Практическое занятие № 1 – 2 часа
Цель занятия – получение и закрепление знаний о государственном принуждении и административном принуждении как разновидности государственного; приобретение навыков по применению наиболее распространенных в деятельности ОВД мер административного принуждения в обычных и чрезвычайных условиях.
Сообщения:
1. Формы взаимодействия ОВД с государственными и негосударственными субъектами по обеспечению экономической безопасности.
2. Соотношение административного и иных видов государственного принуждения в деятельности ОВД.
Методические рекомендации
Подготовку к практическому занятию следует начать с тщательной проработки лекционных материалов. Необходимую помощь курсантам окажет изучение нормативных правовых актов, определяющих понятие экономической безопасности, регулирующих ее практическое обеспечение сотрудниками ОВД, в частности Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. «О полиции» и др.
Ознакомившись с содержанием вышеуказанных источников, курсанты должны дать в письменном виде правовую оценку проблемных ситуаций (задач) и сформулировать ответы на поставленные вопросы. При этом курсантам необходимо помнить, что они будущие юристы и необходимость владения юридическим языком – одна их основополагающих задач обучения.
Ответы на предложенные тесты также даются в письменном виде со ссылкой на конкретные нормы правового акта.
Задача № 1.
Укажите, какие из перечисленных мер относятся к административно-предупредительным мерам.
– административное задержание;
– карантин;
– принудительное лечение;
– таможенный досмотр;
– прекращение кредитования.
– изъятие огнестрельного оружия у лиц, совершающих антиобщественные поступки;
– снос самовольно возведенных строений;
– прекращение (ограничение) движения транспорта;
– реквизиция;
– досмотр ручной клади пассажиров гражданских воздушных судов.
Назовите основания и порядок их применения.
Задача № 2.
Укажите, какие из перечисленных мер относятся к мерам административного пресечения.
– закрытие отдельных участков государственной границы;
– выселение в административном порядке;
– принудительный медицинский осмотр;
– запрещение эксплуатации магазина ввиду антисанитарного состояния;
– сокращение бюджетного финансирования.
– административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
– применение приемов самбо;
– личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов;
– приостановление эксплуатации неисправного транспорта;
– проверка документов.
Назовите основания и порядок их применения.
Задача № 3.
Сотрудники БЭПиПК ОП № 5 УВД МВД по г. Н.Новгороду при проведении оперативных мероприятий на ул. Пискунова г.Н. Новгорода, услышали, что из третьего подъезда дома № 1 доносятся громкие крики и нецензурная брань. Войдя в подъезд, они увидел, как двое пьяных молодых людей пытаются войти в квартиру на первом этаже, а третий этому препятствует. Старший оперуполномоченный капитан полиции Стаханов проверил документы, объявил о задержании всех троих и доставил в пункт охраны порядка. Спустя 55 минут задержанные были отправлены в ОП № 3 УВД МВД по г. Н.Новгороду.
1.Проанализируйте ситуацию.
2. Укажите какие меры административного принуждения были применены оперуполномоченным?
3. Оцените законность действий сотрудника полиции.
Задача 4.
Инспектор ДПС ГИБДД Семеновского района Нижегородской области лейтенант полиции Егоров 10 марта 2012 года в 21 час. на служебном мотоцикле прибыл к месту дорожно-транспортного происшествия, которое произошло в 10 км от г. Семенов. В результате столкновения двух легковых автомашин водитель ВАЗ 21093 получил телесные повреждения (травму головы, ушиб грудной клетки, перелом левой голени. Егоров оказал ему первую доврачебную помощь, но т.к. пострадавший нуждался в срочной медицинской помощи инспектор ДПС остановил автомобиль ГАЗ 3110, следующий в г.Н.Новгород, попросив водителя отвезти пострадавшего в больницу г. Семенов. Последний отказался, пояснив, что едет с семьей, а автомобиль не оборудован под скорую помощь.
Поскольку движение на этом участке дороги неинтенсивное, время позднее, инспектор предложил выйти из автомобиля всем пассажирам и, отстранив водителя от управления, повез пострадавшего в больницу. Однако водитель заявил, что он обжалует неправомерные действия инспектора.
1. Оцените правомерность действий инспектора со ссылкой на нормативные акты.
2. В каких случаях сотрудники полиции вправе отстранять водителей от управления транспортным средством?
Задача 5.
Нарядом полиции во время проведения очередного этапа оперативно-профилактической операции «Нелегал» в г. Москве на ул. им. академика Волгина был остановлен гражданин (как впоследствии выяснилось Сомов) с целью удостоверения его личности. В ответ на требование предъявить документы он заявил, что удостоверяющего личность документа у него нет, и он не обязан его носить. В ходе дальнейшей беседы Сомов сообщил, что приехал к родственникам, но по дороге заблудился, точного адреса родственников не помнит.
Сомов был доставлен в дежурную часть Юго-Западного ОВД г. Москвы. Через трое суток был отправлен запрос в ИЦ ГУВД г. Москвы, откуда поступили сведения, что Сомов является лицом без определенного места жительства, занимается бродяжничеством и попрошайничеством.
1. Правомерны ли действия сотрудников поилиции?
2. Со ссылкой на нормативно-правовые акты назовите основания проверки документов сотрудниками полиции.
Задача 6.
В связи с угрозой проведения террористического акта начальник ОП № 5 УВД МВД по г. Н.Новгороду объявил об эвакуации жителей дома № 16 по ул. Большая Покровская. Жительница этого дома Тупова отказалась покинуть свою квартиру, заявив, что не хочет оставить без присмотра ценные вещи, а взять их с собой не в состоянии. Сотрудники ОМОНа, применив физическую силу, вскрыли квартиру и доставили Тупову в полицейский автобус, осуществлявший эвакуацию жильцов.
На следующий день Тупова, обнаружив пропажу из квартиры видеомагнитофона, обратилась в суд с жалобой на действия сотрудников полиции.
1. Проведите юридический анализ ситуации.
2. Назовите правовые последствия обжалования.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что следует понимать под экономической безопасностью государства?
2. В чём состоит содержание понятия государственное принуждение?
3. Что понимается под административно-предупредительными мерами?
4. Перечислите основания для применения мер административного принуждения.
5. Каковы цели мер административного пресечения?
6. Какие меры административного пресечения могут применяться к юридическим лицам?