Право собственности и иные вещные права
1. Общие положения о праве собственности
2. Приобретение и прекращение права собственности
3. Право общей собственности
4. Понятие и виды ограниченных вещных прав
5. Защита права собственности и других вещных прав
Общие положения о праве собственности.
Юридическое оформление экономических отношений собственности, возникающих между людьми в процессе присвоения имущества, происходит посредством принятия правовых норм, образующих межотраслевой институт права собственности (право собственности в объективном смысле), который объединяет нормы различных отраслей права (конституционного, гражданского, административного, земельного и других).
Указанный правовой институт устанавливает общие принципы принадлежности имущества определенным лицам, регулирует и защищает принадлежность материальных благ конкретным лицам.
Закрепленная за собственником в пределах, указанных в законе, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению и в своем интересе означает право собственности в субъективном смысле[171].
Под владением традиционно понимается основанная на законе или договоре возможность фактического обладания вещью. В этом правомочии находит свое юридическое выражение состояние принадлежности вещи определенному лицу. Правовое значение этому правомочию придается, например, при установлении законного или незаконного владения.
Правомочие пользования означает юридическую возможность извлечения из вещи каких-то полезных свойств посредством ее потребления. При этом не имеет принципиального значения, осуществляется пользование для удовлетворения личных нужд или же в целях извлечения прибыли.
Правомочие распоряжения означает возможность лица самостоятельно и по своему усмотрению определять юридическую судьбу вещи. При этом собственник может распорядиться вещью посредством ее отчуждения в результате совершения сделки, так и посредством уничтожения ставшей ему не нужной вещи.
Право собственности следует отличать от иных вещных прав. Главное отличие заключается в усмотрении собственника по осуществлению принадлежащих ему правомочий. В этом аспекте возможности других носителей вещных прав зависят от согласия собственника.
Право собственности следует отличать и от обязательственных прав. Если обязательственное право регулирует связь лиц - кредитора и должника, содержанием которой являются права и обязанности, то право собственности (равно как и иные вещные права) закрепляет связь субъекта права с вещью.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, отношения собственности включают в себя две стороны: «благо» обладания имуществом и «бремя» несения соответствующих расходов и риска.
Как установлено ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Это означает обязанность собственника поддерживать имущество в надлежащем состоянии (ремонт, внесение в почву минеральных и иных удобрений и т.д.), коммунальные платежи, налоги, регистрация и т.д. Особой разновидностью такого «бремени» является риск случайной гибели или случайного повреждения имущества (охрана, страхование и т.п.).
Ограничения права собственности могут быть установлены только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (то есть как в частных, так и в публичных интересах).
По содержанию ограничения права собственности можно подразделить на две большие группы: ограничения права юридического распоряжения и ограничение права пользования объектов права собственности[172].
Формы и виды собственности. Согласно ст. 8 Конституции РФ, признаются и равным образом защищаются частная, государственная и муниципальная и иные формы собственности. Понятие «иные формы собственности» действующее законодательство не конкретизирует. При этом частная собственность подразделяется два вида - собственность граждан и юридических лиц, государственная собственность - на собственность Российской Федерации и субъектов РФ, муниципальная собственность - на собственность городских и сельских поселений, иных муниципальных образований.
Выделение в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и иных федеральных законах различных форм и видов собственности обусловило проблему разграничения, во-первых, собственности РФ и субъектов РФ, а, во-вторых, отграничения муниципальной собственности от государственной. Первоначально такое разграничение осуществлялось на основе Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В приложениях к данному постановлению был намечен перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, а также перечни объектов, которые могут быть переданы в собственность субъектов РФ и перечни объектов муниципальной собственности.
Впоследствии принимаются федеральные законы, дополняющие либо конкретизирующие указанные перечни. Например, ст. 19 Лесного кодекса устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Согласно п. 2 ст. 12 Кодекса торгового мореплавания РФ, суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации.
Аналогичные правовые акты приняты в отношении имущества Федеральной пограничной службы, химического оружия и объектов его хранения и уничтожения, государственных образовательных учреждений, внесенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий федерального значения и ряда иных объектов.
Отдельные объекты федеральной собственности могут передаваться в собственность субъектов РФ или муниципальных образований. Решения о передаче таких объектов принимает Президент РФ или Правительство РФ. Аналогичные решения о передаче объектов собственности субъекта РФ в собственность муниципальных образований принимают органы исполнительной власти субъекта РФ.
В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Рассматривая государственную и муниципальную собственность, следует иметь в виду, что в ее состав входят, во-первых, имущество, закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, и, во-вторых, средства бюджета и иное государственное имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, казну республики, области или иного субъекта РФ или муниципальную казну городского, сельского поселения или иного муниципального образования.
В частной собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, в соответствии с законом изъятых или ограниченных в обороте, и поэтому не подлежащих передаче гражданам в собственность. Например, в собственности граждан не могут находиться некоторые виды огнестрельного оружия, либо для этого необходимо специальное разрешение. Для использования отдельных видов имущества гражданину необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (например, в случае покупки предприятия).
Законом может быть также установлено предельное количество имущества, которое может принадлежать гражданину на праве собственности[173]. Подобных ограничений применительно к частной собственности юридических лиц ГК РФ не устанавливает.