условии, что в ходе рассмотрения установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Однако если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, то в этом случае суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.
Такое же право имеет суд в том случае, если лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа.
При этом принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу публичного характера данной категории дел соглашение о примирении сторон недопустимо.
7. Суд прекращает в обязательном порядке производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта по таким основаниям:
1) в случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу;
2) в случае отказа гражданина, обладающего административной процессуальной дееспособностью, его представителя или законного представителя гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью от административного иска, суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу;
3) в случае, если отказ органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу;
4) в случае отказа гражданина, в интересах которого было подано соответствующее исковое заявление, его представителя или законного представителя поддержать административный иск суд принимает отказ органов, организаций и граждан, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу;
5) если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 настоящего Кодекса;
6) если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;
7) если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;
8) в случае смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;
9) если ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства.
По результатам рассмотрения административного дела по заявлению об оспаривании нормативного правового акта суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований либо об удовлетворении заявленных требований полностью или в части.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд может установить, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного нормативного правового акта или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов. В этом случае суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.
8. В комментируемой главе установлены требования к резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта. Эти требования заключаются в указании на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указании на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших. В резолютивной части решения должно быть указание на опубликование такого решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. В том случае, если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.
В резолютивной части также должно содержаться указание на распределение судебных расходов и на порядок и срок обжалования решения суда. В ней могут содержаться и другие сведения о вопросах, разрешенных судом исходя из конкретных обстоятельств административного дела, в том числе о выявленном судом содержании нормативного правового акта или его отдельных положений.
9. Вступает в силу решение суда по административному делу о признании нормативного правового акта по правилам, предусмотренным в ст. 186 настоящего Кодекса.
Признание судом нормативного правового акта недействующим влечет за собой прекращение действия этого нормативного акта или его части с указанной судом даты, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. С момента вступления в силу решения суда нормативный правовой акт или его часть не должны применяться и служить основой для принятия других правовых актов.
Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Если в результате признания судом нормативного правового акта недействующим полностью или в его части будет выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных отношений, то суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
10. В случае если оспариваются нормативные правовые акты, воспроизводящие содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают, то такие требования об оспаривании могут рассматриваться судом в порядке упрощенного (письменного) производства. В этом случае не проверяется законность повторного нормативного акта. При этом в мотивировочной части решения суда в порядке упрощенного судопроизводства должно содержаться обоснование тождественности повторного нормативного правового акта и нормативного правового акта, ранее признанного судом недействующим, должно быть указано на отсутствие изменений в соответствующем законодательстве, а также на решение суда, которым тождественный нормативный правовой акт признан недействующим.
Если административный ответчик возражает против проведения процедуры упрощенного (письменного) производства, судебное разбирательство проводится устно.
Вступившее в законную силу решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, их представителями и иными лицами, права, свободы и законные интересы которых затрагиваются решением суда.