Круг дел, относимых к судебной подведомственности
Общий круг дел относимых к судебной подведомственности закреплен ч. 1 ст. 22 ГПК РФ. К категориям дел, рассматриваемым судами общей юрисдикции, относятся:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
2) дела по требованиям, разрешаемым в порядке приказного производства;
3) дела, возникающие из публичных правоотношений;
4) дела особого производства;
5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Исковые дела составляют большинство дел, рассматриваемых в судах. Исковое производство это производство, направленное на разрешение споров между отдельными лицами по поводу субъективных прав и обязанностей. Однако круг исковых дел ограничивается определенными требованиями: одним из участников спорного правоотношения должен быть гражданин и законом, международным договором или соглашением между сторонами не был предусмотрен иной порядок разрешения споров (например: третейское соглашение).
В порядке приказного производства разрешаются дела, основанные на бесспорных доказательствах. Статья 122 ГПК РФ регламентирует круг требований, по которым выдается судебный приказ:
1) требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
2) требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
3) требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
4) заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;
5) заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
6) заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;
7) заявлено органом внутренних дел требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда.
Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:
1) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
2) по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
3) по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
4) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Дела, рассматриваемые в порядке особого производства, объединяет один общий признак – отсутствие спора о праве. Статья 262 ГПК РФ закрепляет 11 категорий дел особого производства, отнесенных к судебной подведомственности:
1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
2) об усыновлении (удочерении) ребенка;
3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
10) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
11) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.
Следующая категория дел регламентирует возможность оспаривания гражданами решений третейских судов, а также обращения за принудительным исполнением. Решение третейского суда, принятое на территории Российской Федерации, может быть оспорено сторонами третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения третейского суда. Заявление об отмене решения третейского суда подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом. (ч. 1, 2 ст. 418 ГПК РФ)
Вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда рассматривается судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда (ч. 1 ст. 423 ГПК РФ).
Поскольку на территории Российской Федерации проживают и работают также и иностранные граждане, действует множество совместных фирм, многие отечественные организации имеют экономические связи с зарубежными фирмами, государство должно обеспечить защиту их прав и свобод. В этих целях ст. 398 ГПК РФ закрепляет право иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций и международных организаций обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Кроме, того решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Наибольшую сложность при определении подведомственности гражданских дел может вызвать разграничение компетенции суда общей юрисдикции и арбитражного суда. В целях обеспечения правильного и обоснованного определения подведомственности дела Пленумом Верховного Суда РФ совместно с Пленумом Высшего арбитражного суда РФ было принято Постановление от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», действующее и до сих пор. Согласно ч.3 указанного Постановления, гражданские дела подлежат рассмотрению в суде, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юридического лица.
Если заявление гражданина, с которым он обращается в суд, содержит в себе несколько требований, часть из которых подведомственна судам общей юрисдикции, а часть – арбитражному суду, и разделение исковых требований невозможно, то рассмотрение и разрешение дела происходит в суде общей юрисдикции. В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.