Процедура разрешения сообщений о преступлениях. Организация их проверки и контроля
Разрешение сообщений о происшествиях
Оперативный дежурный ОВД после регистрации в КУСП сообщения о происшествии принимает меры реагирования, регламентирующими деятельность органов внутренних дел.
Передача незарегистрированного в КУСП сообщения о происшествии исполнителю для проведения проверки категорически запрещается.
Сообщения о происшествиях, за исключением содержащих признаки преступления или административного правонарушения, рассматриваются в срок не более 30 суток.
Если по одному и тому же происшествию поступило два и более сообщений и в случае подтверждения этого, все имеющиеся материалы по решению начальника ОВД приобщаются к первому зарегистрированному сообщению, о чем в КУСП делается соответствующая запись.
По результатам рассмотрения сообщения о происшествии органом дознания, дознавателем, следователем в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:
по сообщению о преступлении:
о возбуждении уголовного дела;
об отказе в возбуждении уголовного дела;
о передаче сообщения по подследственности, в суд (по делам частного обвинения);
по иным сообщениям о происшествии:
о возбуждении дела об административном правонарушении;
о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии;
о приобщении к материалам специального номенклатурного дела.
О принятом решении по сообщению о происшествии информируется заявитель.
Должностное лицо, проводившее проверку сообщения о происшествии, в случае отсутствия признаков правонарушения, составляет рапорт о результатах проведенной проверки с приложением материалов проверки. Начальник ОВД принимает решение о приобщении материалов проверки в специальное номенклатурное дело.
Материалы, по которым принято решение о начале производства по делу об административном правонарушении, регистрируются в Журнале учета производства по делам об административных правонарушениях. Ведение Журнала возлагается на конкретное подразделение милиции общественной безопасности начальником ОВД.
При приеме-сдаче дежурства оперативный дежурный докладывает письменным рапортом начальнику ОВД:
о поступивших в течение суток в ОВД сообщениях о происшествиях, а также о нарушениях сроков рассмотрения поступивших сообщений;
о сотрудниках ОВД, проводивших проверку поступивших сообщений о происшествиях и не доложивших в дежурную часть ОВД о ее результатах в течение дежурных суток.
Контроль за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях
Сроки хранения документов
Начальник ОВД несет персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях и осуществляет ежедневный контроль за своевременностью, полнотой регистрации и соблюдением сроков разрешения сообщений о происшествиях, а также правильностью ведения КУСП, о чем делает соответствующую запись в специальной книге рапортов о приеме и сдаче дежурства.
Для проведения сверок полноты регистрации сообщений о происшествиях в органе внутренних дел создается комиссия. Председателем комиссии, как правило, назначается начальник штаба. Включение в состав комиссии сотрудника по регистрационно-учетной и статистической работе обязательно.
Начальник ОВД утверждает обязанности членов комиссии, планы ее работы на полугодие.
Секретарь комиссии ведет делопроизводство.
По окончании КУСП журналы учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, журналы учета административного производства, накопительные дела по материалам проверок, книжки с талонами-корешками передаются из дежурной части ОВД в секретариат для их хранения в течение 5 лет.
Магнитные записи поступивших в дежурную часть ОВД по телефону сообщений о происшествиях, в том числе полученные с помощью многофункционального цифрового регистратора сигналов, сохраняются в течение 30 суток, а затем уничтожаются в установленном порядке с письменного согласия председателя комиссии.
Заключение
Реальность такова, что следователь, выставляя стат. карточку формы 2 на "лицо, совершившее преступление", фактически предрешает вопрос о виновности, в то время как согласно п. 1 ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Правовая статистика учитывает свои объекты не изолированно, а в неразрывном связи с оценкой деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов. Она строит наблюдение так, чтобы освещать своими показателями отдельные стадии уголовного процесса, а также основные моменты деятельности правоохранительных органов.
Правильная организация первичного учета является главным условием для составления статистических отчетов о преступности, судимости, административных правонарушениях, деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов по укреплению законности.
Первичный учет используется также и для оперативных целей, например для дачи справок по судебным делам.