Подведомственность гражданских дел.
1. Понятие и виды;
2. Общие правила подведомственности гражданских дел суду;
3. Разграничение подведомственности между общими и хозяйственными судами.
Постановление Пленума РБ и Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 22.06.2000 г. «О разграничении подведомственности между общими и хозяйственными судами» № 4/3.
1. Подведомственность– это круг споров о праве, разрешение которых отнесено к ведению определенного государственного органа.
Подведомственность дел общим судам – круг гражданских дел, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.
В зависимости от количества юрисдикционных органов, управомоченных на разрешение споров, выделяют два вида подведомственности:
1. единичное (исключительное);
2. множественное.
Единичная подведомственность – это когда рассмотрение дела возможно каким-либо одним указанным в законе органом.
Множественная подведомственность – когда рассмотрение спора возможно несколькими различными органами.
Существует 4 вида множественной подведомственности:
1. альтернативная;
2. договорная;
3. условно-императивная;
4. условная.
Альтернативная – это подведомственность, которая допускает разрешение дела не только судом, но и другими юрисдикционными органами по выбору истца независимо от мнения другой стороны.
Договорная – когда дела могут быть по согласованию заинтересованных лиц переданы на рассмотрение другого органа помимо того, который указан в законе.
Условно-императивная – когда дело подлежит рассмотрению несколькими юрисдикционными органами в определенной в законе последовательности, т. е. рассмотрение дела в несудебных органах является обязательным условием рассмотрения его судом. Например, КТС – комиссия по трудовым спорам.
Условная – это подведомственность, при которой дело подлежит рассмотрению в суде только при наступлении определенного условия.
Например, ст. 751 ГК – претензионный порядок обращения к переводчику по договору «Переводчики».
Отличие:
- в условной устанавливается законом, но регулируется сторонами;
- условно-императивная – предусматривает определенный порядок разрешения спора не самими сторонами, а соответствующими органами.
В соответствии со ст. 60 Конституции– каждый имеет право обратиться в суд независимо от того, имеется ли упоминание в нормативном акте о судебной форме защиты.
Отсутствие в законных актах норм о судебной подведомственности, либо указание в них об иной подведомственности не лишает заинтересованных лиц права на судебную защиту и не устраняет судебную подведомственность.
Ч. 2 п. 1 Постановления Пленума закрепляет, что решение принятое в административном порядке может быть обжаловано в общий или хозяйственный суд в соответствии с их компетенцией.
2. Общие правила подведомственности суду закреплены в ст. 37 ГПК применительно к четырем видам судопроизводства.
В исковом производстве рассматриваются следующие дела:
1. по спорам, возникшим из гражданских, семейных, трудовых, земельных отношений, отношения по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной стороной спора выступает гражданин.
2. по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и другими актами законодательства. Например, споры, отнесенные к компетенции судебной коллегии по патентным делам В. Суда.
3. др. дела, отнесенные к законодательству ведения общих судов.
Например, ст. 24 Закона «Об адвокатуре» закрепляет дела лиц, исключенных из состава коллеги адвокатов, рассматриваются судами общей юрисдикции.
Приказное производство закрепляет перечень дел в ст. 394.
Особое производство – перечень дел закрепляет в ст. 361.
Производство, вытекающее их административных правоотношений ст. 335.
В основу общих правил подведомственности дел искового производства положены следующие критерии:
1. спор о праве;
2. субъектный состав спорящих сторон;
3. характер спорного правоотношения.
3.Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, возникшим из гражданских, административных и иных правоотношений (земельных, финансовых, налоговых, бюджетных и иных), в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, в которых сторонами выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы, административно-территориальные единицы РБ, а в случаях, предусмотренных законными актами, - организации, не являющиеся юридическими лицами (в том числе трудовые коллективы) и граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Хозяйственные суды рассматривают в том числе следующие дела:
1. об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;
2. по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении;
3. дела приказного производства;
4. по заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на неправомерные действия государственных органов, юридических лиц об ущемлении их прав, если законодательством прямо не предусмотрено об подведомственности таких споров общим судам.
В случаях, предусмотренных актами законодательства, Хозяйственных судам подведомственны такие следующие категории дел:
1. дела по заявлениям трудовых коллективов, когда спор связан с устранением препятствий для создания юридического лица, основанного на негосударственной форме собственности ч. 2 п. 6 Постановления Пленума.
2. по заявлению гражданина в связи с отказом в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, либо от уклонения государственной регистрации в установленный срок п. 71 Положения «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования», утвержденного 16.03.1999 г. Декретом Президента.
3. по заявлениям граждан-учредителей по поводу отказа в государственной регистрации юридического лица (коммерческой организации) либо уклонение от государственной регистрации п. 71.
4. по заявлению гражданина-кредитора юридического лица или его наследников об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица.
Когда акт законодательства не позволяет разграничить компетенцию между общим и хозяйственным судами, а содержит лишь указание на то, что спор подлежит рассмотрению в «судебном порядке» подведомственность дела определяется с учетом двух критериев:
1. с учетом субъектного состава участников спора;
2. характер возникшего спорного правоотношения.
Эти оба критерии при разграничении подведомственности должны учитываться в совокупности.
Например, когда гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности – оно подлежит рассмотрению в общем суде. А если гражданин не имеет свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а спор связан с предпринимательской деятельностью - такие дела также рассматриваются в общих судах.
Дела, в которых сторонами или одной из них являются индивидуальные предприниматели и спор не связан с осуществлением предпринимательской деятельности, подведомственны общим судам.
Споры о подведомственности дел не допускаются в силу требований ст. 41 ГПК, в соответствии с которой вступившее в законную силу судебное постановление о подведомственности обязательно для иных судов, государственных органов, а также организаций, указанных в этом постановлении, которые вправе поставить вопрос об его отмене только перед вышестоящим судом.